30
31
СПОРТМастер спорта Андрей ШИШКОВ — молодой раллист. Четыре года минуло со времени его первого старта. Познал оя н горечь поражений в радость успеха, бывал в числе призеров в сходил с трассы, ве закончив гонку. На минувшем чемпионате страны эквпаж, в котором Андрей был водителем, завоевал золотую медаль. О том, как ов шел к вей, о тысячах трудных километров, которые довелось преодолеть на этом пути, рассказал Шишков в беседе с вашим корреспондентом. Предлагаем ее вниманию читателей. — Каждый человек приходит в спорт своей дорогой. Что привело вас в автомобильное ралли? — Со спортом связан давно. Еще с детских лет увлекся велосипедом. Очень он мне нравился. Мчишься, дышишь полной грудью, ощущаешь скорость, расстояние. Когда подрос, к этому прибавилось еще и стремление быть быстрее других. Так я стал велогонщиком. Тренировался в юношеской секции ЦСКА, потом в обществе «Спартак». Участвовал во встречах разных рангов, но оставался в числе «середнячков», до пьедестала почета так и не удалось добраться, правда, норму мастера спорта выполнил. Постепенно стал остывать к велосипеду и «заболел» автомобилем. Это и привело меня в ряды таксистов. Несколько лет работы на легковых и грузовых машинах укрепили уверенность, что пошел по правильному пути. Считался неплохим водителем. Здесь, вероятно, сыграли свою роль качества, которые привили занятия велоспортом. Но хотелось овладеть вождением автомобиля в совершенстве. Начал думать о том, как стать водителем-испытателем. Представлял себе, что это удается лишь немногим, у кого есть для этого особые способности. Но все-таки рискнул. Пошел на завод имени Ленинского комсомола, и, представьте себе, — приняли. Видимо, учли, что несколько лет проработал без аварий, что занимался спортом. В общем, считаю, что мне очень повезло. Примерно через месяц командировали водителем машины, на которой бригада сотрудников журнала «За рулем» направлялась по автозаводам страны для организации материалов, посвященных 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Эта поездка, хотя она и не имела прямого отношения к автомобильному спорту, помогла мне стать раллистом. Тут были и трудные дороги, и ориентирование по карте при выборе кратчайшего пути, и самостоятельное обслуживание машины. И особенно почувствовал я, как много знаний и умения еще нужно, чтобы стать водителем высокого класса. Да и сотрудники редакции настоятельно советовали принять участие в ралли, которые проводит завод. Больше того, после возвращения в Москву сообщили ва завод о моей работе в экспедиции и попросили дать возможность выступить на соревнованиях. Заслуженный мастер спорта В. Ща-Интервъю с раллистом, впервые ставшим чемпионом страныТАКСлова популярной среди спортсменов песни «в хоккей играют настоящие мужчины» можно с полным правом отнести ик участникам автомобильных ралли. Эти увлекательные многочасовые соревнования требуют от гонщиков не меньшего мастерства, воли, мужества. Участников ралли с каждым годом становится все больше. Наряду с чемпионатами страны и республик проводится немало традиционных соревнований, среди которых ралли «Москвич» и «Саянское кольцо», «Эстония» и «Невские огни», «Вильнюс» и «Золотое кольцо» и многие другие. На снимке Г. Ильина запечатлен один из моментов ралли «Восток-74». велев предоставил новичкам — мне н Я. Агишеву закрепленный за ним автомобиль. Ралли «Москвич-70» было моим «боевым крещением» в автоспорте. — Чем ознаменовались ваши первые шаги? — Признаюсь, первый блин вышел комом. Вел машину Агишев, я был штурманом. Подвела моя неопытность. Мы так увлеклись гонкой, что не обратили внимания на объявление, в котором судейская коллегия сообщала об изменении режима времени на одном участке; его увеличили на полчаса, а мы гнали во всю, не зная об этом. Нас сняли с зачета. Обидно было до слез, но урок, разумеется, не прошел даром, запомнился надолго. — И часто вам так не везло? — Не то чтобы часто, но бывало. Были сходы и по техническим причинам и штурманские просчеты... Лучше пошло дело, когда стал водителем. В ралли «Москвич-71» выступал в одном экипаже с А. Стадницким. Мы завоевали третье место и очень радовались. Ведь мы финишировали