В сентябре первые автомобили ВАЗ серийной сборки покинули конвейер. А строительство завода продолжается. Осенью вступила в строй первая очередь еще одного из основных цехов — корпуса алюминиевого литья. Вслед за ним — пущена первая очередь прессового корпуса, кузнечного, чугунолитейного цехов. В центре внимания, конечно, дела на главном конвейере. Тысячи деталей, пройдя через руки десятков тысяч автомобилестроителей, превращаются здесь в вишневые, голубые, серые «жигули». Облицовку радиатора украшает незнакомая еще нашим автомобилистам эмблема — шестиугольный продолговатый щит со старинной волжской ладьей. В нынешнем году ВАЗ даст стране свыше двадцати тысяч «жигулей». С планомерным вводом в строй новых объектов производства завод будет наращивать выпуск автомобилей, чтобы через несколько лет выйти на проектную мощность — 660 тысяч машин в год. Одним словом, семья наших легковых автомобилей пополнилась новой машиной. К приему ее готовились магазины, станции обслуживания. Учла интересы будущих владельцев «жигулей» и редакция «За рулем», начав публиковать с августовского номера подробное описание конструкции автомобиля. Большую серию материалов об устройстве отдельных узлов, агрегатов, систем с рекомендациями по их обслуживанию намечено закончить в будущем году. На этих страницах мц знакомим читателей с системой газораспределения двигателя.У моторов с распределительным валом в головке, как правило, меньше инерция клапанного механизма, а следовательно, они более быстроходны. Вот почему именно таким конструкциям АЗЛК, БМВ, «Воксхолл», «Датсун», «Мацуда», «Остин», «Опель», «Пежо», ФИАТ, «Триумф» и другие заводы отдали предпочтение в своих последних моделях.' У двигателя ВАЗ распределительный вал также в головке. Для камеры сгорания была избрана не полусферическая, а клиновидная форма. В после/.; нем случае обеспечивается выгодное отношение поверхности камеры к ее объему, а также хорошее завихрение рабочей смеси. В свою очередь, форма камеры сгорания определила расположение клапанов — не V-образное, как на «Москвиче-412», «Пежо-304» или БМВ-1600, а в один ряд. В этом случае можно было разнести впускные и выпускные клапаны по разным сторонам головки. Такое их расположение позволяет улучшить наполнение цилиндров горючей смесью и получить более высокую мощность. Тем не менее для массового легкового автомобиля первостепенное значение имеет не столько мощность мотора, сколько его надежность. Если все каналы вывести на одну сторону головки, как сделано на двигателе ВАЗ, то картина распределения температур по ней будет более выгодной. Следовательно, сведется к минимуму возмож.ность коробления головки и выхода из стооя ее прокладки. Для привода распределительного вала в двигателе ВАЗ, как и на многих других моделях, цепная передача (рис. 1) расположена в передней части головки и блока цилиндров. Ее двухрядная роликовая цепь 2с шагом 9,525 мм состоит из 114 звеньев и связывает ведущую звездочку 5, сидящую на коленчатом валу, с ведомой звездочкой 1 раопределитель'ного вала и ведомой звездочкой 4 промежуточного вала. Звездочка 5 фиксируется относительно вала шпонкой. Звездочки 1и4 соединяются каждая со своим валом при помощи запрессованного в его торец штифта, который входит в одно из шести отверстий на ступице звездочки. Конструкция цепного приво-Двигатель, механизм газораспределенияНа автомобиле ВАЗ двигатель с распределительным механизмом современной конструкции — «вал в головке». Сейчас многие ведущие автомобильные заводы на своих новых моделях размещают распределительный вал в головке двигателя, а не в блоке, как прежде. Таким образом, уходят в прошлое штанги привода клапанов, которые из-за большой длины были очень нежесткими. Увеличение же их сечения приводило к возрастанию инерции клапанного механизма. В обоих случаях было трудно создать быстроходный двигатель — при числе оборотов более 5000—5200 в минуту нарушались фазы газораспределения.Рис. 1. Цепной привод распределительного вала: 1 — ведомая звездочка распределительного вала; 2 — цепь; 3 — успокоитель; 4 — ведомая звездочка промежуточного вала; 5 — ведущая звездочка; 6 — натяжное устройство; 7 — плунжер.