РАЛЛИ БЕЗ СЕКРЕТОВПрошло время, когда слово «ралли» для людей, не причастных к автоспорту, было загадкой. Иные • не примите — «то за анекдот — полагали, что ралли имеет отношение и... катанию на ролиНИХ. Теперь это слово многое говорит каждому автомобилисту, да и не только ему, В ралли сконцентрировано все, чем богат и славен автоспорт: искусство управления в сложнейших условиях, высокие скорости, знание машины и многое, многое другое. В немалой степени росту популярности этих соревнований способствовало у нас успешное выступление советских спортсменов в двух, как их называли, сверхмарафонских ралли — Лондон — Сидней и Лондон — М ехико , Благотворное влияние крупнейших в автоспорте событий последнего времени мы ощутили на финале спартакиады и чемпионате страны по авторалли, состоявшемся в Армении. Это сказалось и на деталях — выборе трассы, организации и, что особенно важно, — на общем уровне соревнований, который заметно отличал их от ралли прошлых лет. Посудите сами. Очень сложная горная трасса. Серпантины на высоте 2500 — 3000 метров, скоростные участки, И при всем этом из 116 экипажей финиширует больше половины, и среди них немало без единого «дорожного» штрафного очка! Надо отдать должное устроителям, использовавшим передовой опыт и сумевшим на редкость четко организовать встречу сильнейших раллистов СССР. Трасса выла открытая, и легенда — весьма точная, с указанием мест старта и финиша скоростных участков — своевременно вручена спортсменам. Таким оврагом, был сразу решен извечный вопрос, нлк создать равные условия для местных и иногородних участников. Все получили возможность познакомиться с особенностями предстоящего пути и составить для скоростных участков легенду. Кстати, многие воспользовались «рецептом» руководителя нашей команды на ралли Лондон — М ехико — мастера спорта К. Сочнова («За рулем», 1970, N» 2). Организаторы сделали также все от них зависящее, чтобы обеспечить строгий порядок на трассе. На наиболее опасных участках ив населенных пунктах находились работнини ГАИ, регулировщики-общественники. На этот раз было безупречным и судейство. Дистанция между пунктами KB выверена точно, хронометраж на скоростных участках не вызывал сомнении. Впервые в этом году на трассе не было пунктов ВКВ — внезапного контроля времени. Их заменили пунктами внезапного контроля прохождения (ВКП). Это позволяло нам более разумно рассчитывать график движения — наверстывать время на дорогах с хорошим покрытием, а на трудных (их было более чем достаточно) — ехать с меньшей скоростью, оберегая автомобиль. Пункты ВКВ, призванные, вроде бы, способствовать безопасности движения, по существу превратились в причину излишне высоких скоростей, особенно на плохих дорогах. И очень хорошо, что от них отказались. Опыт проведения «Ралли —1970» заслуживает, на мои взгляд, широкого применения в будущем. Поэтому еще раз хочется подчеркнуть важность того, чтобы трасса была открытой, чтобы в легенде указывались места старта и финиша скоростных участнов. Видимо, стоит также заранее сообщать и время прохождения этих участков (днем или ночью).Ничего не преувеличу, если скажу, что ралли нынешнего года проходило на уровне высоких международных стандартов. Я уже упоминал о трассе. Большая часть ее петляла в горах. К тому же трудные скоростные участки. Недаром раллисты, прошедшие через горнило марафона Лондон — М ехикои стартовавшие в сринале %партакиады по авторалли, утверждали, что трасса в Армении не уступала трудным участкам, которые им пришлось преодолевать в Южной Америке. Тем отраднее, повторяю, что многим спортсменам оказались по плечу самые серьезные раллистские испытания. Можно утверждать, что ралли — этот, по моему глубокому убеждению, вид номер один в автоспорте — в нынешнем году выдержало экзамен. Но значит ли это. что все обстоит благополучно и нет нужды в дальнейшем совершенствовании соревнований? Мне кажется, настала пора разыгрывать чемпионат страны в несколько этапов. Такая система намного расширит базу авторалли и позволит избежать случайностей, которые возможны при одноэтапном первенстве. К слову сказать, это не повлечет за собой увеличения расходов, так как этапами могут служить традиционные ралли, которые проводятся у нас в ряде мест и собирают сильнейших гонщиков страны. Спортсмен по своему выбору может участвовать. допустим, в пяти соревнованиях, и три лучших результата идут ему в зачет. Разумеется, при этом должны быть продуманы многие вопросы: трасса, дополнительные соревнования, состав участников, чтобы уравнять по степени трудности все этапы. В статье «Ралли для всех» («За рулем», 1970, № 7) заслуженный тренер РСФСР В. Лапин поднял ряд актуальных вопросов о будущем ралли. Там он выдвигает другое, но тоже, на мой взгляд, приемлемое предложение — о