Выло время, когда наши автозаводы стояли на почтительной дистанции по отношению к автомобильному спорту. На кольцевых гонках ив ралли можно было видеть представителей только двух предприятий — АЗЛК (тогда он назывался МЗМА) и ГАЗа. Но за последние десять лет положение существенно изменилось. Теперь не два, а восемь заводов регулярно заявляют свои автомобили и своих гонщиков-испытателей на соревнования. В цехах и лабораториях АЗЛК, ВАЗа, ГАЗа, «ИЖ-авто» постоянно ведется подготовка машин к внутрисоюзным и международным спортивным встречам. На заводах созданы отделы и лаборатории, которые занимаются испытаниями машин в жестких условиях спортивных состязаний. А на таллинском опытном авторемонтном заводе (ТОАРЗ) налажено мелкосерийное производство спортивно-гоночных машин для клубов и секций. Все это — результат успехов нашей автомобильной промышленности, развития автоспорта в стране в рамках многогранной деятельности организаций ДОСААФ. В свое время редакция «За рулем» учредила «Трофей заводов» — приз для предприятия автомобильной промышленности, чьи машины и гонщики покажут лучший результат в первенствах страны. По замыслу «Трофей» должен был повысить интерес автозаводов, их коллективов к различным соревнованиям в ранге чемпионатов СССР: ралли, кольцевым и ипподромным гонкам, кроссу. Теперь, когда отмечается пятилетие «Трофея», можно сказать, что он содействовал и содействует положительным сдвигам, происходящим в заводском автоспорте. Минувший, 1976 год в этом смысле был особенно примечателен. Если раньше на приз реально претендовали только два коллектива — АЗЛК и ВАЗ, то в прошлом сезоне в борьбу активно вмешались горьковчане и заняли почетное второе место. Итак, вновь, третий раз подряд победу одержал коллектив Волжского автозавода. Положением о розыгрыше «Трофея» не предусмотрено в этом случае сохранение его навечно за предприятием, но успех ВАЗа отмечен специальным памятным призом журнала «За рулем». Занявшие второе место горьковчане (кстати, ГАЗ единственный среди всех заводов выступал во всех семи чемпионатах СССР по автомобильному спорту) и обладатель приза 1971—1972 гг. коллектив АЗЛК, замкнувший на этот раз первую тройку, награждены дипломами журнала. О том, из чего складывалась сумма очков, набранная коллективами заводов на всех этапах розыгрыша «Трофея», дает представление помещенная здесь таблица. Напоминаем, что в каждом классе или формуле в зачет шли только два лучших результата из всех, показанных представителями того или иного предприятия. За первые 10 мест очки начислялись по следующей шкале: 16, 12, 10, 8, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Наибольший вклад в победу своего завода внесли А. КозырчиковОчки, набранн ые(ВАЗ) — 26 очков, а также Н. Елизаров (ГАЗ) — 19,3 и Э. Пистунович (ВАЗ) — 16,6 очка. Согласно Положению о розыгрыше «Трофея», предприятие, которое по характеру выпускаемой продукции может участвовать не более чем в двух чемпионатах страны, награждается специальным призом. В 1975 году этот приз достался коллективу ТОАРЗа, опередившему УАЗ и ЗИЛ. Подводя итоги розыгрыша «Трофея», поздравляя победителей, мы в то же время хотели бы высказать несколько пожеланий заводам, тем более что по времени эти итоги совпадают с началом десятой пятилетки, в которой произойдут большие качественные сдвиги во всех областях нашей жизни. И если говорить об автоспорте, то нужно брать прицел на заводское производство машин для спортивных организаций, как это сделал ТОАРЗ. Он уже изготовил для клубов и секций в общей сложности около четырехсот однотипных (в рамках формул) гоночных автомобилей. Спортивная общественность вправе рассчитывать на то, что и ведущие предприятия, такие, как АЗЛК, ВАЗ, ГАЗ, «ИЖ-авто», будут ежегодно давать нашему автоспорту небольшие партии машин. Пусть для начала несколько десятков, и не так называемых уникальных, а серийных, но с изменениями, которые подчас непосильны для клуба, секции. Скажем, двигатели с двумя распределительными валами, специальные впускной и выпускной коллекторы, набор шестерен в коробку передач с измененными передаточными числами, уширенные колеса, более жесткие пружины подвески. Здесь может быть два пути: мелкосерийный выпуск спортивных модификаций базовых моделей или изготовление таких узлов и деталей отдельными комплектами. Каким образом решить вопрос — дело заинтересованных ведомств. Главное — следует решать, потому что автоспорт сегодня — и показатель развития автомобильной промышленности и показатель спортивной работы ДОСААФ. Это, наконец, спорт любимый миллионами.заводами в розыгрыше «Трофея заводов» в 1975 годуКоллективы заводовСоревнованияВАЗГАЗАЗЛКТОАРЗИЖУМЗУАЗЗИЛИпподромные гонки Зимние командные ралли Кольцевые гонки (формулы 1, 2, 3, 4 и группа 2) Кольцевые гонки (группа 1) Ралли 1) Кросс Ралли 2) (группа (группа27 103 816— — *5120 0——— —54002342„31820 1610 25 2001100 3_ —17, — —42010—6_.20— 2162—17—6Итого123686140