Страна автомобильная2. По следам «руссобалтов»Возьмем еще раз в руки одетый вко ­ ж аный переплет сзолотым тиснением отчет опервомроссийском испытательном пробегелегковых автомобилей. М ыуже упоминали онемвпервой части очерка («За рулем » , 1972, № 10). П ерелистаем страницы. Вот подробное описание обедавдворянскомсобрании , вот переднами ансамбль ложечников , е го сменяет цы ­ ганский хор... 'Военные лагеря... Д еревнииторода , жители которых знали об авт омобиле лишь понаслышке . В фотообъектив попали застывшие внемомизум ­ лении лица. Д ажевМинскегородские власти «...выразили особое удовольствие, что в первый раз видят автомобили, сумевшие прзодолетьбездорожье » (это междуКаунасомиМинском ! ) , и «...этот факт заставит смотреть на этот родпере ­ д вижения не как на забаву, а как на но ­ вое завоевание техники». И вот сегодня, пользуясь темсамымродомпередвижения (внешне, правда, весьма отдаленно напоминающим своего прародителя), м ыедем теми самымиго ­ р одамиибывшимидеревнямии встречаем потомков тех самых изумлявшихся автомобилюлюдей за рулем « м оскви ­ чей», «жигулей», « з апорожцев » . И не надо им преодолевать бездорожье — п од колеса подобноковру стелется лента асфальта. А на нашем пути — и заводы , в ыпускающие автомобили имотоциклы , и предприятия, к оторые обеспечивают их разнымикомплектующимиизделиями . Правда, в стороне остались гиганты со ­ ветской автомобильной индустрии — г орьковский , в олжский , д ругие заводы, чья марка пользуется авторитетом у транспортников, авто- и мотолюбителей ( н апомним : у нас были, так сказать, визитные карточки заводов легковых авт омобилей — в ыпущенные ими маши ­ ны). Н ои на той небольшой сравнительно территории , к оторую охватила вы ­ бранная редакцией трасса, м ы увидели достаточно- веских примет автомобилизации, чтобы сполнымправом рассказать здесь о своих впечатлениях, о встречах на предприятиях, к оторыепо ­ сетила бригада «За рулем». Но сначала несколько сравнений. У ж раз попал кнамвруки фолиант сдан ­ ными опробеге 1912 года, г решнопрой ­ ти мимо интересных для всякого любо ­ знательного автомобилиста фактов.Дорожные интервьюК. Д. Осипов, директор завода мота велоцепей, показывает предприятие . Беседа на БелАЗе с лауреатами Государственной премии А. В. Зотов ымиЛ . И. Д обрых .1912 год. Стартовало 44 автомобиля, в том числе четыре отечественных, единственного тогда Русско-балтийского завода, и два «Лаурин—Клемента» (ныне предприятие «Шкода»), остальные — различных европейских и американских фирм, многие из которых стали теперь достоянием истории. Машины долго и тщательно готовились к испытаниям. К финишу пришел 41 автомобиль, в том числе все русские. 1972 год. Старт взяли шесть автомобилей, из них пять отечественных (ГАЗ-24, «Мосювич-412», ИЖ-412, ВАЗ-2101, ЗАЗ-968) и потомок «Лаурин—Клемента» чехословацкая «Шкода-ПОР». Специальной подготовки не было. Машины имели пробег до 23 000 километров (ижевский «Москвич»). Все они успешно закончили маршрут. 1912 год. Пройдено 2843 версты (3014 километров). На это понадобилось пятнадцать ходовых дней, по 7 — 9 часов движения. Средняя скорость порядка 25 км/час. на отдельных участках — до 40 км/час, на некоторых — не выше 8 —10 км/час. 1972 год. Пройдено (не считая отклонений от маршрута) 3115 километров. На это затрачено чуть более 35 часов хода. Средняя скорость составила 88,2 км/час. На отдельных участках доходила до ©7,5, на других снижалась до 81,8 км/час. 1912 год. Расход топлива лежал в пределах от 12 л/100 км на 22-сильном «Форде» до 33 л/100 км на 60сильным автомобиле «Пип» (30-сильные «руссобалты» расходовали 2425 л/100 км). 1972 год. Удельный расход бензина за весь пробег был у ГАЗ-24 (98 л. с.) — 11.2 л/100 км, «Москвича-412» — 10.3 л/100 км; ИЖ-412 (оба по 75 л. с.)— 9,9 л/100 км. ВАЗ-2101 (62 л. с.) —10,1 л/100 км, «Шкода-ПОР» (52 л. с.) — 7.9 л/100 км и ЗАЗ-968 (45 л.с.) — 7,9 л/100 км. 1912 год. Было отмечено 102 серьезные неисправности, в том числе такие, как повреждение поршней и выход из строя шатунных подшипников («Зау.рер»), разрушение подшипников колес («Воксхолл», «Стевер»), поломки рессор («Воксхолл». «Адлер». «Лянча» и др.). всего 10 случаев, течь бензобаков и радиаторов (шесть случаев), многократная замена свечей и т. п. Из 194 проходивших испытания новых шин 39 полностью пришли в негодность. Замена покрышек и камер была обычной, повседневной работой. Всего эту операцию проделали за время пробега 199 раз. Лишь один день прошел без происшествий с шинами, но был такой, когда они случились 43 раза. Многие покрышки за пробег износились полностью. Вместе с колонной двигались грузовики, наполненные деталями и узлами. 1972 год. За все время лишь однажды пришлось прибегнуть к домкрату и баллонному ключу из-за прокола шины заднего колеса на «Шкоде». На том же автомобиле заменили одну свечу; на «Волге» — подтянули шарниры рулевой тяги. Бригада «За рулем» двинулась в путь налегне. В багажниках — только запасные колеса и инструмент. Но даже когда случились две серьезные неисправности, их устранили очень быстро, и автомобили продолжали движение в графике. Так было при появлении стуков в одном из цилиндров двигателя ижевского «Москвича» и позднее, когда острый камень пробил поддон масляного картера у «Москвича» московского.Т акую картину дают технические параллели. М ыпонимаем , что никогосе ­ г одня не поразишь сопоставлениями по ­ д обного характера, как приведенные здесь. И сверхзвуковые лайнеры делае м , и вкосмос летаем. Н о позвольте сделать ещеодно сравнение. Тот сам ый фолиант { п о - д ругомуи не назо ­ вешь отчет опробеге 1912 года) в озбу ­ дил даже что-то вроде зависти: вот постарались над оформлением ! А потомподумалось : ведь если начать сегодня печатать такие тома технических отче ­ тов, то очень ужнеэкономно получит1'с я : с колько заводов, и все ведут регу ­ л ярные испытания — к аждый день го ­ няют сотни машин по асфальту, по без ­ д орожью , на полигоне... И дело это теперь вполне обычное . Так вот в масштабах проникновения техники в нашу повс едневнуюжизнь , в нашем отношенииикпостоянному совершенствованию техн икиик этим масштабам все дело. Естественно, что большое место в программе нашего пробега заняли встречи створцами автомобильной техн ики . П риглашаем вас принять участие в беседах с ними.'Первый на нашем пути — Даугавпилсский завод мотовелоцепей. За этим скромным названием — с овременноепредприятие , спутник ВАЗа иУфимско ­ го моторного . Современный автомобильный двигатель — сложный механизм , состоящий специализированного спутником автоиз многочисленных узлов, деталей иси ­ стем, т ребующих производства. И сегодня моторныйза ­ вод, с ам являющийся Продолжение — на стр. 1 0 — 1 1 .