Страничкаправление движения и свое положение по отношению к дороге. Если, добиваясь равновесия, водитель вынужден сильно отклонять корпус или поворачивать руль, — мотоцикл считают недостаточно устойчивым. Это может определяться различными причинами, вызывающими нарушение его «геометрии», — неправильной регулировкой положения колес, износом, повреждением, поломкой узлов ходовой части, а также неправильным размещением или слишком большим весом груза и т. д. Рассмотрим некоторые из этих причин.мотоциклистаспосабливаясь к постоянному стремлению мотоцикла рыскать из стороны в сторону. Перетяжка или, напротив, чрезмерное ослабление подшипников ускоряет их износ. Между тем правильная регулировка требует только внимания — не больше. Делают это так. Установив мотоцикл на центральную подставку, чтобы переднее колесо не касалось земли, и полностью освободив или сняв демпфер, постепенно затягивают гайку рулевой колонки, добиваясь минимального зазора в подшипниках. В рулевой колонке не должно быть люфта, но в то же время ось вилки должна вращаться в подшипниках легко и без заеданий. Цель можно считать достигнутой, если руль от легкого касания плавно перемещается около любого положения. Износ втулок в узле крепления задней маятниковой вилки проявляется при резком ускорении, особенно на низших передачах: мотоцикл заметно тянет влево. Дело в том, что при разгоне на первой передаче вторичная цепь передает к задней звездочке большое усилие (400—460 кг), под действием которого маятниковая вилка вместе с колесом отклоняется вправо (рис. 3). Равновесие мотоцикла нарушается, и он валится влево. В этом случае никакие «методы» ремонта, кроме замены изношенных деталей, не дают желаемого результата. С сожалением отмечаем, что, несмотря на неоднократные предостережения, иные владельцы ЯВ по-прежнему пытаются устранять люфт в креплении маятниковой вилки, затягивая гайку стяжного болта. А ведь он служит лишь для подтягивания резиновых уплотнений и не оказывает никакого влияния на величину зазоров между втулками и их осью, от которой и зависит люфт. Завершается такой «ремонт» обрывом стяжного болта. «Проверка» посредством покачивания маятниковой ВИЛКИ из стороны в сторону ненадежна, так как не каждый водитель способен приложить к ней усилия, соизмеримые с реальными, рабочими. Иногда приходится слышать жалобы на то, что мотоцикл валится при пользовании тормозом переднего колеса. Как правило, возникает этот дефект в случае износа верхнего узла крепления перьев вилки (или при ослаблении резьбовых соединений), нижнего узла, включая обе подвижные трубы и ось колеса, и направляющих втулок. Большая часть конструкций вилок рассчитана так, что момент от силы торможения колеса больше прилагается к одному перу, из-за чего вилка нагружается несимметрично и поэтому закручивается (рис. 4). При торможении переднего колеса одно из перьев уходит назад несколько больше другого, колесо отклоняется на некоторый угол, а мотоцикл, теряя устойчивость, тянет в другую сторону. Добросовестная затяжка резьбовых соединений нижнего узла вилки позволяет почти поровну «поделить» момент от силы торможения между обоими перьями. Окончание — в следующем номереОБ АВТОСЕРВИСЕОкончание. Начало — на стр. 35Устойчив только исправный мотоцикл«Геометрия» бывает далека от идеальной у нерадивых или неопытных хозяев — из-за повреждений ходовой части, неправильной регулировки некоторых узлов. Так, иногда новичок уже при первой подтяжке цепи смещает заднее колесо из плоскости симметрии мотоцикла, как это показано на рис. 2. Если, например, заднее колесо отклонено влево, то для движения в прямом направлении придется в ту же сторону поворачивать руль. В этом случае на переднее колесо и вилку начинают действовать уже знакомые нам силы, стремящиеся отклонить руль влево. Водитель, разумеется, этому препятстг вует, крепко вцепившись в него руками. Мотоцикл уравновешен, но устойчив ли? Большинство мотоциклистов знает, что, если при установившемся движении, когда машина хорошо уравновешена, вдруг повернуть руль, не наклонившись