Инженеры отвечают читателямЭКРАН-УЧИТЕЛЬСтремительно множится количество автомобилей на дорогах всего света, и тихих улиц, где можно спокойно заняться обучением водителей, становится все меньше и меньше. Растущая с каждым днем интенсивность движения вообще не оставляет сколько-нибудь серьезных надежд на широкое использование городских магистралей в качестве учебных полигонов. Во всяком случае, пока курсант не обретет уверенность за рулем. Поможет ему в этом применение в учебном процессе кино и автоматики. В ряде стран Европы и Америки за последнее время получил распространение новый способ обучения водителей, о котором мы и хотим рассказать. Класс на 15—25 курсантов оборудован киноэкраном, а учебное место, правильнее сказать теперь — место зрителя, ничем не отличается от кабины водителя настоящего автомобиля. Да и обстановка почти реальная: руки — на рулевом колесе, перед глазами — щиток приборов, слышен характерный шум двигателя, спидометр показывает «скорость», манометр — «давление масла»... Вот в таком классе и начинается курс «Вождение автомобиля».. Здесь проходят первые семь полуторачасовых уроков, в течение которых обучаемым показывают 14 цветных кинофильмов по устройству автомобиля и технике вождения. Обстановка движения от фильма к фильму, естественно, усложняется. Но каждый раз новички сначала наблюдают на экране за действиями опытного шофера-наставника, а затем уже управляют «автомобилем» самостоятельно. Но это не все. Во время демонстрации фильмов за действиями обучаемых следит электронное устройство, которое фиксирует движения каждого из них, записывает все ошибки. Воспроизводя эти «кардиограммы» после занятий, инструктор может совершенно точно разобрать и установить просчеты каждого. В результате обучаемый не только получает элементарные умения и навыки, но и тут же совершенствует их. И только тогда, когда у него выработается автоматизм движений, появится так называемое чувство дороги, он пересаживается в кабину настоящего автомобиля с двойным управлением и выезжает с инструктором на дорогу. Описанный способ не может заменить практических занятий на улицах города, но он в значительной мере облегчает первые шаги новичка, быстрее, а главное — совершенно безопасно вводит его в существо водительской науки. В классе ученики оказываются почти в естественных дорожных ситуациях, вырабатывают необходимую реакцию и даже могут попадать в «аварии», не причиняя ни малейшего вреда ни себе, ни другим. Наконец, при помощи кино можно создавать самые сложные ситуации, которые не воспроизведешь обычными формами обучения. Новый метод является к тому же отличным средством проверки способностей кандидата в водители к управлению автомобилем. А. МИХЛИВР АЗБОРКА РУЛЕВОЙ КОЛОНКИ МОТОЦИКЛОВ К-175 к «КОВРОВЦА-175»«Прошу рассказать, к ак правильно разобрать для ремонта рулевую колонку мотоцикла К-175». К этой просьбе В. Петрова из Рязани присоединяются москвич Д. Павлов, Г. Голубев из Минскаи другие читатели. для ответа на вопрос предоставляем слово инженеру X. X. Миропольскому.Прежде чем приступить к ремонту рулевой колонки, нужно убедиться в том, что он действительно необходим. Ремонт нужен, когда стержень колонки начинает покачиваться в подшипниках рамы или становится неравномерным усилие при повороте руля. Правда, иногда подобное покачивание возникает и при затяжке подшипников рулевой колонки с перекосом. Поэтому, не приступая к разборке, вначале убедитесь в правильной их установке: ослабьте гайки болтов, стягивающих основные трубы передней вилки в нижней траверсе, и гайку болта шейки верхней траверсы, а затем, постукивая по нижней траверсе, приблизьте ее к верхней и надежно затяните все гайки. Если люфт подшипников рулевой колонки устранить не удалось, значит, подшипники нуждаются в ремонте. Чтобы определить характер ремонта, колонку надо разобрать. Для этого снимите переднее колесо, перья вилки (стяжные болты нижней траверсы до конца выворачивать не следует), руль, а затем — фару и звуковой сигнал. Не забудьте на каждый провод повесить бирку, чтобы не перепутать провода при сборке. Отверните болты, крепящие передний грязевой щиток к кожухам вилки, и до конца — стяжные болты 44 (см. рисунок) нижней траверсы 43 ; снимите (в сторону от нижней траверсы) кожухи основных труб вилки и грязевой щиток (последняя операция выполняется только для мотоцикла К-175). Дальше последовательность разборки такая. Снизу рулевой колонки выньте из стержня 63 демпфера шплинт 45. Вращая барашек, выверните стержень демпфера, придерживая рукой снизу наконечник 46. Затем выньте его вместе с надетыми на него тарельчатой пружиной 48, стальной шайбой 50, фибровыми шайбами 51 и неподвижной шайбой 52. Отверните верхнюю 23 и нижнюю 24 гайки. Ослабьте стяжной болт 27 верхней траверсы 28. Ее снимают, придерживая рукой нижнюю траверсу 43. Из верхнего подшипника 33 нужно вынуть шарики 32. Наконец, осторожно опустите на 15—20 мм нижнюю траверсу и выньте шарики из нижнего подшипника. Заканчивают разборку тем, что снимают с мотоцикла нижнюю траверсу вместе со стержнем 40, который запрессован в траверсу и застопорен штифтом и кольцом 31 шарикоподшипника. При необходимости со стержня рулевой колонки снимают кольцо шарикоподшипника. Теперь нужно внимательно осмотреть все детали. Если обнаружите деформацию шариков, лучше всего заменить весь комплект. Увидите трещины, следы выкрашивания или вмятин и другие дефекты на участках беговых дорожек колец 31 и 33 шарикоподшипников — замените их новыми, сняв поврежденные со стержня рулевой колонки или осторожно выпрессовав из передней части рамы. Собирают рулевую колонку в обратной последовательности. X. МИРОПОЛЬСКИЯ, инженер Детали передней вилки: 1 — кожух основной трубы; 2 — корпус сальника; 3 — втулка подвижной трубы; 4 — подвижная труба; 5 — шайба; 6 — болт; 7 — направляющая втулка; 8 — стопорное кольцо; 9 — шайба; 10 — маслоспускная пробка: 11 —- втулка основной трубы; 12 — основная труба; 13 — прокладка; 14 — пружина сальника: 15 — сальник: 16 — стопорное кольцо; 17 — прокладка кожуха; 18втулка кожуха; 19 — шайба; 20 — стяжная гайка верхней траверсы: 21 — гайка; 22 — шайбы; 23 — верхняя гайка демпфера; 24 — нижняя гайка; 25 — гайка; 26 — пружинная шайба; 27 — болт; 28 — верхняя траверса: 29 — колпачок верхнего подшипника; 30 — шток; 31 — кольца шарикоподшипника; 32 — шарик подшипника; 33 — кольца шарикоподшипника; 34 — пружина; 35 — штифт; 36 — клапан; 37 — направляющая шайба штока; 38 — гайка; 39 — шплинт; 40 — стержень рулевой колонки; 41 — пружина направляющей втулки; 42 — стойка гидроамортизатора: 43 — нижняя траверса; 44 — болт; 45 — шплинт: 46 — наконечник стержня демпфера; 47 — пружинная шайба; 48 — тарельчатая пружина, 49 — гайка: 50 — шайба: 51 — фибровые шайбы: 52 — неподвижная шайба демпфера; 53 — стержень демпфера с барашком.27