вслед за В. Бубновым, оставили позади тоже известного гонщика — И. Астафьева. Успех обеспечил путевку на старт кольцевых и ипподромных гонок. Мне они очень нравились, уже потому, что эти соревнования помогают в совершенствовании раллийного мастерства, хотя не всегда, к примеру, «кольцевик» становится хорошим раллистом. Неудачно сложилось для меня начало 1973 года. Штурманом в экипаже стал молодой Михаил Титов. На результатах наших первых выступлений, видно, сказались издержки «пускового периода», если пользоваться выражением производственников. Но, несмотря на эти неудачи, был уверен в том, что с Титовым у нас все пойдет хорошо. Он прямо-таки беззаветно любит спорт, бесстрашен, умеет быстро оценивать дорогу ик тому же трудолюбив, знает машину до тонкости. У него, по-моему, природная способность к штурманскому делу. Видели бы вы, как быстро он ведет под диктовку стенограмму (запись условными знаками скоростных и других сложных участков дороги) и делает ее четко, сообщает нужные данные именно в тот момент, когда это требуется гонщику. С ним мы выиграли ралли «Москвич-73», с ним завоевали золотую медаль в классе машин до 1600 см3 на чемпионате страны в нынешнем году. — Вот мы и подошли к вопросу, который хотелось поставить перед вами, — о взаимоотношениях внутри экипажа, психологической совместимости, смене штурманов. Что вы думаете по этому поводу? — Это очень жизненный и, пожалуй, один из самых важных вопросов для каждого экипажа. Будет психологическая совместимость гонщика и штурмана (в первую очередь имею в виду их умение понимать друг друга с по-30 ДОСТАЮТСЯ МЕДАЛИлуслова) — будет и успех. При том, конечно, условии, что каждый отлично выполняет свои обязанности во время гонки. С Титовым, повторяю, очень легко ездить. Мы всегда находим общий язык, хорошо знаем друг друга. Он не лишен юмора. С ним как-то не чувствуешь большой усталости, не так остро переживаешь неудачи. Мне приходилось слышать, что экипаж или команда должны чуть ли не во всем жить одними интересами. А вот у нас с Михаилом не так. Вне работы и соревнований редко когда бываем вместе. Я постарше его, у меня семья, все свободное время стараюсь проводить с женой и дочуркой. Титов — холостой, и у него, естественно, свободное время складывается по-другому. И все же мы как бы одно целое, нас очень сближает увлеченность ралли, общая забота о подготовке автомобиля, успехе нашего выступления. Я убежден: смена штурманов нежелательна — ни к чему хорошему она, если бывает частой, не приводит. Конечно, иногда это вызывается крайней необходимостью. Мастер спорта Андрей Шишков (справа) со своим штурманом мастером спорта Михаилом Титовым.— Между прочим, некоторые тренеры считают, что в раллвйвом экипаже необходима полная взаимозаменяемость. Так лн это? О чем говорит ваш опыт? — Частично я уже ответил на этот вопрос. Скажу еще несколько слов. У гонщика и штурмана обязанности различны, и каждый из них на сборах, соревнованиях совершенствует свои специфические навыки, отрабатывает их до автоматизма. И вот представьте себе, если в обычных ралли с их высокими скоростями, специальными участками, дополнительными испытаниями посадить на мое место штурмана, что из этого получится? Скорее всего, нас постигнет неудача. Ведь тут буквально каждая секунда решает успех. Иное дело в ралли-марафонах, где гонщику, у которого и физическая и психологическая нагрузка очець велика, нужно какое-то время отдохнуть. Тут, конечно, его может заменить штурман. И если даже темп движения при этом несколько снизится, это не обязательно отразится на результате. Дистанция достаточна для того, чтобы гонщик смог наверстать упущенное. Раз уж речь зашла о тренерах, хочу высказать благодарность Роману Александровичу Чертову. Он много и терпеливо работал с нашим экипажем. — Вернте лн вы в спортивное счастье, везение, удачу? Если можно, проиллюстрируйте ваши мысли по этому поводу примерами из последнего первенства. — Вопрос довольно сложный. В случайное счастье, везение не верю. И то и другое, если можно так сказать, находится в руках спортсмена, целиком зависит от него. В этом не раз убеждали и успехи и огорчения, которые приходилось переживать. Вот