За нашу Советскую Родину!Роусдено соревнованиемЗарулём12 • ДЕКАБРЬ • 1974Ежемесячный научно-популярный н спортивный журнал Ордена Красного Знаке ДОСААФ СССР Издается с 1928 годаПЯТИЛЕТКА ПО-ЗИЛОВСКИА. МАНАХТИН, слесарь-водитель, Герой Социалистического Труда Каждое утро я шагаю по центральной аллее к площади, где останавливаются автобусы. Иду в потоке людей, спешащих на работу, и большинство лиц мне давно знакомо. Мы вместе проходим мимо памятника В. И. Ленину, монумента в честь героев войны и потом едем на автобусе. Здесь все, как в обычном городе, — те же улицы и перекрестки, те же скверы с цветами и мороженщицами. Есть даже набережная над Москвой-рекой. Только, пожалуй, слишком много железнодорожных переездов да окна домов непомерно велики для жилья, в автобусах здесь не надо платить за проезд, а прохожие — в рабочих спецовках. Потому что это — территория ЗИЛа, и спешат здесь по улицам зиловцы, и самая распространенная марка машины в автомобильном потоке — «ЗИЛ». Наш завод знают все. Он огромен не только по своей территории — более трети всех автомобильных грузовых перевозок страны осуществляется на ЗИЛах. Это крупнейшее современное производство, к тому же и старейшее в стране. С него начиналась история советского автомобилестроения, 50 лет которого мы отмечали в ноябре. Вот почему волнами расходится по Москве от главной проходной «эхо» ЗИЛа — Автозаводская улица, Автозаводские проезды, метро «Автозаводская». Каждый из нас гордится правом шагать рано утром на работу по центральной аллее ЗИЛа. Я иду по этим улицам уже почти четверть века. Есть на заводе люди и постарше меня, знающие ЗИЛ с самых давних времен. Но моя профессия такова, мое рабочее место так подвижно, что ЗИЛ я знаю как свой дом. Пятнадцать километров надо наездить на каждой новой машине, чтобы сдать ее в отдел технического контроля. Средняя норма слесаря-водителя, или, как чаще нас называют, водителя-испытателя, сдатчика, — полторы машины в смену. Одну сдать и вторую подготовить. Сдать — значит устранить все дефекты, допущенные на сборке. Я сдаю две-три машины. Это 30—45 километров пути. От главного конвейера по центральной улице на шестой двор — обычный первый маршрут новорожденного автомобиля. На эстакаду, на стенд обкатки и еще на набережную. Сегодня эти километры ответственны как никогда. Не только из-за большого движения на заводских улицах (здесь ездить труднее, чем в городе, и ГАИ строго следит, чтобы не превышали скорость: 30 км/час, если даже очень спешишь). Сегодня в цехах и на улицах ЗИЛа особое напряжение и озабоченность. Зиловцы наметили себе такие рубежи на завершающий период пятилетки," что трудятся теперь на виду у всей страны, и это чувствует каждый из нас. Что же это за рубежи? Задача не только в том, чтобы завершить девятую пятилетку досрочно. Вот они, конкретные высокие социалистические обязательства коллектива: «За счет ускорения внедрения достижений науки и техники обеспечить превышение проектных мощностей по производству грузовых автомобилей на 20 тысяч при минимальных дополнительных капитальных вложениях. Повысить производительность труда на 10 процентов. Добиться уровня выпуска продукции высшей категории качества не менее 75 процентов». За этими лаконичными словами — иВ НОМЕРЕ: Рождено соревнованием Навстречу 30-летию Победы На финише определяющего года 3,)гНачальная военная подготовка. Изучающим мотоцикл 4 Шаги пятилетки Советская техника Новости, события, факты Справочная служба - «Клубе «Автолюбитель»: журнал ГДР о «рентабельности» автомобиля, радио на ВАЗ—2103, новые товары, советы владельцам «жигулей» и результаты анкетного опроса К 50-летию советского автомобилестроения Страничка мотоциклиста Советы бывалых Все об ижевских мотоциклах 23 Зеленая волна . мире моторов Спортивный глобус Тематический указатель Письмо в редакцию 24 I1 1: 1:1'* 20На первой странице обложки фото В. ШиршоваИздательство ДОСААФ, Москва /Я\ «За рулем», 1974 г. Роусденоновый сборочный корпус автомобилей, и новые потоки машин со Знаком качества, и новые грузовики ЗИЛ—133, и увеличение пробега