Армейский спортсмен — чемпион мираПРАВО БЫТЬ ЛИДЕРОМКрупнейшее спортивное событие нынешнего года — финальные старты VI летней Спартакиады народов СССР, в программу которой вместе с так называемыми олимпийскими включены военно-технические виды спорта, в том числе одиннадцать автомобильных и мотоциклетных соревнований. С этого номера мы начинаем публиковать серию материалов, рассказывающих о спартакиадном автомотоспорте, о наиболее ярких его мастерах. Первое слово предоставляем главному герою минувшего спортивного года — чемпиону мира по мотокроссу в классе 250 см' прапорщику Советской Армии ленинградцу Геннадию Моисееву. И поскольку сегодняшний наш гость военнослужащий, воспользуемся случаем, чтобы поздравить всех армейских спортсменов с 57-й годовщиной Вооруженных Сил СССР. Итак, первый рассказ — о мотокроссе. Запись его сделана журналистом Б. Логиновым на основе бесед с чемпионом, с его наставниками. Г. Моисеев. Наверное, это знакомо каждому спортсмену. Накануне какогонибудь ответственного старта ходишь как в тумане. Появляется неуверенность, волнение, хочешь заглушить их, отвлечься чем-нибудь и не можешь. Не спал яив ту ночь, перед первым этапом прошлогоднего чемпионата мира, в Испании, близ Барселоны. Какие только мысли не лезли в голову. Некстати вспоминались, казалось, давно забытые неудачи. Один за другим, словно на параде, вставали перед глазами соперники, и с каждым из них я мчался по трассе, почти физически чувствуя встречный ветер, дрожь рвущегося вперед мотоцикла. Под утро, устав от мысленной борьбы, разозлился — лучше уж бросить мотокросс, чем вот так часами изводить себя. После финиша, принесшего мне первую победу на этапе, снова вспомнил эту ночь. И как-то неловко стало, будто обидел лучшего друга. Разве можно бросить любимый спорт, который вместе с волнением, предстартовой нервотрепкой затем приносит вот такое, как сейчас, ни с чем не сравнимое чувство легкости, ликования. Ради этих счастливых минут, честное слово, стоит отдавать ему целые годы упорного труда, забывать о свободном времени и развлечениях. Разве можно с чем-нибудь сравнить борьбу на кроссовых трассах! Здесь что ни метр, то загадка. Нет не только схожих трасс, нет и одинаковых кругов на одной и той же дистанции. Ежеминутно принимаешь сотни решений: как лучше пройти поворот, где «открыть» ручку «газа», на чем еще сэкономить секунду-другую. Вот эта бесконечная новизна мотокросса впервые открылась мне в шестьдесят четвертом году. Вместе с Сашей, моим братом, мы приехали на знаменитую ленинградскую трассу в Юкках, где проходил один из этапов личного первенства мира. Тогда на устах у всех болельщиков (а их собралось, как потом писали газеты, свыше ста пятидесяти тысяч) были имена чемпионов — шведа Торстена Халльмана, бельгийца Жоэля Робера, нашего лучшего гонщика Виктора Арбекова. Внешняя, сразу же бро6 сающаяся в глаза красота кросса, легкость, с которой, буквально, летели по крутым склонам трассы участники, поразила нас. Да, вот это спорт! Какое же надо иметь бесстрашие, физическую подготовку, чтобы добиться такого совершенства в вождении мотоцикла. Здесь, в Юкках, я и решил: во что бы то ни стало буду гонщиком. Куда обращаться — уже знал. Незадолго до этого я окончил мотокружок в ленинградском Дворце пионеров и школьников имени Жданова, получил права на вождение мотоцикла. Тут же размещалась спортивная секция, в которую старший преподаватель и тренер Кирилл Александрович Демянский отбирал наиболее способных ребят. К. Демянский. Спортивная группа была у нас в то время небольшой, не хватало техники — один мотоцикл выделяли двоим-троим юношам. И вот однажды обращается ко мне