Н 60-летию Советсних Вооруженных Силстоянии и на каком уровне развития находился в ту пору автомобильный транспорт России.Россия извозчичья...Попытаемся себе представить эту картину при помощи данных статистики и некоторых других свидетельств времени. За период с начала века до 1914 года в Россию было завезено из-за границы несколько более 20 тысяч легковых и грузовых автомобилей, из которых к началу первой мировой войны удалось отобрать для нужд армии около 6 тысяч (в том числе 5,3 тысячи легковых). В. И. Ленин, пристально следивший за развитием мировой экономики и, в частности, приводивший в своих работах данные о состоянии автомобильного парка в ряде стран на 1912 год (Германия — 70 тыЦарская Россия располагала более чем скромным автомобильным парком. Импорт автомобилей (и особенно запасных частей к ним) был незначительным. В то же время история оставила нам заметные следы активного участия русских автомобилистов в Великой Октябрьской социалистической революции ив гражданской войне. Это объясняется тем, что автомобильные подразделения, автороты и авторемонтные мастерские комплектовались в основном квалифицированными рабочими с крупных предприятий Петрограда, Москвы, Смоленска, Одессы, Ярославля и других городов, и прослойка закаленного в классовых боях городского пролетариата была здесь, таким образом, большей, чем в других армейских тыловых частях. Но еще большую роль сыграло то, что партия большевиков, ее военные организации с самого начала, при подготовке и проведении революции учитывали это в своей работе, придавали должное значение роли автомобильного транспорта, видя в нем серьезное подспорье в обеспечении успеха вооруженного восстания. Накануне Октября, обсуждая с Н. И. Подвойским кандидатуру одного из командиров Красной гвардии, Владимир Ильич Ленин интересовался его достоинствами: «Замечательный, говорите, человек? Голову положит за революцию? А какова его военная квалификация? Сам-то он умеет бить без промаха, хотя бы из револьвера? К пушке подойти сможет, если потребуется? А на автомобиле перевезет что-нибудь необходимое, если потребуется? Умеет он управлять автомобилем?..» И не случайно, что на созданные в дни революции чрезвычайные органы диктатуры пролетариата — Военно-революционные комитеты (ВРК) возлагались, наряду с другими задачами по претворению в жизнь революционных мероприятий, также и обязанности по реквизиции автомобилей, руководству работой автомобильного транспорта, организации его учета и ремонта, для чего в составе ВРК создавались специальные отделы. Автомобильный отдел Петроградского ВРК, например, находился в Смольном. Только в октябре — декабре 1917 года он издал около 370 распорядительных документов, регламентирующих деятельность этого вида транспорта — доставку оружия, боеприпасов, продовольствия и политической литературы, транспортировку вооруженных отрядов красногвардейцев к местам боев, обеспечение революционного порядка и оперативной связи с предприятиями и воинскими частями. А сложность и острая необходимость такой регламентации становится особенно понятной, если учесть, в каком со6мобилей. Российский капитализм, экономика царской России оказались не в состоянии обеспечить армию транспортными и мобильными боевыми средствами. К началу 1917 года на всех фронтах ив тыловых гарнизонах насчитывалось всего шесть автомобильных батарей (для стрельбы по воздушным целям), 18 автобронедивизионов, 40 автомобильных рот и около 50 автопулеметных взводов, а также несколько отдельных автомобильных команд особого назначения. К тому же автомобильный парк этих подразделений (и вообще в стране) отличался исключительной разномарочностью, поскольку машины приобретались за рубежом хаотично у самых различных фирм («Рено», «Пежо», «Уайт», «Делоне-Белльвилль», «Бразье», «Хамбер», «Паккард», «Гаггенау», «Мерседес»,«ДА ЗДРАВСТВУЮТсяч, Франция — 88 тысяч, Англия — 175 тысяч), писал в 1913 году: «Итак, по отношению к числу жителей Германия почти вчетверо беднее автомобилями, чем Англия, а Россия, конечно, отстала неизмеримо больше». Не изменилась эта картина ив последующие четыре года, предшествовавшие Октябрьской революции, хотя за время войны Россия купила за рубежом около 30 тысяч автомобилей, а в августе 1915 года царское правительство утвердило решение о создании пяти отечественных автозаводов: товариществом «Аксай» в Нахичевани, товариществом «Кузнецов, Рябушинский и Компания» в Москве, акционерным обществом «РуссоБалт» в Филях, «Акционерным обществом механических передвижений и производств» во главе с В. А. Лебедевым в Ярославле и компанией «Русский Рено» в Рыбинске. Ни один из этих заводов не был введен в действие. (Напомним: еще в 1909 году проводилась попытка наладить серийный выпуск автомобилей «Руссо-Балт» на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге, где за шесть лет было выпущено 452 легковых и небольшое количество грузовых машин, после чего, в 1915 году, завод был переведен по частям в Петроград и Москву, практически прекратив выпуск автомобилей.) Не увенчались успехом и отдельные