серийных ЗИЛ—130 без капитального ремонта до 300 тысяч километров. Здесь добавим, что над улучшением последнего показателя мы трудимся в тесном контакте с эксплуатационниками. Впрочем, один из лучших водителей Главмосавтотранса А. М. Бесчестное, принимая после круга почета наш украшенный цветами миллионный ЗИЛ, заявил о своем намерении довести пробег его без капитального ремонта до 400 тысяч километров. И мне кажется, это реальное будущее для всей массы наших добротных машин, непрерывно совершенствуемых в ходе производства. Высокое качество современного грузового автомобиля — центральный момент наших устремлений. Именно ради этого ведется на заводе большая работа по комплексной механизации и автоматизации производственных процессов. Для этого совершенствуется технология, улучшается организация производства, труда и управления, использование сырья, материалов, энергетических ресурсов. Но самое главное — многое делается для постоянного повышения технического уровня автомобилей, для создания новых моделей, отвечающих всем современным требованиям. Именно над этими проблемами работают сегодня 29 центральных заводских лабораторий и 26 бюро по доводке деталей автомобиля, где трудятся три доктора и 41 кандидат технических наук. На ЗИЛе получают в среднем по 58 авторских свидетельств в год. Но ЗИЛ не замыкается на собственном, пусть даже высоком, уровне. Широки его связи с наукой, с эксплуатационниками. Содружество с МГУ, с НАМИ и Главмосавтотрансом — лишь одно из звеньев этих связей. Сейчас на ЗИЛе действует 17 комплексно-механизированных цехов и 32 участка, 228 автоматических линий, больше 100 километров подвесных конвейеров и транспортеров. Значительная часть новой техники создана заводскими специалистами. Например, 91 автоматическая линия из 228 спроектирована и подготовлена на заводе. Но, пожалуй, не менее красноречивы и такие цифры: за годы девятой пятилетки производительность труда транспортных рабочих повысилась на 42,2 процента, что эквивалентно условному высвобождению более чем 2300 рабочих. Все это стало возможным благодаря творческому соперничеству между лабораториями, конструкторскими бюро, бригадами и цехами, благодаря сотрудничеству с другими коллективами — научно-исследовательских институтов, автотранспортных предприятий. Недавно ЦК КПСС высоко оценил инициативу и опыт коллектива по организации социалистического соревнования за ускорение внедрения в производство достижений науки и техники и увеличение на этой основе мощностей по выпуску продукции высокого качества. В чем смысл этой инициативы? Когда об этом спросили генерального директора объединения «АвтоЗИЛ» П. Д. Босоревнованиемсовершенно новый автомобиль. Пришлось для начала изучать технологию сборки, работать и сборщиком, и водителем. То, что происходит сегодня, не похоже на прежнее. И яс интересом слежу за судьбами молодых шоферов, для которых я — наставник. Уже сегодня от них требуется новое понимание техники. Зиловцы — новаторы по традиции. Они сумели так организовать социалистическое соревнование, что ускорение технического прогресса стало реальной почвой всех начинаний. Зиловская система присуждения высоких мест в' соревновании ставит главным условием выполнение планов внедрения новой техники. Условие относится ко всем участкам производства, и в этом залог повышения качества продукции. Реальный завтрашний день отразился в социалистических обязательствах строящегося сборочного корпуса и действующего корпуса сборки и испытания автомобилей, в котором трудятся мои товарищи-водители: «Сдать в эксплуатацию главный сборочный конвейер ЗИЛ—130. Освоить сборку автомобилей ЗИЛ—130, 131 и 133Г на новых сборочных конвейерах в 1975 году». Пункты обязательств логичны и просты, а их выполнение требует большого опыта, квалификации, высокой дисциплины. Так оценивают свое слово и рабочие, и руководители коллективов — начальник корпуса А. И. Гузанов, секретарь парторганизации В. В. Дмитриев, начальник технической части В. Б. Носов. Проблема качества автомобиля с маркой «ЗИЛ» касается на заводе всех. И, конечно же, водителей-испытателей, принимающих и сдающих каждый новый автомобиль, как итог работы целого коллектива. Смысл наших личных обязательств один: активнее использовать резервы на своем рабочем месте, стремиться к наивысшей выработке каждый день, каждую смену. Многие мои товарищи, как и несколько сотен рабочих ЗИЛа, закончили свою пятилетку к полувековому юбилею советского автомобилестроения. Мы, испытатели, знаем цену обязательств: шоферы получат хорошие, надежные машины. Зиловцы сдержат свое слово. Квалификация плюс патриотическое отношение к работе — вот что делает короткой зиловскую пятилетку. ...