Толя Долинкин: «Примите в секцию еще одного парня. Каждый вечер приходит». «А что он говорит?» «Да ничего. Просто стоит в дверях и смотрит». Это был Гена Моисеев. Вспомнил, как полгода до этого пришел он ко мне с просьбой зачислить его в мотокружок. Прием был уже закончен, и я ему, естественно, отказал. Мы не в состоянии даже до сих пор брать в мотоотделение всех стремящихся к нам ленинградских мальчишек. А Моисеев жил в Вырице — до города езды на электричке почти целый час. К тому же, как выяснилось, свободного времени у него практически не было: работал на заводе в Пушкине и одновременно учился в вечерней школе. Все же попросил я его зайти через месяц к пяти часам вечера. Это своеобразная проверка: не забудет — значит, действительно хочет заниматься. В назначенный день он пришел ровно к пяти. Так продолжалось несколько месяцев. И каждый раз Геннадий с точностью часового механизма появлялся во Дворце и терпеливо ждал своей участи. В конце концов он был принят. Учеба давалась ему с трудом, особенно по правилам дорожного движения. Но не помню случая, чтобы Моисеев пропустил занятия или хотя бы опоздал. Получив права мотоциклиста,он стал работать в Ленинграде водителем мотороллера на экспериментальном заводе. И вот его новая просьба — зачислить в спортивную секцию. Предложил ему проехать по кроссовой трассе. Ничего особенного. И все-таки Геннадия я принял, потому что уже знал о его пунктуальности, старательности, какой-то одержимости — качествах, незаменимых в мотоспорте, как и во всяком большом спорте. Г. Моисеев. Дали мне старенькую «макаку» (так называем мы мотоцикл младшего класса). Впрочем, мотоциклом эту груду металла можно было назвать условно. С этого и начался мой путь в большой спорт. Машины к соревнованиям мы готовили сами, собирая их, как говорят, с нуля. Кирилл Александрович, хотя и готов был прийти в любую минуту на помощь, предоставлял нам полную свободу в творчестве — собственной головой, на собственных ошибках постигались тайны спортивного мотоцикла. Я и сейчас считаю такой метод лучшим в подготовке хорошего гонщика. В спорте мне повезло. Я сразу же попал в очень дружный, сплоченный коллектив. Прошло уже много лет, но до сих пор прихожу во Дворец пионеров как к себе домой. Одновременно все мь\ были членами ленинградского автомотоклуба ДОСААФ , тренировались на его базе вместе с неоднократными чемпионами города и страны Сергеем Кадушкиным, Андреем Дежиновым. А шефствовал над нашей секцией ленинградский спортивный клуб Армии — один из сильнейших коллективов страны. И каждый из нас втайне мечтал, когда придет срок военной службы, попасть в этот клуб. Повезло мне ис тренерами. Кирилл Александрович (он не только спортивный специалист, но и отличный педагог) научил нас серьезному отношению к делу, самопожертвованию, каждодневному упорному труду. Незаметно, исподволь ставил он перед нами все новые задачи: сначала — на тренировках объехать Толю Долинкина, самого опытного в нашей секции, затем — выбирал нового соперника, Андрея Дежинова, требовал, чтобы мы внимательно изучали его стиль езды, слабые и сильные стороны. А когда впервые удалось выиграть у этого очень известного гонщика, показалась не такой уж фантастичной перспектива когда-нибудь опередить самих Арбекова и Робера. Демянский и сейчас для меня больше чем тренер — настоящий друг, близкий человек. В сборной команде страны многое приобрел у Юрия Игнатьевича Трофимца, практика и теоретика мотокросса. То, что я значительно лучше и чище выполняю теперь сложные приемы езды, отработал технику старта, — это, конечно, его заслуга. В спортивном клубе Армии, где занимаюсь семь лет, моим наставником стал заслуженный тренер СССР Сергей Максимович Сергеев. Как и положено в любом армейском коллективе, здесь строжайшая дисциплина, дух товарищества и взаимовыручки. И наконец, уроки Андрея Дежинова, который готовил сборную команду к выступлению на минувшем чемпионате мира. Каждый гонщик, конечно, помнит свое первое соревнование. Для меня это был зимний мотокросс на приз открытия сезона в 1965 году на трассе в Озерках. После старта я обнаружил, что дроссель моей «макаки» замерз. Всю дистанцию я проехал с открытым «газом» и занял пятое место. К. Демянский. Уже через два года занятий с Геннадием Моисеевым стало ясно, что из него может вырасти великолепный гонщик. И не только потому, что он уже тогда имел неплохие результаты — победу в первенстве Ленинграда, третье место в чемпионате страны среди юношей, успешный (третье место) дебют в составе сборной команды СССР на одном из этапов чемпионата мира. Главное было в другом. Вот о кроссменах часто говорят — «бесстрашные люди», придавая этому красивому слову оттенок какой-то безоглядной удали. Глупо это, конечно. В таком смысле «бесстрашные» встречаются разве что среди шизофреников. Любому гонщику, безусловно, знакомо чувство страха. Умение не дать ему овладеть собой — вот что есть настоящее бесстрашие. Ведь как бывало. Объясняю ребятам технику выполнения сложного прыжка, спрашиваю: «Кто первый попробует?» Все мнутся в нерешительности, вижу, что боятся. Потом обязательно кто-нибудь скажет: «Пусть Моисеев». И Геннадий первым внешне невозмутимо совершает этот прыжок. Или еще пример, из другой области. Двадцатипятиградусный мороз, из теплушки и выходить страшно. «Ну что, будем тренироваться?» — спрашиваю у ребят. И неизменно Геннадий первым уезжает на трассу. Отработает столько времени, сколько нужно. Вообще, его никогда не приходилось проверять, подгонять, внушать, что именно это надо делать. Г. Моисеев. Довольно быстро ко мне пришли успехи. Трижды становился чемпионом страны в классе 250 см 3 , несколько раз занимал призовые места. Но еще больше было провалов. Столько приходилось сходить с трассы, что хватило бы на несколько гонщиков. И уж совсем слава этакого «ломателя машин» закрепилась за мной в семьдесят втором году. Четырехлетние выступления в чемпионате мира убедили в том, что могу идти на очень высокий результат. Тут все и началось — из двенадцати этапов в восьми сошел. То не выдерживали обода, то летели подвески. Обстановка вокруг меня накалялась. Догадывался, что не сегодня-завтра встанет вопрос о дальнейшем моем пребывании в сборной. Вроде бы, все верно, но тем не менее чувствовал обиду: ведь машина, на которой я выступал, действительно была сырой, к тому же на фоне этих сходов почему-то остались незамеченными два завоеванных мною во Франции и Голландии призовых места. На последнем этапе мне дали другую машину: докажи, мол, что и эту сможешь сломать. Но я не сломал, более того—был третьим. Так и остался в сборной. К. Демянский. Можно случайно однажды выиграть чемпионат страны, случайно попасть в сборную. Но три золотых медали на первенствах СССР — это уже красноречивое доказательство силы и мастерства гонщика. Нужно знать Моисеева: для него не существует других мест, кроме первого. Тот страшно неудачный сезон мог похоронить в нем будущего чемпиона мира. Ведь это очень просто —из-за боязни схода чуть-чуть позже открыть ручку «газа», в каком-то • месте не рискнуть, а в другом проехать медленнее, чем можешь. И результат будет неплохим.