лода школа не только по возрасту. Значительная часть преподавателей — недавние выпускники Московского автодорожного института. Конечно, никто из них не готовился к роли педагога. — Если бы пару лет назад мне сказали: «Будешь учить курсантов устройству и эксплуатации автомобиля», ни за что бы не поверил, — говорит один из преподавателей, Сергей Бахарев. — А когда пришел сюда, показалось, что легче этой работы не бывает. Действительно, разве трудно объяснить людям то, что сам, вроде бы, отлично знаешь? Ну, я и ринулся... Помню свою первую группу. Рассказываю о сцеплении. Все ведь так просто. Раз рассказал. Чувствую, не понимают. Второй раз объяснил. Третий. Два с половиной часа бился. Злиться начал. Ну, думаю, и группа попалась. И только потом понял, что не они, а я виноват. Слов нужных у меня не было, подхода к ребятам тоже. Теперь, кажется, контакты наладились. А работа у нас интересная. Я ничуть не жалею, что взялся за педагогику. Наверное, потому, что люблю автомобили и есть возможность поделиться этой любовью с другими... Мы беседовали с еще одним молодым преподавателем Геннадием Левенцовым. Он ведет занятия в классе тренажеров. — О тренажерах, — говорит он, — уже сказано много добрых слов. Прекрасно, что такая техника пришла в автошколы. «Езда» на них — первый шаг к практике. Но мы хотим, чтобы этот шаг был еще тверже: решили сами снимать учебные фильмы. Я когда-то работал кинооператором, и вот, видите, пригодилось. А «пробой пера» для нас будет кинорассказ о школе. Обучение тогда эффективно, когда урок интересен и ученикам и учителям. Фильмы, да еще из жизни школы, помогут этого добиться. Молодые преподаватели — будущее автошколы. У них есть знания, энергия, желание работать. Нужен только опыт. Поэтому в школе используют каждую возможность, чтобы помочь молодым: открытые уроки, поездки к коллегам в другие школы, консультации методистов городского совета ДОСААФ . Вот что имел в виду начальник автошколы, когда говорил об учебе педагогов. Важно и то, что рядом с молодежью работают опытные преподаватели. Мы идем по школьным коридорам с заместителем начальника Александром Сорокиным. Он, между прочим, тоже из молодых. Заходим в один из классов. Его «хозяин» — Петр Лазаревич Залысин, двадцать пять лет отдавший воспитанию шоферской смены. Почти половину комнаты занимает внушительный ГАЗ—66. Автомобиль поблескивает свежей краской и от действующих собратьев отличается только тем, что хитросплетения его узлов обнажены линиями разрезов. Все это сделано руками курсантов. Ребята сами, по винтику, собрали машину из агрегатов списанных автомобилей. Есть в этом еще один аспект," может быть, не менее важный. Среди курсантов попадаются и такие, кого относят к категории «трудных». Казалось бы, какое серьезное влияние может оказать на них автошкола, с которой они связаны всего несколько месяцев? Оказывается — может. Надо только заинтересовать ребят настоящим делом. В волгоградской школе это сумели. Одно из таких дел — самостоятельная работа над учебнымипособиями, которой многие увлеклись по-настоящему. — Дело не только в том, что они получают практические навыки, — говорит А. Сорокин. — Эти часы отняты у улицы в худшем ее понимании. А главное в том, что ребята видят: как много можно сделать полезного, как это прекрасно. Руками преподавателей совместно с курсантами оборудованы классы, составляющие предмет особой гордости школы. Они действительно великолепны — классы технического обслуживания автомобилей, разместившиеся в небольшом двухэтажном корпусе. Возводили его хозспособом, на стройке работали с особенным энтузиазмом. Здесь родилось своеобразное соревнование между группами: кто быстрее, кто лучше. И результат налицо. Не каждое автохозяйство может похвастаться такой зоной ТО: светлой, отделанной разноцветным кафелем, с отличными осмотровыми канавами. Кропотливая, вдумчивая внеклассная работа заставляет ребят серьезнее подходить ик занятиям по всем дисциплинам. Это твердое убеждение педагогов. В прошедшем году в вестибюле появились объявления, приглашавшие учащихся в секции авто- и мотоспорта, стрельбы (при школе есть и хороший тир). Спорту в последнее время здесь уделяют все больше внимания. Благо есть квалифицированные кадры: многие молодые преподаватели специализировались вМАДИ как раз по автоспорту. Курсанты, не имеющие водительских «прав», будут участвовать в работе секций в качестве механиков. А получат «права» — выйдут на трассы. Это один из эффективных путей повышения водительского мастерства. — А теперь заглянем в актовый зал, — сказал Александр Сорокин. Широкие ряды удобных кресел, отличная акустики. Но самый