попытки предпринять производство колесных платформ с зенитными установками на мытищинском машиностроительном заводе, двигателей на мелитопольском моторном заводе, нормалей и запасных частей на нижегородской «Этне», запорожском, джанкойском и других машиностроительных предприятиях. В лучшем случае здесь удавалось организовать ремонт автомобилей, которым занимались также автороты и ряд мелких заводов и фабрик, носивших, впрочем, вполне пышные наименования — «Экипажно-автомобильная фабрика Д . А. Рогозина», «Автозавод акционерного общества «Русский самоход» и др. Ни одно из названных предприятий не отвечало тому, что было написано на его вывеске (за исключением имени владельца), не занималось производством авто«Опель» и др.), что еще более затрудняло техническое обслуживание и ремонт, усложняло эксплуатацию, порождало потребность в универсально квалифицированных кадрах механиков и водителей.Большевики в автомобильных частяхНо если разномастной, хилой и ненадежной была российская автомобильная техника того времени, то этого никак не скажешь о людях, ее обслуживавших. В условиях разрухи, нехватки запасных частей и горючего революционные автомобилисты принимали поистине героические усилия, чтобы содержать автотранспорт в надлежащем состоянии, в постоянной готовности. На большинстве предприятий, во многих автомобильных ротах еще задолго до революции были созданы большевистские организации, сыгравшие решающую роль в становлении политического сознания основной массы автомобилистов, их революционной готовности к действию. В Ярославле, например, одной из первых в городе была создана (в мае 1917 года) большевистская ячейка на заводе В. А. Лебедева (ныне «Автодизель»), под руководством которой были организованы массовые забастовки рабочих. Весной того же года большевистские организации образовались в смоленских авторемонтных мастерских, во 2-й автомобильной мастерской (г. Гомель), в автомобильной роте, дислоцировавшейся в Бобруйске. Высоким революционным духом отличались рабочие и солдаты автомобильных мастерских в Одессе, где активно действовала созданная еще раньше (в начале 1917 года) партийная организация большевиков. На улицах Пскова во главе апрельской демонстрации, организованной большевиками, шла в полном составе 2-я автомобильная рота. Автомобилисты обезоружили жандармов и полицейских, обеспечили успешное проведение демонстрации. В революционном движении в Москве участвовали солдаты 2-й запасной автомобильной роты, насчитывавшей более двух тысяч человек и имевшей пять мастерских, школу шоферов, три мотовзвода и гараж грузовых автомобилей. 1 мая 1917 года автомобилисты вышли на демонстрацию, двинулись к Преображенской площади и влились в общую колонну демонстрантов. Когда она проходила у здания Московского Совета, член МК партии большевиков М. Ф. Владимирский, заметив с балкона автомобильные эмблемы на транспарантах, воскликнул: «Да здравствуют революционные автомобилисты!», и вся рота дружно ответила: «Вся власть — Советам!» В Петрограде наиболее активно действовала партийная ячейка большевиков автобронедивизиона, Именно отсюда большевик Г. В. Елин, с большой опасностью для жизни, вывел на площадь Финляндского вокзала 3 апреля 1917 горальных районах города, у Красной площади. 1 ноября 1917 года Московский ВРК издает приказ своему отделу о немедленной реквизиции «во всех частях и общественных учреждениях автомобилей и принадлежностей к ним» и требует «о результатах донести», а вскоре появляются приказы о реквизиции бензина и «о починке автомобилей в мастерской 2-й запасной автомобильной роты». Солдат этой роты Блохин являлся членом созданного в те же дни Центрального боевого штаба Красной гвардии при Московском ВРК. Многие солдаты этой роты принимали активное участие в московском вооруженном восстании, внесли свой вклад в дело революции. «Автомобильный транспорт наших мастерских, — вспоминает другой солдат 2-й автороты, член президиуА еще до того, 28 июня 1918 года, в день, когда был издан декрет о национализации завода АМО, завода Лебедева в Ярославле и других автомобильных предприятий, В. И. Ленин выступил на митинге рабочих АМО, затем осмотрел цехи, беседовал с рабочими. Ярославские автозаводцы принимали активное участие в подавлении белогвардейско-эсеровского мятежа в июле 1918 года, затем создали автоколонну, которая ушла на Западный фронт. Но не менее важной задачей автомобильных заводов и мастерских стала к тому времени работа для нужд фронта, качественное и срочное выполнение военных заказов. За 1919 год, например, завод АМО отремонтировал 66 автомобилей, ярославский завод — 130, рыбинский «Русский Рено» — 124. Согласно данным Чрезвычайного уполномоченРЕВОЛЮЦИОННЫЕ АВТОМОБИЛИСТЫ!»