На нерегули руемом перекресткеПравила дорожного движения, вроде бы, предельно четко излагают порядок проезда нерегулируемых пересечений дорог, и законы эти, будем считать, известны всем. Почему же тогда так часто мы сталкиваемся здесь с несогласованностью в действиях водителей, наблюдаем то бессмысленные и ничем не оправданные задержки, потерю времени, то явные нарушения правил, заканчивающиеся авариями? Объясняют это обычно нерешительностью или недисциплинированностью водителей. Что ж, отчасти так оно и есть. Но в большинстве случаев дело, смею утверждать, вовсе не в сверхосторожности или чьем-то легкомыслии. Оказывается, очень многие водители не могут даже приблизительно установить, будет ли их автомобиль помехой для другого, понять, при каких обстоятельствах они обязаны уступить дорогу. Сплошь и рядом автомобили пересекают путь один другому буквально под носом, а водители только разводят потом руками: думал, что успею... Для безошибочного решения задачи надо не надеяться на авось, а уметь оценить скорости движения машин и расстояния, на которых они находятся от перекрестка. Увы, часто водители себя этим не утруждают, а действуют на глазок. Вот и попадают в беду. Конечно, с годами глазомер и способность ориентироваться в любой обстановке вырабатываются. Но такой способ обучения—весьма тернистый (путь, на котором просчеты приходится оплачивать по очень дорогой цене. Между тем опасных ситуаций, грозящих столкновениями, на нерегулируемых перекрестках сравнительно немного. Разобраться в них и подготовить себя к решительным и правильным действиям в состоянии каждый. Давайте рассмотрим вместе наиболее типичные ситуации. Ситуация 1. Проезд перекрестка равнозначных дорог в прямом направлении Преимущество проезда, как известно, у водителя, приближающегося справа. Казалось бы, все очень просто: есть помеха справа — стой, нет помехи — проезжай. Однако здесь и возникает вопрос: с какого же расстояния вступает в силу правило «правой руки»? Вот давайте и попробуем его найти. Очевидно, что автомобиль А не станет препятствием для автомобиля Б, если успеет покинуть перекресток, пока автомобили разделяет безопасная дистанция. Она складывается из полного остановочного пути и некоторого запаса расстояния до точки, в которой при неблагоприятном стечении обстоятельств машины могут столкнуться (егопринимают равным длине автомобиля). Возьмем в качестве примера автомобили «жигули» и обычные, с шириной проезжей части 7—8 метров дороги. Пусть автомобиль А приближается к перекрестку со скоростью 30 км/час. Его безопасная дистанция составит в этом случае приблизительно 22 метра — остановочный путь (11 м) + ширина пересекаемой дороги (7,5 м) + + длина автомобиля (4,1 м). Это расстояние автомобиль преодолеет за 2,6 секунды. За это же время автомобиль на пересекающей дороге может пройти при скорости 40 км/час почти 28 метров, при 50 — 35, а при 60 — и все 42 метра. Но это не значит, что на таком расстоянии мы можем пересекать дорогу другому водителю. В каждом случае надо еще оставить ему и возможность для полной остановки, то есть безопасную дистанцию. Она на скоростях, о которых шла речь, выразится цифрами 30, 40 и 50 метров соответственно. Сложив их с полученными ранее величинами, мы найдем то, что ищем. Итак, если в момент, когда автомобилю А при скорости 30 км/час останется преодолеть последние 22 метра до выезда с перекрестка, автомобиль Б будет от него при скорости 40 км/час ближе 60 метров — надо снижать скорость и пропускать его. При скорости автомобиля Б 50 км/час это расстояние вырастет до 80, а при 60 км/час — до 100 метров. Если же автомобиль Б находится дальше этих рубежей, то А может проезжать перекресток беспрепятственно. Ситуация 2. Проезд перекрестка равнозначных дорог с поворотом налево Когда мы пересекаем какую-то дорогу в прямом направлении, то перестаем быть помехой для приближающегося справа, как только наш автомобиль выйдет за пределы перекрестка. При повороте налево опасная ситуация длится значительно дольше. Ведь автомобиль Б может настичь автомобиль Аи за пределами перекрестка, если он не успеет набрать скорость. Зна.