— где-то в первой десятке, и место в сборной обеспечено. К счастью, Геннадий не поддался соблазну. Он остался самим собой — нацеленным только на победу. Г. Моисеев. Такие неудачи не проходят бесследно. В начале следующего сезона была какая-то внутренняя борьба. Уверенности не придали даже три вторых места, добытых в заездах на трассах Италии и Польши. Только первая моя в жизни победа на шестом этапе, в Югославии вернула прежнюю уверенность. Стало сразу же легко, и оставшиеся соревнования я провел ровно, выйдя в итоге на пятое место в чемпионате. А. Дежинов. Не знаю другого гонщи>ка, который обладал бы такими высокими волевыми качествами. Они проявляются у Геннадия всюду, в любых условиях. Если раньше благодаря им он стремился форсировать свою подготовку (и часто во вред себе), то теперь, после неудач и сходов научился соизмерять собственные силы с возможностями мотоцикла. Жажда борьбы у Моисеева поразительна. Даже когда, кажется, нет смысла продолжать гонку, он бросается в погоню. В Испании после старта ушел девятнадцатым, финишировал — четвертым, в Италии был сначала восемнадцатым, а закончил дистанцию вторым, хотя это, действительно, почти невозможно. И таких примеров множество. Особенно хорошо выступает на песчаных, а также на грязных после дождя трассах. Любит скоростные трассы, простор. В выполнении сложных прыжковых элементов Моисееву нет равных. Хуже чувствует себя на крутых поворотах, после которых нужно начинать движение с нуля. Г. Моисеев. О борьбе на последнем чемпионате мира журнал «За рулем» уже рассказывал. Весь марафонский путь длиной в двадцать четыре заезда мы прошли с чехословацким гонщиком Ярославом Фальтой, как говорится, колесо в колесо. Оба чувствовали себя готовыми победить, оба имели право сетовать на то, что кому-то из нас не повезло. Это была борьба нервов, приводившая иногда даже к курьезам. На одном из этапов, пролидировав половину дистанции, я понял, что с машиной что-то неладно. Вскоре убедился: работает только вторая передача. Со мной и раньше случалось такое, и все же заканчивал заезд. Решил и на этот раз продолжать гонку. Проходит круг, второйничего, еду первым. Но знаю, продержаться долго в лидерах не смогу. На одном из поворотов оглянулся: так и есть, сзади Фальта, сейчас, наверно, сделает рывок. Однако время идет, а Ярослав что-то не спешит. Кажется, десять кругов я вот так тащил его на заднем колесе. Финишировал первым, он — вторым. Ярослав настолько увлекся тактическими расчетами, что не заметил, что в моей машине не все ладно. Меня сейчас часто спрашивают, как я чувствую себя в роли чемпиона мира. Сначала было состояние какой-то невесомости. Теперь оно прошло. Потому что вновь начались трудовые будни в моем спортивном клубе Армии. С. Сергеев. У нас дружная военная семья. И как в каждой большой семье, рубашку (то есть мотоцикл) старшего донашивает младший, всем знаком вкус щей из солдатской миски. Нет никаких служебных поблажек и прапорщику Моисееву — те же занятия, наряды, та же строевая подготовка. Здесь много воспитанников Дворца пионеров — прапорщик Павел Рулев, Александр Моисеев, брат Геннадия, лучший наш механик, Анатолий Бочков, братья Опатович и другие. Почему командование уделяет такое внимание развитию мотоспорта? Да потому, что все мастера кроссовых г расс — отличные водители военных колесных и гусеничных машин. Г. Моисеев. В моей спортивной коллекции теперь медали всех достоинств. Нет только одной — спартакиадной. В шестьдесят седьмом году я не мог серьезно спорить с лучшими гонщиками страны, в семидесятом — не стартовал в финале из-за поломки машины. На шестой Спартакиаде народов СССР постараюсь заработать эту медаль. Сейчас вместе с братом готовим мотоцикл класса 175 см 3 . Может, он наконец принесет мне победу? Ну и, конечно, готовлюсь к очередному чемпионату мира.