К 50-летиюсоветскогоавтомобилестроенияПредлагая выпустить «Историю фабрик и заводов», Горький в свое время писал: «Как все создаваемое в Союзе Советов, дело издания «Истории заводов» — дело самих рабочих». Для начала Алексей Максимович организовал «мемориальный кабинет», в котором литераторы-беседчики записывали воспоминания старых кадровых рабочих, краеведов, путешественников, в общем — бывалых людей. Однако рос культурный уровень рабочих и крестьян, и жанр литературной записи постепенно стал отходить на второй план. Авторами становятся сами рабочие и колхозники. Уже в 30-е годы Алексей Стаханов выступает с книгой «Рассказ о моей жизни», знатный комбайнер Константин Борин пишет книгу «О чем шепчутся колосья». Примеры эти можно продолжать и продолжать. Сейчас фамилия рабочего или колхозника на титульном листе — дело обычное. Авторами интереснейших книг выступали люди разных профессий — шахтеры и станкостроители, хлеборобы и нефтяники. Написал о своей жизни водителя такси Евгений РЫЖИКОВ. Сорок лет провел он за рулем, многое повидал, многому научился. Его книга, которую выпустило издательство «Московский рабочий», так и называется «Из. кабины такси». Есть в ней глава, воскрешающая события начала 30-х годов, памятные в истории советского автомобилестроения, когда страна только закладывала фундамент новой тогда для нас отрасли. Эту главу мы и предлагаем сегодня читателям.ком, такого же цвета шарф. В руках вожжи, но они повисли, не погоняет ими ямщик лошаденку; она, рыжая, низкорослая, бежит быстро, словно понимает, что надо торопиться. Вся она в белом инее, как и все окружающее. В замерзшее стекло моего «форда» кто-то постучал, я приоткрыл дверцу, передо мной стоял мужчина лет пятидесяти, в шубе с бобровым воротником, на голове фетровая шляпа с наушниками. Очень вежливо он осведомился, сможет ли меня занять. Услышав «пожалуйста», он сел в машину и стал объяснять мне характер поездки. В его речи чувствовался не наш, не московский выговор, он все время «окал». Человек этот оказался главным инженером Ярославского автомобильного завода. — Сейчас мы поедем с вами в Кутузовскую слободу, — сказал он. — Там около «Кутузовской избы» будут ждать меня сотрудники нашего завода. Мы приехали показать наркому тяжелой промышленности товарищу Орджоникидзе два экспериментальных .дизельных автомобиля, сконструированных нашим заводом. Потом мы поедем в хозяйство Виленское, где нас должен принять нарком. Причем я вас, товарищ, хочу попросить, чтобы вы меня подождали. Мы недолго, товарищ Орджоникидзе только осмотрит автомобили. Я своих отправлю обратно в Ярославль, а мы с вами должны будем кое-куда заехать. И мы поехали. На обочине Можайского шоссе нас ждали две большегрузные машины с инженерами, техниками и рабочими Ярославского автозавода. Я пристроил свою машину в голове колонны, и мы тронулись в путь. Хотя на повороте в Виленское висел знак — воспрещен въезд, но мой пассажир предъявил какой-то документ, и нас пропустили. И вот мы уже во дворе. Там стоял деревянный двухэтажный дом, выкрашенный в светло-зеленый цвет, перед крыльцом большая площадка, обрамленная красивыми серебристыми елями. Шоферы поставили машины на площадку, а я свой «форд» сбоку и до отказа закрутил часовой механизм счетчика. Ведь за простой таксомотора надо платить. На пороге появился нарком. Он поздоровался с присутствующими и подошел к машинам. После осмотра Орджоникидзе тепло поздравил автостроителей, а затем вдруг сказал: — Товарищи, вы, наверное, устали, Замерзли и проголодались. Прошу всех в дом. Не отпущу, пока не покушаете и не отогреетесь. Отряхивая перчатками заснеженные валенки, люди повалили толпой в дом. А я подумал: «Ну, теперь это надолго». Нарком стоял на крыльце, пропуская людей в дом. Все вошли. Один я возилороткий декабрьский день. Ненадолго на небе появилось солнце, и в его неярких лучах засверкала, закрутилась мелкая Снежная пыль. Она мед" ленно опускалась на крыши домов, на деревья, на пустые скамейки в сквере, падала на крылья автомобиля. Я стоял на площади Свердлова в ожидании пассажиров. В лобовое стекло наблюдал, как, подгоняемые морозом, быстро снуют по площади пешеходы. Пронесся мимо извозчик. В легко скользящих по снегу узких санках два седока. У них подняты воротники, ноги прикрыты покрывалом вишневого цвета. Сам извозчик в темно-синем суконном полушубке, шапка надвинута на уши, подпоясан темно-красным кушася около своей машины, наглухо прикрывая теплым капотом радиатор. — Быстрей, товарищ, я вас жду,, — услышал я голос Серго. Я подошел к нему: — Товарищ Орджоникидзе, я же не ярославец, а просто московский таксист, меня нанял главный инженер и просил подождать. — Очень хорошо, что вы Московский автомобилист. Будете от автомобильной общественности Москвы поздравлять ярославцев. Проходите. Во втором этаже дома, в просторной комнате были накрыты два стола. За ними и расселись ярославские автостроители, работники наркомата. За столом обсуждались многие вопросы развития автомобильной промышленности в Советском Союзе. Нарком внимательно слушал ярославцев и сам давал хорошие советы. Вдруг он вспомнил: — А где московский таксист? Я сидел на отдаленном от него конце стола. — Здесь я, товарищ нарком. Все взоры присутствующих обратились ко мне. • Расскажите-ка нам, как работают в — Москве таксисты, — попросил меня нарком. Я рассказал, что работаем йа импортных, французских и американских машинах, а отечественных такси пока нет. Таксомоторы сильно поизносились, так как гаражные условия не позволяют нам как следует за ними ухаживать. Отметил, что только сейчас дело стало постепенно налаживаться: в Москве уже построен таксомоторный парк и станция обслуживания, но оборудование в них тоже пока что импортное. После того как. я кончил говорить и сел, снова заговорил нарком: — Дорогие товарищи, недалеко то время, когда у нас в Союзе будет много своих автомобильных заводов. Уже в будущем году должен вступить в строй горьковский завод,- а на базе авторемонтных мастерских АМО вырастет гигант — московский автомобильный завод. Модернизируем мы и ваш ярославский и построим в разных местах Советского Союза еще много предприятий автомобильной промышленности. У нас будут свои легковые и грузовые автомобили, шины, электрооборудование и все необходимое для автомобильной промышленности. После этого приема нарком любезно нас проводил. Он встал у двери и каждому пожимал на прощанье руку. Когда очередь дошла до меня, он подал мне руку и сказал; — Вы товарищ молодой, у вас все впереди. Поверьте мне, что у нас будут свои прекрасные автомобили,, хорошие дороги, порукой тому наш талантливый трудолюбивый народ. Теперь, когда я пишу эти строки, то. думаю, как был прав товарищ Серго.36