чит, водителю, имеющему преимущество, придется тормозить или сворачивать в сторону, а ни к тому, ни к другому мы вынуждать его не вправе. Поскольку повороты налево происходят в среднем со скоростью 30 км/час, мы и будем иметь ее в виду при расчетах. Допустим, что автомобиль по пересекающей дороге приближается со скоростью 60 км/час. Стало быть, его безопасная дистанция равна в среднем 50 метрам. Вот на это расстояние и должен успеть отойти после поворота автомобиль А, чтобы не стать препятствием на пути Б. А это станет возможным только в том случае, если в момент, когда автомобиль А приблизится к перекрестку на величину своего остановочного пути, до автомобиля Б будет как минимум 100 метров. Вот тогда один другому не помеха. Для верности, с поправкой на глазомерные просчеты это расстояние стоит увеличить до 120—130 метров. Ситуация 3. Пересечение главной дороги в прямом направления Пересечение главной дороги мало отличается от проезда перекрестка равнозначных дорог. Различие в том, что в этой обстановке мы обязаны уступить дорогу приближающимся к перекрестку как справа, так и слева. А сам расчет все тот же : если ваша скорость 30 км/час и до границы пересекаемой дороги осталось 10—15 метров, то автомобиль на главной дороге должен находиться от вас при скорости 40 км/час хотя бы в 60 метрах, а при 60 км/час — в 100. Если такого расстояния нет, надо останавливаться и ожидать, пока проедет тот, на чьей стороне преимущество. Эта зона безопасности будет еще больше, если на нашем пути установлен знак 2.16 «Проезд без остановки запрещен». В этом случае мы начинаем проезд перекрестка от 0, с места остановки. Так что потребуется нам уже не секунда, а 4—5 секунд. За это время приближающиеся справа или слева автомобили на скорости, скажем, 60 км/час пройдут около 80 метров. Приплюсуйте сюда безопасную дистанцию, и вы получите 130 метров пути. Таким образом, если автомобиль на главной дороге уже вошел в эту зону, вы не можете трогаться с места и обязаны уступить ему дорогу. А за городом, например, при возможной скорости 90 км/час зона эта составит уже 200 метров. Ситуация 4. Выезд на главную дорогу с поворотом налево Безопасное расстояние до приближающегося по главной дороге слева будет несколько меньшим, чем до водителя справа. Ведь для первого все угрозы кончаются, как только мы пересечем осевую линию дороги, а для второго сохраняются и за перекрестком. Наши расчеты показали, что при скоростях порядка 60 км/час надо уступать дорогу, если до водителя слева 100 метров и меньше, а до водителя справа — 150 метров и меньше. Таким образом, когда на главной дороге приблизительно на одинаковом удалении от перекрестка справа и слева есть автомобили, рассчитывайте по правому водителю. Ситуация 5. Выезд на главную дорогу с поворотом направо Эта ситуация самая простая, но ив ней водители часто совершают ошибки. Поворот направо на «Жигулях» у опытного водителя занимает в среднем 3 секунды. Однако в процессе поворота скорость все время падает и после выезда на главную дорогу оказывается где-то у отметки 20—25 км/час, а то и меньше. Разгон же до скорости 60 км/час займет почти 7 секунд, а до 90 км/час — около 16 секунд. По той же методике расчета мы найдем, что до автомобиля слева, приближающегося по главной дороге со скоростью 60 км/час, должно быть как минимум 150 метров, а при скорости 90 км/час230 метров. Мы рассмотрели наиболее типичные ситуации, складывающиеся • на нерегулируемых пересечениях дорог. Помните, что чем выше скорости движения, тем сложнее водителям разобраться в обстановке, а потому — не спешите, не пытайтесь экономить время в ущерб безопасности. На скользких дорогах, хотя скорость движения и снижается, расстояния, о которых у нас шла речь, надо увеличить примерно в полтора раза, так как удлиняются и безопасные дистанции. А. ГОРШКОВ, водитель первого классаТульская область, г. Щ екино25