Рис. 2. Установка ведущей звездочки цепного привода: А иБ — контрольные метки.4 да позволяет припереборке двигателя сохранить неизменной взаимную установку цепи извездочек . Т акимоб ­ р азом упрощается восстановление пер ­ воначальных фаз газораспределения после снятия головки . При правильной установке привода механизма газораспределения метка А на ведущей звездочкедолжна встать против прилива Б на блоке двигателя (рис. 2). Чтобы их совместить, надо провернуть коленчатый вал. Д ля установки же распределительного вала (рис. 3) следует, поворачивая вал, совместить меткуА на корпусеегопод ­ ш ипниковсметкойБ на ведомойзвез ­ д очке . Л риэтомпоршень четвертого цилиндрадолжен находиться в верхней мертвойточке . Как припроверке , так ипри установке привода необходи ­ м о , чтобы ведущая ветвь цепи была натянута. П рирезкомизменении числа оборо ­ тов двигателя из-за инерции цепи ее ведущая ветвь испытывает волнообраз ­ ные колебания. Д ля их гашения служит успокоитель 3 ( с м . С}ис. 1). Напротив него размещается натяжное устройство 6. Его выгнутый башмакзакрепленоднимконцом на неподвижнойоси , а другим — соединен сплунжером 7, п рижимающимбашмаккведомой ветви цепи. Натяжение регулируютприпомощи гайки плунжера , к оторая находится впередней правой части двигателя рядомсводянымнасосом (рис. 4). В процессе эксплуатации автомоби ­ ля подтягивать цепь следует через 10 тысяч километровпробега . Д ляэтого надо ослабить регулировочнуюгайку , п ровернуть коленчатый вал рукояткой на 0,5—0,75 оборотаи затянуть гайку. Распределительный вал 4 (рис. 5) р асположенвотдельномкорпусе , устан овленном на головке , и вращается в пяти подшипникахскольжения . К сред ­ н ему из них подводится масло, к ото ­ р ое через радиальные сверления по ­ ступает в центральный канал вала. Оттуда оно попадает к остальным под ­ шипникам, а также к рокерам, избыт окжеего идет на смазку цепи ицеп ­ ных звездочек . Кулачки распределительного вала действуют на клапаны не непосредственно, а через рокеры 3. ОдниМ кон ­ ц омкаждый из них опирается на затыл очную часть клапана 1, д ругим — на сферическую головку 6 регулировочног о болта. К аждыйрокер удерживается на сферическойголовке болта специальной пружиной9 шпилечного типа. Отпустив контргайку8и вращая регу ­ л ировочный болт за его шестигранник 7, м ожно изменять высоту расположениясферы , на которую опирается рокер 3, а следовательно, и величину зазорамеждунимикулачком распределительн ого вала. П роверяют этот зазор , а если нужно , то ирегулируют , после первых 150020U0 километровпробега , з атем через следующие 4000—5000 километрови далее после каждых 10 000. Д ляизмере ­ ния зазора служит плоскийщупВ ( с м . рис. 3), к оторыйдолженперемещатьсямеждузатылком кулачка ирокеромслегким усилием. К огданеобходимаре ­ г улировка , то вращением болта Г устанавливают нужныйзазор , затягивают контргайку , вновь проверяютзазор и, если он недостаточен, к орректируют . Продолжительность имоментыоткры ­ тия клапанов, а также величина их мак ­ симального подъема (9,73 мм ) о преде ­ ляются конфигурациейивзаимным расположением кулачков на распредели ­ тельном валу иего установкой относительно коленчатого вала. О фазах газо ­ распределения двигателя ВАЗ дает представление диаграмма на рис . 6. Если снять корпус распределительного вала, о ткроется доступ к клапанам и их пружинам. Каждый цилиндр обслуживают два клапана. Д ляповышения износостойкости их стержни азотированы, а на рабочие поверхности выпускных, п ри ­ м ыкающиек седлам, наплавлен стеллит. Верхняя часть выпускного клапана сделана из той же стали, что ивпуск ­ ной, н ижняяже , в том числе и тарелка, — из специальной жаростойкой стали. Различаются клапаны идиаметромтарелки : 37 ммувпускногои 31,5 мму выпускного. А люминий , из которого сделана го ­ ловка цилиндров, — неподходящий материал вкачестве . р абочей поверхности для клапанов. Поэтому в нее запрессо ­ ваны чугунные седла инаправляющие втулки ( с м . рис. 5). В верхней части втулок сделана резьба специального про ­филя, к оторая играет роль лабиринтног о уплотнения. Она 'предотвращает пе ­ рекачивание масла взазор вокруг стержня клапана. С этой же целью на втулку сверху надет колпачок2 из специальной теплостойкойрезины . Клапанный механизмзакрыт сверху стальной штампованной крышкой , к ото ­ рая крепится кголовке десятью болтами. Л. ШУВАЛОВ, инженер г. Тольятти.Рис. 5. Клапанный механизм: 1 — клапан; 2 — защитный колпачок; 3 — рокер; 4 — распределительный вал; 5 — зазор между рокером и кулачком; 6 — сферическая головка регулировочного болта; 7 — шестигранник регулировочного болта; 8 — контргайка; 9 — шпилечная пружина рокера.Рис. 3. Регулировка распределительного механизма: А иБ — установочные метки распределительного вала; В — щуп толщиной 0,15 мм для проверки зазора; Г — шестигранник регулировочного болта; Д — контргайка.Рис. 4. Гайка (отмечена стрелкой) для регулировки натяжения цепи.Рис. 6. Диаграмма фаз газораспределения.