предварительно в ту же сторону, мотоцикл «повалится» в противоположную, Используя это, гонщики, когда нужно резко «положить» машину в вираж, ускоряют ее наклон мгновенным небольшим поворотом руля в сторону, противоположную наклону. В нашем примере освобожденный руль повернется влево, а мотоцикл, теряя равновесие, начнет валиться вправо. Теперь вы видите, что езда с неправильно установленными колесами утомительна и небезопасна. Другой причиной неправильного положения колес является износ некоторых узлов и деталей; Решающее значение следует придавать состоянию шарнирного узла задней качающейся ВИЛКИ, ПОДШИПНИКОВ рулевой колонки, направляющих втулок в перьях передней вилки. Не гордитесь тем, что вам удалось наездить 50 000 километров, «ничего не делая» с мотоциклом: его ходовая часть после этого может потребовать такого ремонта, который перечеркнет все ваши «достижения»! Состояние подшипников рулевой колонки непосредственно сказывается на точности управления мотоциклом и, как результат, на его устойчивости. Лунки на дорожках качения не позволяют добиться плавного поворота руля: в одном положении он заедает, а в другом вся передняя вилка качается из-за люфтов в рулевой колонке. С такими подшипниками ни о какой «ювелирной» технике вождения не может быть и речи: водитель ездит на авось, приВ городе АрмавиреКрасноводский автолюбитель Н. Кора, будучи в отпуске, отправился на «Москвиче-412» в Харьков. Поначалу путешествие протекало гладко. Но потом вдруг перестала включаться задняя передача. «Я решил заехать на первую же станцию техобслуживания, — сообщает читатель. — Это оказалась армавирская СТО. Обратился к мастеру с просьбой отрегулировать механизм переключения передач. Мастер сказал, что ничего сделать не может». Но зато откликнулся стоявший рядом рабочий. «Пусть заезжает, — сказал он. — Сделаю все быстро». Мастер тут же выписал разрешение на въезд. Чуткий слесарь действительно сделал все в момент, оценив работу в шесть рублей. «Шесть рублей мне, а рубль в кассу», — уточнил он. Расплатившись таким странным образом, автор письма покатил дальше. Но дальше ста километров так и не докатил: задняя передача по-прежнему не включалась. «Прошу редакцию покритиковать этих работников, — заканчивает свое письмо Н. Кора. — Это не работники, а шабашники. После таких «услуг» я постараюсь впредь объезжать станции обслуживания стороной». Возмущенный «обслуживанием» на армавирской станции, читатель, конечно, поторопился с обобщением. Но случай этот, безусловно, заслуживает внимания И осуждения.В городе ЕвпаторииВрач районной больницы Саки Г. Дерюгин, будучи в Евпатории, решил воспользоваться услугами местной СТО. Заняв очередь, принялся терпеливо ждать. Через час очередь подошла, но тут как раз объявили перерыв на обед. Что поделаешь, обед есть обед, и владелец «Яапорожца». утешаясь что он оказался теперь в очереди первым, стал ждать еще час. К концу перерыва за его «Запорожцем» уже тянулся хвост из нескольких автомобилей, и среди них «Волга» (МКУ 88-49). «После перерыва я попросил разрешения подать свой автомобиль на обслуживание. Однако один из слесарей отказался принять мою машину, сказав: «Мастер приказал поменять рессору на «Волге». — «Но ведь очередь-то моя», — возразил я. — «Иичего не знаю», — коротко бросил слесарь. Тов. Дерюгин обратился к мастеру, но тот и разговаривать с ним не стал. В поисках справедливости автолюбитель дошел до начальника цеха, пытаясь объяснить тому, что у врача тоже время дорого, да ив очереди он первый... «Не хочешь ждать — можешь ехать», — этой столь же категоричной, сколько и хамской фразой закончил начальник цеха разговор с автолюбителем. Попытки получить книгу жалоб-обошлись врачу новыми грубостями и еще одним часом простоя. «За четыре с половиной часа, что пробыл на станции, — пишет в заключение Г. Дерюгин, — я такого насмотрелся и наслушался, что невольно возникает вопрос: государственное это предприятие или частная лавка?» Сравнение нельзя признать корректным. Тем не менее рассказанное — острый сигнал соответствующим областным39