Мне пришлось немало поездить по свету за рулем. Позади километры на пограничных заставах Кавказа и Дальнего Востока, зарубежные автопробеги. А лучшие из моих дорог — это испытательные маршруты на новых, только что сошедших с конвейера ЗИЛах. Скоро закончатся наши рейсы по заводским улицам. Их заменят 150 метров в цехе, сквозь строй электронных приборов. На конвейере встанет новая модель ЗИЛ—133, и мы будем ее изучать. Такие же перемены переживают на ЗИЛе люди многих других специальностей. Сегодня наш завод-ветеран не только выпускает огромное количество грузовиков. Сегодня он строится, меняет свой облик, берет новые рубежи технического прогресса.родина, он ответил, что эта инициатива «приводит в действие дополнительные возможности и резервы, несет заряд творческого поиска, ускоряющего общее движение вперед. Ценность почина еще ив том, что в нем содержатся конкретные, а это очень важно, пути ускорения научно-технического прогресса, совершенствования организации производства и труда. Обязательства коллектива подкреплены комплексной программой технических и организационных мероприятий». Когда об этом спрашивают меня, я от имени своих товарищейводителей могу сказать, что результаты комплексного плана мы уже ощущаем: наша профессия меняет свой облик. Недалек тот день, когда мы уже и называться будем не водителями и слесарями, а операторами и будем проходить на нашем новорожденном автомобиле всего несколько десятков метров — вдоль стендов с электронными приборами, фиксирующими малейший дефект или перебои в работе машины и передающими информацию о них в вычислительный центр. Такая линия уже создана. Она —лишь одна из многих технических новинок на заводе, а говорю я именно о ней потому, что она имеет прямое отношение к моей профессии. Это — специальная испытательная линия в новом сборочном корпусе, сконструированная ЗИЛом совместно с рижанами. Рижские специалисты — частые гости на заводе. Смысл их работы — попытка отойти от привычных методов обнаружения дефектов в автомобиле, то есть от «кустарных» методов работы сегодняшнего слесаря-водителя, где оценка качества машины зависит от его индивидуальной подготовки, даже от его характера, интересов, настроения. Линия выдает автоматически 18 параметров — результат объективного контроля. Суммирующая электронно-вычислительная машина «пишет» свою справку на основе обследований, которые не под силу человеку. На этой линии возможна обкатка автомобиля под нагрузкой, чего сейчас мы не в состоянии делать. Перед обкаткой автоматически выравнивается давление в шинах, что очень важно для показаний работы тормозов, многих узлов и даже для установки фар. Не выходя из машины, за несколько минут водитель проверит на стендах установку зажигания, углы установки колес, наличие течей. Короче — испытатель получит средства объективного контроля за качеством автомобиля. Эта уникальная линия — первая в практике автомобилестроения не только в нашей стране, но ив Европе. Однако она не упраздняет профессии испытателя, только качественно меняет ее, поднимая на новую ступень технического прогресса. Опыт водителя, его умение «слышать» машину будут попрежнему главными, и именно поэтому ему нужна будет куда более высокая квалификация. Обучение людей, подготовка их к работе в новых технических условиях уже идет, и она не похожа на прежние «переподготовки». Мне пришлось испытывать многие модели ЗИЛов. Сдавал ЗИЛ—151, 164, 157, 130, 131. Самым трудным был переход на ЗИЛ—130,2