К 50-летиюце концов все внимание было решено уделить полугусеничным автомобилям на базе серийных грузовиков ГАЗ-АА и ЗИС-5. Освоить их производство можно было гораздо быстрее ис меньшими затратами. Эта работа была поручена коллективу Научного автотракторного института, создавшему автомобили НАТИ-ВЗ и ЗИС-22, которые были оснащены конструктивно однотипными движителями с гусеницами шириной 390 мм. Каждая гусеница в сборе с катками и другими деталями образовывала единый узел, который качался относительно чулка переделанного серийного заднего моста. Вращение от полуосей к гусеницам передавалось цепями. Экспериментальные грузовики НАТИ-ВЗ в 1933—1934 гг. работали в арктических условиях, в частности совершили 470-километровый пробег по полуострову Челюскин («За рулем», 1935, № 1), и позже стали прототипами модели ГАЗ-60. Ее производство было начато в 1938 году. Этот автомобиль грузоподъемностью 1,3 тонны весил 3,37 тонны и развивал скорость до 35 км/час. Полугусеничный автомобиль ЗИС-22 грузоподъемностью 2,25 тонны был построен и испытан в 1936—1938 гг. Как иу ГАЗ-60, передача к гусеницам у него осуществлялась цепью. Машина отличалась солидным дорожным просветом — f 20 мм. в 1939 году была выпущена роизводственная партия модернизированного грузовика ЗИС-22М, а перед самым началом Отечественной войны началась подготовка к производству более совершенной машины — ЗИС-42М. Она была оснащена широкими (415 мм) гусеницами, 85-сильным двигателем, доожный просвет у нее увеличили до „95 мм, баки вмещали 300 литров горючего. Машина хорошо показала себя в 1940 году на испытаниях, но война и эвакуация завода задержали начало выпуска. Серийное производство ЗИС-42 и ЗИС-42М было начато лишь в сентябре 1942 года, и первая партия — девять полугусеничных машин — прямо из заводских ворот направилась в помощь защитникам Сталинграда. Вездеходы ЗИС-42 грузоподъемностью 2,25 тонны обладали скоростью до 35 км/час при движении по. разбитым дорогам и местности и до 45 км/час на улучшенных дорогах. 8 грозные годы Великой Отечественной войны советские полугусеничные тягачи и транспортеры с успехом несли свою службу в Советской Армии. Некоторые из них, перевозя боевую технику, прошли по дорогам войны от берегов Волги до Берлина. Минули годы. Отгремела вторая мировая война, на полях которой нашли применение тысячи полугусеничных тягачей и бронетранспортеров. По мере создания и развития многоприводных многоосных автомобилей с широкопрофильными шинами потребность в полугусеничных автомобилях отпала. Однако создание машин этого типа в России, развитие их конструкции в советское время осталось заметной страницей истории транспортной и военной техники. Ю. БАКУРЕВИЧ, полковник-инженер в отставкесоветского автомобилестроения КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ АВТОЗАВО годы и фантыдель КАвЗ-651Б. На смену ей пришел новый, 28-местный автобус повышенной проходимости КАвЗ-685. Закончились государственные испытания городского 95-местного автобуса КАвЗ-3100 под названием «Сибирь». Конструкция разрабатывалась с помощью НАМИ и НИИАТа. 1974 год. Параллельно со строительством новых цехов идет доводка модели КАвЗ-3100. Ее массовый выпуск намечено развернуть в 1975 году в новых корпусах.Е1932 год. В городе Павлове на Оке, бывшем центре кустарной промышленности, организовано производство шоферского инструмента и кузовной арматуры для комплектации первых автомобилей Горьковского автозавода. 1950 год. На основе оборудования, полученного с Горьковского автозавода, начат выпуск автобусов на 26 пассажиров ПАЗ-651 для внутрирайонных сообщений. Модель базировалась на шасси грузовика ГАЗ-51 (подобно изготовлявшимся до этого в Горьком автобусам ГЗА-651). 1958 год. Параллельно с ПАЗ-651 освоено производство и первой самостоятельной заводской модели — автобуса ПАЗ-652 с кузовом вагонного типа вместимостью 42 пассажира. 1964 год. Начато производство усовершенствованной модификации — ПАЗ-652Б. 1967 год. Завод приступил к выпуску городских автобусов малой вместимости ПАЗ-672, представляющих собой дальнейшее развитие конструкции ПАЗ-652. Построены опытные образцы городского автобуса ПАЗ-665. 1969 год. Создан вариант автобусалюкс туристского типа ПАЗ-665Т. Основной моделью стала машина ПАЗ-672 — малый городской и пригородный автобус. В его конструкции используются коробка передач, задний мост и рулевое управление автомобиля ГАЗ-53А. Все остальные узлы делаются на Павловском заводе, 1972 год. Изготовлена первая опытная партия автобусов нового семейства — ПАЗ-3201 для сельских дорог. В ней использованы узлы грузовика ГАЗ-66. 1973 год. На международной выставке «Автосервис-73» экспонируется новая модель — автобус-люкс «ПАЗ-Турист». Над ней много работали дизайнеры завода. Павловский завод по производительности становится одним из крупнейших автобусных предприятий мира.Л*«*Йо@Ш№£1958 год. На Курганском автобусном заводе организовано производство автобусов ПАЗ-651А, переданное с ПАЗа. 1971 год. Начат выпуск автобусов, предназначенных для сельских дорог, — модернизированной модели КАвЗ-651Б. 1973 год. Снята с производства моPi1949 год. Создан Рижский завод автобусных кузовов, переименованный впоследствии в Рижский опытный автобусный завод (или, как принято называть в Латвии, фабрику, откуда и пошла буква «Ф» в названии). 1954 год. Начат выпуск автобусов типа ПАЗ-651. 1955—1956 годы. Налажено на основе агрегатов грузовика ГАЗ-51 производство автобусов вагонного типа РАФ-251 на 26 пассажиров (с 21 местом для сидения). На базе этой модели созданы модификации: РАФ-251С — служебный автобус на 27 мест и РАФ-251Т — грузо-пассажирское такси на 14 мест для сидения и 800 кг груза. 1957—1958 годы. Начат выпуск особо малых автобусов общего назначения с кузовом вагонного типа РАФ-10 «Фестиваль» (впоследствии переименован в РАФ-977 «Латвия»). Эта модель является первым отечественным микроавтобусом. 1959—1961 гг. Выпускается автобус РАФ-977 (с 1962 года — РАФ-977Д), сконструированный на основе «Волги»; он имеет две модификации — РАФ-977Е (туристский автобус) и РАФ-977И (санитарный автомобиль). 1967 год. Созданы опытные образцы автобуса РАФ-982 на 10 пассажиров. 1970 год. Развернулось строительство новых корпусов в городе Елгаве, в 100 километрах от Риги. Намечено целиком перебазировать РАФ в Елгаву. Завод микроавтобусов спроектирован как большое современное предприятие. 1971 год. Построены опытные образцы автобуса РАФ-2203 — модели, которая будет первой на елгавском конвейере, как только там вступит в строй новое производство. РАФ-2203 намечено выпускать в трех модификациях: маршрутное такси, санитарный автомобиль, туристский микроавтобус. 1973 год. Идет строительство заводских корпусов в Елгаве. На своем старом конвейере РАФ собирает в день по 14—15 микроавтобусов «Латвия». Машины РАФ экспортируются в 58 стран мира. 37