двухступенчатом чемпионате. На первой, менее трудной трассе разыгрываются номандскорости — почти как на шоссейно-кольцевых тоннах. Посудите сами, круг в 6,8 километра мы проходили за 7 — 7,5 минуты. И в то же время всего одно серьезное препятствие — брод с заболоченными берегами — было таким, что машины застревали здесь, как говорят, «намертво». Трактором их не успевали вытаскивать, получались заторы, спортсмены нервничали. В конце концов судейская коллегия дала разрешение на объезд брода. Но уже в ходе соревнований, когда выступавшие на ЗИЛ-130 преодолели участок по нескольку раз. Нужны ли труднопроходимые участки на трассе? Конечно, нужны, но такие, которые под силу машине и спортсмену. Может быть, водителю надо предоставить право пользоваться самовытаскивателем, не прибегая к помощи тягача. А за пользование тягачом следует наказывать несколькими минутами отстоя. Возможно, имеет смысл восстановить прежнюю практину, когда водитель выезжал на трассу вместе с механиком. Довольно странное впечатление произвело решение, противоречащее общепринятым спортивным нормам: определять место на старте по показателям стрельбы из малокалиберной винтовки. Мы за стрельбу, однако ж ее результаты. наверное, лучше учитывать в командных итогах, а места на старте определять по времени, показанному в контрольных заездах накануне финала. В. КОРОТКОВ, чемпион спартакиады и чемпион СССР 1970 года, мастер спорта СССР Кировоград Итоги финала убедительно свидетельствуют: успеха добиваются, как правило, те спортсмены, в распоряжении ноторых есть хороший кордодром. Примером тому — выступление номанд Азербайджана, РСФСР, Армении, Ленинграда. Как это ни прискорбно, последнее место заняла команда Москвы. И не случайно. В столице до сих пор нет кордовой дорожки. не ведется поэтому систематической тренировочной работы с автомоделистами. К. ТУРБАБО, судья Всесоюзной категории Кишинев Результаты соревнований Командный зачет: 1. Азербайджанская ССР - 1590 очков, 2. РСФСР — 116.3; 3. Армянская ССР - 131L. Личный зачет. Гоночные модели: 1,5 ом 3 —КРОСС ИЛИ КОЛЬЦЕВЫЕ ГОНКИ?Спортсмены, специализирующиеся в автокроссе, проявляют большую заинтересованность в дальнейшей судьбе •того соревнования. Выступают в нем водители грузовых машин, шоферы-профессионалы, для которых занятия кросвы, практическая ценность соревнования несомненна. Но всегда ли? Финал пятой Всесоюзной спартакиады по автокроссу проходил в Кировограде и был весьма представительным. В нем участвовали водители из различных автотранспортных предприятий, воинских частей, автоклубов. Борьба в каждом заезде была упорной и по-настоящему боевой, В наиболее массовом нлассе машин — ГАЗ-51 лидером с первого же круга стал москвич В. Ященко. Выдержав упорные атаки Н. Сокорева из Новосибирска и рижанина В. Гуреева, он раньше всех закончил дистанцию. По-иному сложился финал в моем классе — ЗИЛ-164. Я стартовал во второй пятерке. А это значит, что на трассу уходишь спустя 10 секунд после первой группы спортсменов. До двенадцатого круга заезд возглавлял моенвич К. Житков, но затем мне удалось выйти вперед, первым пересечь линию финиша и получить право на золотую медаль (как и на прошлой спартакиаде). И все же признаюсь, что полного удовлетворения от соревнований не получил, как, впрочем, и многие другие спортсмены. В чем же дело? Что-то не везет нам в последнее время с выбором трассы. Нынешняя была лучше прошлогодней, но тоже не отвечала требованиям кросса. Сравнительно простая, она позволяла развивать слишком высокиесом прежде всего — совершенствование профессиональной подготовки. КазалосьСВЫШЕ 210 КИЛОМЕТРОВ В ЧАС!Каждое соревнование ~ экзамен для спортсмена. Здесь проверяется его мастерство, выдержка, умение готовить технику. Особенно серьезным испытанием для автомоделистов явился финал пятой Всесоюзной спартакиады. В Кишинев собрались представители всех союзных республик, Москвы и Ленинграда. Года два назад скорость 200 км/час наэалась многим спортсменам просто невероятной, * на минувших соревнованиях модели класса 10 см', занявшие моста с первого по шестое, показали результаты, превышающие 210 км/час. Значительно улучшилось качество подготовки микроовтомобилой, спортсмены стали смелее использовать новинки техники. В заездах на побитие ренордов установлены три всесоюзных достижения. Перворазрядник В. Попов (РСФСР) запустил модель 2,5 см 3 на дистанцию 1000 метров. Она развила 191,489 км/час, на 6,9 км час превысив рекорд В. Ляпнина. Еще один рекорд на этой же дистанции установлен мастером спорта Н. Треневым из Ленинграда. Модель 5 см' показала 210,526 км/час, на 6 км/час лучше прежнего достижения. На дистанции 2000 метров отличился кандидат в мастера спорта Э. Кашкин (РСФСР). Его модель класса 2,5 см' прибавила к ренорду 4 км/час.10