и на последнем чемпионате страны было немало неожиданного, порой драматического. Перед четвертым кругом, который во многом определял распределение лич-ных мест, но не входил в командный зачет, все сложилось так, что два экипажа — наш и Л. Потапчика — могли претендовать на золотые медали. Лидировавший до этого экипаж С. Брундзы на третьем круге из-за простой оплошности (с опозданием на пять минут отметился на контрольном пункте) отодвинулся на девятое место. Мы выигрывали у Потапчика всего полторы секунды. Удержать свое преимущество в единоборстве с таким опытным раллистом нелегко. И мы решили с Титовым так: если выиграем первый и второй спецучастки — продолжаем выкладываться до конца; отстанем от лидера, — будем вести гонку так, чтобы не упустить «серебро». Но вопреки нашим предположениям на первом спецучастке мы оторвались от Потапчика на 12 секунд, на втором увеличили преимущество еще на 10. Видно, Потапчика нервы подвели, и на третьем СУ он не вписался в поворот и сошел с дистанции. Стало ясно: победа за нами. В спортивной борьбе ведь всегда бывает так — ошибка одного выводит вперед другого. Как же расценивать это — невезением первого и удачей второго? Но ведь то, что произошло с Потапчиком и Брундзой, зависело целиком от них и их товарищей по экипажу, так же как и сходы некоторых экипажей в самый острый момент борьбы по техническим причинам. Проанализируешь все в спокойной обстановке и чаще' всего приходишь к выводу — можно было предусмотреть многое и не допустить случайностей. Главное, разумеется, зависит от мастерства спортсмена, подготовки машины. Хочу подтвердить свою мысль о том, что спортивное счастье в наших руках, примером того же экипажа Брундзы. В заключительной части гонки Стасис продемонстрировал незаурядное мастерство, мужество ис девятого'места передвинулся на третье, «бронзовое». — Какой вопрос задали бы вы спортсмену, который впервые стал чемпионом страны по авторалли? — Вопросов, вероятно, не задавал бы, а поздравил от всей души, ибо знаю; каким большим, точнее неимоверным, трудом достается высокая награда, сколько трудных километров, волнений и переживаний с ней связано.— Как относятся домашние к вашему спортивному увлечению? — Жена, родители знают, что без этого увлечения не мыслю теперь себе жизни. Волнуются, конечно, когда уезжаю на соревнования, но понимают, как это для меня важно. Об автомобильных ралли жена имела весьма поверхностное представление. И вот впервые она поехала со мной на чемпионат в Вильнюс, посмотрела, побывала в числе болельщиков, а когда возвращались домой, призналась, что ей более понятным и близким стало мое неравнодушное отношение к автоспорту. Даже отец, долгое время проявлявший полное безразличие к моим спортивным ванятиям, как-то недавно заявил: «Почему это о футболе, хоккее много пишут в центральных газетах, по телевидению показывают, а об автомобильных соревнованиях почти ничего не бывает? Разве это менее интересно?» Уже этот один вопрос свидетельствует о том, что отец по-иному теперь относится к моему увлечению. Кстати, этот вопрос приходится слышать от многих любителей моторного спорта. Хочется, чтобы центральные газеты, телевидение уделяли больше внимания автомобильному и мотоциклетному спорту. Он этого заслуживает. — Сейчас за рубежом, да иу нас немало толков о том, что ралли должво измениться. Слишком много организационных трудностей возникает из-за большой интенсивности движения. Что вы думаете по этому поводу и какой характер, если бы это зависело от вас, приняли бы ралли? — Изменение «дорожного климата» чувствуют все, ездить стало гораздо труднее, особенно нам, участникам ралли. Автомобилей становится с каждым днем все больше и больше. И в этих условиях, мне думается, роль дорожных соревнований отходит на второй план. Настоящим испытанием мастерства водителей, надежности машин являются специальные участки на закрытой трассе, дополнительные соревнования. Вот я бы по этому пути и пошел. Примером современных ралли могут, на мой взгляд, служить «1000 озер», где основная роль отводится соревнованиям на закрытой трассе. Это вряд ли облегчит труд организаторов, но ралли от этого, безусловно, выиграет.31