распрекрасный зал ни к чему, если он пустует. В волгоградской — не так. Здесь проходят встречи с интересными людьми, ветеранами войны и труда, просмотры фильмов на патриотические темы. А скоро будут демонстрироваться фильмы собственного производства. — Мы стремимся использовать все возможности для повышения качества обучения, — объясняет Сорокин. — Хотим, чтобы для учащихся связь со школой, память о ней не кончалась за ее порогом. Многое мы пока ищем, верим, что правильно ищем... Те, кто видел прошлогоднюю первомайскую передачу с Красной площади, наверное, обратили внимание на колонну спортсменов ДОСААФ . В ней шли курсанты волгоградской автошколы. Это большая честь — представлять оборонное Общество столицы. — Сегодня, — говорит на прощание Борис Петрович Иванов, — повышение качества всей учебно-воспитательной деятельности — вот главная наша забота. Хотя мы уже готовим довольно много водителей, но находимся пока в стадии становления. И по официальным данным отнюдь не лучшие в Москве. Есть школы, где успеваемость повыше... Что ж, самокритичность начальника школы — тоже своего рода гарантия будущих успехов. В. СТАРЧЕВСКИЙВ честь 60-летия Великого ОнтябряПочининициаторов —всемВот уже многие годы житомирская образцовая автомобильная школа ДОСААФ — одна из передовых не тольно на Украине, но и среди учебных организаций оборонного Общества в стране. Наши читатели, вероятно, помнят опубликованный в журнале оноло пяти лет назад очерк «В Житомир за опытом» (1972, N9 6), в котором рассказывалось о сплоченном коллективе школы, формах и методах учебной и военно-патриотической работы, отличающихся целенаправленностью, богатством содержания, эмоциональностью, одним словом, высоким мастерством. Отрадно сознавать, что успехи не вскружили людям головы. Коллектив не перестает двигаться вперед. В начале этого года вместе с досаафовцами Тульской области, Верхнебуреинского района Хабаровского нрая, Балтийского судостроительного завода имени С. Орджоникидзе (Ленинград), егорьевского аэроклуба (Московская область) коллектив житомирской образцовой автошколы выступил инициатором социалистического соревнования за достойную встречу 60-летия Великой Октябрьской социалистической революции. ЦК ДОСААФ СССР одобрил этот почин и предложил всем комитетам Общества развернуть соревнование в честь исторической даты, усилить политическую и организаторскую работу, добиваться повышения ее качества и действенности. Как сегодня обстоят дела у инициаторов соревнования? С этим вопросом редакция обратилась к начальнику житомирской автошколы И. В. МИКУЛЬСКОМУ. Вот что он рассказал. — Соревнуются у нас все — преподаватели, мастера, курсанты. На видном месте обязательства школы, учебных групп, все наглядно, зримо. После VIII Всесоюзного съезда ДОСААФ подвели итоги по группам. Успеваемость курсантов всюду повысилась, улучшилась дисциплина, организованность. Не за горами выпускные экзамены. Надеемся, что будущие воины-водители выдержат их на «хорошо» и «отлично», сдадут нормативы ГТО, станут спортсменами-разрядниками. Подготовка к сдаче нормативов идет полным ходом. Укрепляем, совершенствуем материально-техническую базу школы. Только что ввели в эксплуатацию утепленный гараж, реконструируем автодром, площадку для ежедневного обслуживания автомобилей, к началу лета вступит в строй спортивный городок. Словом, обязательства выполняются. Председатель тульского обкома ДОСААФ Герой Советского Союза Л. П. ТИХМЯНОВ сообщил редакции: — Инициатива, почин ко многому обязывают. Руководящим документом во всей нашей деятельности по выполнению обязательств в честь 60-летия Великого Октября является постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «О Всесоюзном социалистическом соревновании за повышение эффективности производства и качества работы. за успешное выполнение заданий десятой пятилетки». Девиз «Эффективность и качество», провозглашенный партией на десятую пятилетку, стал путеводной вехой для организаций ДОСААФ области. Его взяли на вооружение прежде всего наши учебные организации. Они включились во Всесоюзный конкурс в честь 60-летия Октября и полувекового юбилея оборонного Общества, добиваются высокого качества подготовки специалистов для армии и флота. Коллектив ефремовской автошколы, например, соревнуется за присвоение школе звания образцовой. Предварительные итоги показывают, что слово у людей с делом не расходится. ЦК ДОСААФ СССР, одобрив почин инициаторов соревнования, предложил также комитетам Общества систематически проверять выполнение взятых обязательств, добиваться широкого распространения передового опыта, внедрять его в работу всех организаций ДОСААФ. 5