ю щиедругие воинские специальности, свято выполняют свой долг по защите социалистического Отечества, настойчиво овладевают техникой иоружием . Вот в гвардейской Таманской мотострелковой дивизии служат гвардии сержанты В. К орнеенкои Н. Пилипончик, рядовые Н. Скоробогатов и В. Потемкин. Участвуя в войсковых маневрах «Двина», они об ­ разцово выполнили все задачи, показали умение четко, сноровисто действовать в трудной обстановке, п риближеннойк условиям современного боя. За успехи вратномтруде воины награжденыюби ­ лейными медалямиикаждый имеет по четыре нагрудных знака воинской добле ­ сти. В праздничный парад 7 ноября 1970 года им доверили вести боевые машины по главной площади страны — Красной площади. А сколько таких замечательных специалистов вармии ! Их примеру следует призывная моло ­ дежь, готовящаяся пополнить ряды технических специалистов армии и флота, сменить тех, кто отслужил свой срок. В автомотоклубах, технических школах, на учебных пунктах оборонного патриотического Общества тысячи юношей овладевают мотором , учатся управлять автом обилем , тягачом, д ругими видами техники, приобретают начальные военные знания, получают идейнуюи физическую закалку. За прошедшие три с лишним года после принятия Законаовсеобщей воинской обязанности организации ДОСААФ , на которые Законом возложена подготовка специалистов для Вооруженных Сил, сделали немало. П римером тому могут служить автомотоклубы. Многие из них за это время значительно укре ­ пили свою материально-техническую базу, повысили качество учебной и воспитательной работы. С каждымгодом увеличивается число образцовых клубов. Сейчас вДОСААФ есть такие учебные организации, которые по своему оснащ ениюи постановке обучения будущих воинов-водителей по праву можно считать показательными. Военное командование высоко оцени ­ вает деятельность организаций ДОСААФ . В прошлом году за хорошую подготовку призывной молодежик воинской службе Министерство обороны СССР наградило переходящим Красным знаменемукра ­ инскую республиканскую иомскуюоб ­ ластную организации Общества. За высокие показатели в подготовке шоферови других специалистов ряд клубов ДОСААФ награжден переходящими Красными знаменами Военных советов округов. Социалистическое соревнование, р аз ­ вернувшееся в честь XXIV съезда КПСС , внесло в военно-патриотическую работу дух творчества и новаторства. Под руководством партийных организаций, совместно спрофсоюзами , к омсомолом , военными комиссариатами, при широком участии ветеранов войны и труда, а такж е воинов армии и флота комитеты, клубы ДОСААФ добиваются того, чтобы молодые люди, приходящие вармию , глубоко сознавали свой священный долг по защите Отечества. ...Пятьдесят три года стоят Советские Вооруженные Силы на страже нашей Родины. В боевом содружествесармия ­ ми стран Варшавского Договора они зорко охраняют великие завоевания социализма и готовы обуздать любого агрессора, если он вздумает нарушить наш мирный труд.«ЛУНОХОД-1»ГЛАЗАМИ ИНЖЕНЕРААВТОМОБИЛИСТА...Помню грозные дни, когда танки сходили с железнодорожных платформ, чтобы сразу ринуться в бой. Есть глубокая преемственность в этих разновременных событиях. В те военные годы советская техника стальною грудью теснила варваров, преграждавших ей путь к звездам. А сегодня инженерные озарения прошлых бурных лет помогают создавать совершеннейший мирный инструмент познания — луноход.В, ОРЛОВ, «Правда», 18 ноября 1970 г.Так выглядит первый в мире лунный транспортер (рисунок художника).Первые автомобили на Луне! Совсем недавно эта фраза могла показаться всего-навсего цитатой из фантастического романа. Но сегодня она точно отражает действительность. С борта советской автоматической станции «Луна-17» съехало на лунный грунт самодвижущееся устройство «Луноход-1». С точки зрения автомобилиста этот лунный транспортер, перевозящий измерительную, телевизионную и другую аппаратуру, с полным правом может быть назван лунным автомобилем. В самом деле, по определению, данному в Большой Советской Энциклопедии, автомобиль — это «самодвижущаяся повозка, приводимая в движение установленным на ней двигателем и предназначенная для перевозки людей, грузов и специального оборудования по безрельсовым дорогам». Восьмиколесный экипаж, оставивший рубчатые следы на поверхности Луны, к ак раз и снабжен автономными двигателями, с лужит для транспортировки измерительной и телевизионной аппаратуры (то есть специального оборудования) по лунному бездорожью. Для этого предназначены привод на все колеса, подвеска колес, механизмы поворота и заднего хода. Те 197 метров по дну Моря Дождей, развороты на 20 градусов, совершенные «Луноходом-1» — первой в истории такой машиной — во время ее первого испытательного пробега, говорят о том, что новая конструкция успешно сдала экзамен. А выдержать его было нелегко. На Луне гравитация вшестеро меньше, чем на Земле, следовательно, и сцепление колес вездехода с почвой в шесть раз хуже . Отсутствие атмосферы значительно усложняет охлаждение двигателей, смазку движущихся частей. Особенности лунного грунта предъявляют высокие требования к проходимости машины. Наконец, резкие колебания температуры — от сильной жары до 150 градусов холода — создают весьма тяжелые условия для ра-У «Лунохода-1» немало общего с земными вездеходами.боты узлов и агрегатов лунного автомобиля. Все эти нелегкие проблемы успешно решили советские конструкторы. Решили, опираясь на земной опыт. Лунный вездеход, к ак многие автомобили высокой проходимости, имеет все восемь ведущих колес с упругой подвеской. Известно, что машины, выполненные по такой схеме, в отношении проходимости не уступают своим гусеничным собратьям. Управление поворотом «Лунохода-1» производится также , к аки на тяжелых колесных вездеходах, — притормаживается скорость вращения движителя одного борта. Поскольку в лунных условиях применять отдельный узел трансмиссии оказалось нерациональным, конструкторы снабдили каждое колесо собственным электродвигателем. В автомобильной технике такое решение (мотор-колесо) применяется на тяжелых тягачах и самосвалах. Таким образом, каними бы ни были назначение, размеры, вместимость, вес и скорость «Лунохода-1», он по прямой ли . нии происходит от нашего друга-автомобиля. Поэтому сегодня, отмечая большое достижение советских инженеров и ученых, мы с удовлетворением констатируем. что автомобиль приобрел еще одну, доселе неведомую профессию — лунного вездехода. «Достаточно провести аналогию с земными автомобилями и вездеходами, — прокомментировал рейс «Лунохода-1» академик И. И. Артоболевский, — чтобы представить себе" тот колоссальный круг задач, который может быть решен с помощью этих фантастических лунных машин». Л. ШУГУРОВ, инженер-автомобилистВ следующем номере «Луноходу-1» будет посвященболее полный материал.1*