К 50-летиюза разместили не в колесах, а у главной передачи — так, как делается сейчас на многих гоночных автомобилях. Для повышения проходимости, а также упрощения конструкции НАМИ-1 не снабжалась дифференциалом. При этом износ шин из-за их проскальзывания на поворотах оказался невелик: машина была сравнительно легкой. Все перечисленные конструктивные меры (кстати, впервые примененные в отечественном автостроении) сделали НАМИ-1 автомобилем с отличной проходимостью. Несколько слов о двигателе. На маши3 не стоял двухцилиндровый (1163 см ) V-образный мотор с верхними клапанами. Его мощность составляла 22 л. с. при 2800 об/мин, а степень сжатия — 4,5 единицы, что позволяло работать на любом сорте горючего, вплоть до керосина. Это был очень простой мотор, нетребовательный к уходу. Воздушное охлаждение позволяло эксплуатировать машину всю зиму, удешевить конструкцию и дало экономию в весе (мотор весил всего 70 кг). Машина участвовала в пробегах Москва — Ленинград — Москва, затем Москва — Крым — Москва. Кроме того, осенью 1927 года было проведено специальное испытание на совершенном бездорожье, — и здесь автомобиль продемонстрировал высокую проходимость. Результаты сравнительных испытаний показали, что НАМИ-1 превосходит модели таких марок, как «Форд-Т» и «Амилькар». С 1930 года институт, который стал называться автотракторным (НАТИ), начал работать над модернизированной моделью малолитражного автомобиля — НАТИ-2. iHo в производство она не пошла, так как в те годы еще не был решен вопрос о строительстве завода малолитражных автомобилей. Подобно своему предшественнику НАТЙ-2 отличался хребтовой рамой, независимой подвеской задних колес и воздушным охлаждением двигателя. У него уже были тормоза на все колеса, руль с левой стороны (у НАМИ-1 он был справа), более совершенный кузов, электростартер. Но самоё главное — его двигатель стал четырехцилиндровым (1211 смЗ, 20—22 л. с. при 2800 обУмин) и обладал, благодаря этому, лучшей уравновешенностью по сравнению с двухцилиндровым НАМИ-1. Таким образом, на раму, к которой он жестко крепился, и кузов передавались значительно меньшие вибрации, чем прежде. НАТИ-2 весил 730 кг и развивал скорость 75 км/час. Опыт работы с автомобилями НАМИ-1 и НАТИ-2 имел большое значение в истории развития советского автостроения. На этом опыте воспитывались советские Кадры специалистов, способных самостоятельно создавать конструкции, отвечающие требованиям страны. время показало, что основы конструкции автомобиля НАМИ-1 оказались достаточно прогрессивными. И сегодня он вызывает интерес не только как музейная редкость, но-и как живой представитель первых успехов советского автомобилестроения. К. ШАРАПОВ, кандидат технических науксоветского автомобилестроенияКРАТКАЯ БИОГРАФИЯ АВТОЗАВОДОВ годы и фанты1957 год. Заводу исполнилось 25 лет. За это время разработано 87 моделей, 50 из них пошли в серийное производство. Выпущено всего более 2500 тысяч автомобилей. 1959 год. Взамен ГАЗ-12 завод наладил производство комфортабельного легкового автомобиля высшего класса ГАЗ-13 «Чайка». 1962 год. «Волга» стала выпускаться в двух новых модификациях — с кузовом «универсал» (ГАЗ-22) и санитарным (ГАЗ-22Б). Мощность двигателя с начала выпуска возросла с 65 до 75 л. с. В 1965 году исходная модель «Волги» ГАЗ-21 модернизирована и получила индекс ГАЗ-21 Р. 1964 год. Освоена новая модель грузовика высокой проходимости — ГАЗ-66, который позднее получил государственный Знак качества. 1965 год. Начат выпуск четырехтонного ГАЗ-63А — основного массового грузовика ближайших лет. 1966 год. Сошел с конвейера первый 2,5-тонный грузовик ГАЗ-52. 28 февраля 1967 года. Автозаводом выпущен пятимиллионный грузовик. 23 июня 1967 года. С конвейера ГАЗа сошел миллионный легковой автомобиль. 1968 год. Изготовлена первая партия автомобилей новой модели — «Волга» ГАЗ-24. 1970 год. Новая «Волга» ГАЗ-24-01 (модификация «такси») прошла испытание в таксомоторных парках крупных городов. 1971 год. Создано Горьковское объединение по производству автомобилей — АвтоГАЗ. Входящие в него заводы-филиалы, которые специализируются на выпуске отдельных узлов и агрегатов, находятся в Горьком, Чернигове, Арзамасе, Заволжье. 1973 год. Освоен выпуск «Волги» с кузовом «универсал» — ГАЗ-24-02. Группе работников завода присуждена Государственная премия СССР в области науки и техники за разработку и внедрение новых конструкций подъемно-транспортного оборудования, высокоэффективной комплексной механизации погрузочно-разгрузочных и транспортных работ и за создание высокомеханизированных складов многоцелевого назначения. С 1973 года АвтоГАЗ именуется как Горьковский автомобильный завод (производственное объединение ГАЗ).#V3Март 1929 года. Советское правительство приняло решение о строительстве в г. Нижнем Новгороде (ныне г. Горький) автомобильного завода производительностью 100 тысяч грузовых и легковых автомобилей в год. 1 января 1932 года. Гбрьковский автомобильный завод вступил в строй действующих предприятий страны. 25 января 1932 года. С конвейера завода сошел первый полуторатонный грузовик ГАЗ-АА. 1933 год. Начато производство легковых автомобилей ГАЗ-А и автобусов ГАЗ-03-30 вместимостью 17 пассажиров. 1934 год. Начат выпуск трехосных грузовиков ГАЗ-ААА. 17 апреля 1935 года. С конвейера сошел 100-тысячный автомобиль. Март 1936 года. Освоено производство легковых машин ГАЗ-М-1 (взамен ГАЗ-А). 1938 год. Начат выпуск санитарных автомобилей ГАЗ-55 и грузовых полугусеничных ГАЗ-60. 1939 год. На базе легковых автомобилей М-1 освоено производство автомобилей с кузовом «пикап». 1940 год. Разработана конструкция легкового автомобиля высокой проходимости ГАЗ-61 со всеми ведущими колесами. С заводского конвейера сошли первые машины ГАЗ-11-73 — «эмки» с шестицилиндровыми двигателями. К началу войны на заводе освоено 17 типов автомобилей. Декабрь 1941 года. Завод награжден орденом Ленина за образцовое выполнение заданий правительства по выпуску оборонной продукции. 1943 год. Для нужд фронта создан штабной автомобиль ГАЗ-67Б — неприхотливый и выносливый «газик». 1946 год. Сходят с конвейера первые послевоенные модели, сконструированные в годы войны, — грузовики ГАЗ-51 и ГАЗ-63 (с обоими ведущими мостами) и легковой автомобиль ГАЗ-20 «Победа». В 1950 году освоено производство комфортабельных легковых автомобилей более высокого класса — ГАЗ-12. За создание этих четырех автомобилей большая группа конструкторов и производственников завода удостоена Государственной премии. 1952 год. На смену модели ГАЗ-67Б пришел более совершенный легковой автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-69. В 1955 году его производство передано на Ульяновский автозавод. 1956 год. На смену «Победе» пришла новая модель — ГАЗ-21 «Волга».35