да легендарный броневик, с башни которого прозвучала историческая речь прибывшего в Петроград В. И. Ленина, его пламенный призыв к совершению социалистической революции. Отсюда вождь мирового пролетариата отправился на том же броневике к особняку Кшесинской, где помещался тогда штаб большевиков. В период подготовки к штурму Зимнего дворца автомобили доставляли красногвардейцев на ключевые позиции, использовались для связи с цепями революционных матросов и солдат, оперативной связи со Смольным. В день вооруженного восстания автомобильный отдел Петроградского ВРК организовал патрулирование движения на главных улицах города, проверку пассажиров и конфискацию автомобилей у многих юнкеров и чиновников, в том числе у задержанных патрулем министров Прокоповича и Карташова. Экспроприированный у буржуазии и оказавшийся в руках красных автомобилистов, автомобильный транспорт сыграл определенную роль в дни Октября, стал серьезным подспорьем в обеспечении успеха вооруженного восстания. Большевикиавтомобилисты, наряду с непосредственным участием в боях, немало потрудились, чтобы обеспечить транспортом революционные отряды пролетариата. Так, только 1-я запасная авторота ежедневно ремонтировала по плану автоотдела Петроградского ВРК и выпускала на линию от 35 до 50 грузовых и легковых автомобилей, что по тем временам было существенным подспорьем, Не меньшую роль сыграли автомобилисты в дни вооруженного восстания в Москве. Здесь заботы об автотранспорте возлагались на исполком Моссовета и ВРК, при котором был создан автоотдел. В ночь на 26 октября для нужд ВРК автоотдел реквизировал все автомобили частных лиц и транспорт на фабриках Демента,. Симоно, на заводах Гужона и «Богатырь». Сводный автоотряд Рогожско-Симоновского района во главе с председателем завкома завода АМО (ныне ЗИЛ) Гаврилиным участвовал в разгроме юнкеров, засевших в центма Моссовета В. Есин, — оказал в Октябрьские дни большую услугу... Наши автомобилисты работали по переброске отрядов Красной гвардии и революционных солдат, по подвозу продовольствия, по связи на мотоциклах между центром и районами и между районами». В Пскове, когда верные Керенскому казаки ворвались 27 октября в город и арестовали членов ВРК, революционные солдаты автомобильных мастерских и запасного батальона поднялись на борьбу, разоружили казаков и восстановили власть ВРК. В Смоленске надежной опорой большевиков была, в числе других войсковых подразделений, 1-я тыловая автомобильная мастерская. 30—31 октября 1917 года эти части в боях с казаками отстояли Совет, разбили контрреволюционные войска, и 1 ноября в Смоленске установилась Советская власть. В Елизаветграде солдаты автомобильной роты и 657-го Прутского пехотного полка вместе с красногвардейцами разгромили отряд гайдамаков, арестовали атамана Петруса и меньшевиков, провозгласили власть Советов. В Одессе в борьбе за установление советской власти успешно действовал 7-й самокатный батальон. Активное участие в революции принимали автомобильные и автоброневые части, находившиеся на фронтах войны ив прифронтовых районах тыла. ного по снабжению Красной Армии, крупнейшими центрами ремонта автомобилей были Москва (24 предприятия, 3876 рабочих), Петроград (13 предприятий, 3400 рабочих) и Ярославль (пять предприятий, 1015 рабочих). Именно здесь и решались важнейшие задачи обеспечения Красной Армии столь необходимым для успешного ведения войны автомобильным транспортом. Незадолго до конца гражданской войны, в марте 1921 года В. И. Ленин выступил перед рабочими завода АМО с речью, в которой выразил уверенность, что через несколько лет они начнут производить автомобили сами, освободив экономику страны от необходимости импортировать их из-за рубежа. Эти слова Ильича вызвали небывалый трудовой подъем на заводе. Не прошло и четырех лет, как автозаводцы подтвердили делом точный прогноз вождя — начали выпуск автомобилей АМО—Ф15 отечественного производства. Так закаленные в огне революции и. гражданской войны, пройдя сквозь годы послевоенной разрухи, неизбежных потерь и многих лишений, русские автомобилисты тех времен закладывали первые камни в фундамент социалистической индустрии, первоклассного, оснащенного новейшей техникой отечественного автомобилестроения, каким оно стало в наши дни. Они были ядром той огромной, многомиллионной армии советских автомобилестроителей и транспортников, которой стало сейчас по плечу решать самые сложные задачи развития автомобильного транспорта, неотъемлемой и важнейшей части процесса общественного производства. Поэтому и сегодня, через 60 лет после Великого Октября, мы видим плоды их героических усилий и самоотверженного труда — в нынешних наших свершениях, отдаем дань глубокого уважения тем, кто стоял у истоков отечественного автомобилестроения, вершил историю и устанавливал первые вехи на нашем великом пути. Е. УСТИНОВ, инженер 7Все для фронта!Когда началась гражданская война, автомобильные части и солдаты тыловых автомобильных мастерских стойко защищали завоевания Октября—как непосредственно силой оружия, так и своим трудом по ремонту автомобильной техники для нужд Красной Армии. Осенью 1918 года многие рабочие завода АМО вступили в 38-й РогожскоСимоновский полк, который вскоре был направлен на Южный фронт. 12 сентября 1918 года В. И. Ленин принял делегацию этого полка, долго беседовал с ней. В числе делегатов был большевик с завода АМО Г. Михайлов.