34
35
Длинный спидвей. Чемпионат 1978 годаПо новой формулеС нынешнего года Международная мотоциклетная федерация утвердила для этого вида соревнований новое название — длинный спидвей. Р аньше он был известен как гонки по 1000-метровому треку. Для наших любителей спорта, след ящихза тем, что происходит на международных трассах, этот вид что-то вроде таинственного незнакомца. Советские гонщики еще ни разу не стартовали на Длинном треке за рубежом, хотя чемпионаты мира проводятся с 1971 года (класс 500 смЗ). Правда, лет восемь назад группа ленинградских спортсменов гостила в Финляндии, где познакомилась с состязаниями на 1000-метровом треке, но эта поездка практически мало прибавила к тому, что было известно о новом родста еннике традиционного спидвея. Между тем фамилии чемпионов мира по длинному спидвею (будем теперь называть его так) — И. Маугера из Новой Зеландии, датчанина О. Ольссена, шведа А. Миханека и Э. Мюллера из ФРГ свидетельствуют о том, что успех здесь неизменно приходит к самым опытным мастерам обычных гаревых гонок по 400-метровому треку. Мотоциклы, способы их подготовки, техника старта и прохождения поворотов — главные секреты трековых соревнований, несомненно, роднят оба вида. В нашей стране регулярно проводятся гонки по ипподрому (имеющие, кстати, большую историю), которые очень близки к длинному спидвею. Выло время. когда на ипподроме гонщики выступали и на машинах классов 500 смЗ, но из-за больших скоростей и связанной с ними опасности травм «пятисотки» исключили из соревнований. Не последнюю роль в этом сыграл, видимо, и спидвей, который своей популярностью затмил ипподромные гонки. В итоге здесь остались лишь три класса машин: 125, 175 и 350 смЗ (с нынешнего года введен четвертый — 250 смЗ). Теперь можно утверждать, что мы уже заочно знакомы с длинным спидвеем. И хотя это название еще не фигурирует в спортивном календаре (по-прежнему в ходу ипподромные гонки), наши спортсмены накопили некоторый опыт выступлений на 1000-метровых дорожках в классе 500 смз. Прошли уже четыре чемпионата Советского Союза, последний из них — почти по той же формуле, что и мировое первенство, нынешнего года. Правда, если ориентироваться на фамилии чемпионов, то можно сделать вывод: преимущество гаревиков у нас еще не такое сильное, как за рубежом. Первую золотую медаль завоевал В. Смирнов (Ленинград), выступающий в спидвее и на ледяной дорожке. Второй чемпион — Я. "Мюрк (Таллин) тяготеет к кольцевым и ипподромным гонкам. Высшая награда и на счету новосибирца С. Тарабанько (он разделил ее со Смирновым) — признанного аса ледяного трека. И, наконец, А. Фролов из Вознесенска, можно сказать, чистый гаревик . Так что спор о преимуществах спортивных специальностей на наших 1000-метровых дорожках в классе 500 смЗ еще не решен, правда, склоняется он, судя по всему, в пользу мастеров спидвея.X Всесоюзные соревнования школьников-автомобилистовАвтомобилиста вистинном значении этого слова от просто ездящего за рулем , независимо от того , к то он — профессионал или любитель, о тличают многие качества , в ыражающие его заинтересов анность , его компетентностьв автоделе. Не случайно лет сорок назад между понятием «автомобилист» и «автоспортсмен» ставили знак равенства, п одчерки ­ вая тем самым , что оба эти слова определяют высшуюквалификацию водителя. Само собой разумеется , чем больше будет у нас настоящих автомобилистов среди тех, к то водит машины , тем в большем выигрыше окажется не только автомобильное дело, но и общество в целом. Меньше аварий , ж ертвидругих потерь, меньше конфликтныхситуаций на дорогах, в ыше производительность труда шоферов и многое, многое другое . • Обо всем этом думали мы , когда под звуки марша на торжественноеоткрытиеX Всесоюзных соревнований школьниковавтомобилистов выходили 17 команд сою зныхреспублик , городов Москвыи Лен инграда . В самом деле, ведь именно этой благородной цели — в оспитаниюнастоящих автомобилистов, автомобильной смены , достойной двадцатого веиа, и служат наши соревнования , к оторыеживут , ш ирятся , н абирают силу уже десять лет кряду . П омнится , п ервый отчет онихвжур ­ нале назывался «В добрый путь!» И были в нем такие слова: «Не нужно быть пророком , чтобы предугадать будущее этих соревнований... Право же , мы не удивимся , если спустя какое-то время в городах на стартысостязанийшкольни ­ ков-автомобилистов выйдутсотни , тысячи ребят...» И вот лучшие из этих сотен итысяч стоят здесь, в Рустави , на трассе нового спортивно-технического комплекса ДОСААФ Грузии , чтобы выслушатьпри -ПРИЗЫ,ветствия инапутствиестарших , о щутитьприподнятость ритуала открытияири ­ нуться в водоворот спортивнойборьбы . По сложившейся за десять лет традиц ииотнрытиеприуроченок началу вод ительскихсоревнований — автоэстафете, с коростномуманеврированию , а за день до этого ребята мерятся силами взнании правил движения , в умении метк о стрелять из малокалиберной винтовк и . Так что к подъему флага уже проведецы первые подсчеты. « Р ебятки , — обращается к своим под опечнымруководителькоманды Саратова А. Г. Канаев, — надо во чтобы то ни стало отыграть 13 секунду ростовчан. П онимаю , очень это трудно , но ведь невозможного-то нет». А лександр Георгиевич знает, что говор ит . Пять раз приводил своих ребяток на высшуюступень пьедестала почета. После первого дня саратовцы лишь на пятом месте — о нипроигрывают 53 оч ­ к а (секунда — очко) дебютантам — грузинским школьникам, неожиданно для всех набравшим наименьшую сумму. 18 очковуступаютони номанде Московс кой области (согласно Положению , в финал допускали трех победителей Всеросс ийских соревнований), 14 — м осквичам . Но Канаев говориттолькоо 13 «ростовс ких » с екундах . В том , что его питомцыостальных одолеют, он уверен . ...На раскаленной трассе в Рустави все дышит зноем. В тени плюс тридцать восемь, на солнце около пятидесяти . Если бы не титаничесниеусилияначальника республиканского спорттехклуба Тенгиза Давыдовича Чхаидзе, всю ночь вместе спомощникамисооружавшего тент, было бы здесь сущее пекло. Под стать рекордной жареиспортивныестрасти . В автоэстафете ростовчане показывают великолепное время — 129,98 с, и всегда уравн овешенные , с покойныесаратовцы , стар-БОЛЕЛЬЩИКИ34 УЧАСТИИтующие по жребию после своих главных соперников, кажется, дрогнули. Во всяком случае, они менее успешно справляются с эстафетой ик 13 секундам добавляют еще столько же . Теперь им уже приходится рассчитывать лишь на удачу. А остальные конкуренты, к аки предвидел Канаев, остаются позади. В заключительном виде многоборья — скоростном маневрировании саратовцам удается-таки отыграть у лидера 3 очка, но они уже погоды не делают. Итак, X Всесоюзные соревнования ознаменовались рождением нового победителя. В заголовок этого отчета вынесены слова, которые в какой-то мере определяют внутреннее и внешнее содержание всесоюзных школьных автомобильных. За десять лет они претерпели немалые изменения, и сегодня есть повод поговорить об этом. ПРИЗЫ. Вначале были только кубки и личные награды, учрежденные редакцией журнала «За рулем». Затем год от года они пополнялись другими почетными трофеями. Ныне на всесоюзных соревнованиях наряду с призами журнала разыгрываются переходящие кубки: ЦК ВЛКСМ, Министерства просвещения СССР, министерств автомобильного транспорта РСФСР, БССР и Грузии. Все это — свидетельство широкого признания соревнований школьников. УЧАСТНИКИ. В 1969 году на предложение журнала откликнулось четыре города — Москва, Ленинград, Киев, Иркутск. Йесять лет спустя тринадцать республик, осква и Ленинград направили свои сборные команды. В протоколе мандатной комиссии нынешних соревнований фамилии ребят из столиц — Ташкента, Риги, Баку, Фрунзе и других, из городов Харькова, Гомеля, Гродно, Каунаса, Тауаге, Паневежиса, Рустави и даже из сел {итоково, Людвиново, Каменка. Большинство участников — победители республиканских и городских соревнований. БОЛЕЛЬЩИКИ. За десять лет школьники-автомобилисты приезжали на всесоюзные соревнования в Москву (дважды), Харьков, Минсн, Куйбышев, Вильнюс, Ижевск, Орел, Хмельницкий, Тбилиси. Чаще всего города отводили для этого свои главные площади. Многие тысячи людей окружали их плотным кольцом, воздавая должное мастерству юных водителей. Но даже в тех редких случаях, к ак это было в Тбилиси, когда состязания проходили за городом, самые страстные болельщики — ребята — были тут как тут. ПОБЕДИТЕЛИ. Главным призом — кубком «За рулем» владели ленинградцы (1969), москвичи (1970 — 1972), саратовцы (1973 — 1977). Нынешние победители — ребята из Ростова-на-Дону, воспитанники Детской автомобильной дороги Министерства автомобильного транспорта РСФСР (руководитель команды — Н. Гуленин, тренер — Г. Моховиков). БРИГАДА «ЗА РУЛЕМ» Результаты соревнований Командный чачет: 1. Ростов-на-Дону; 2. Саратов; 3. Московская область. Личный зачет: ю ноши — 1. Ш. Богданов (Саратов); 2. С. Щелоков (Ростовна-Дону); 3. В. Панько (Московская область); д евушки — 1. Е. Беляева (Московская область); 2. И. Лукьянова (Саратов); 3. Л. Царева (Ростов-на-Дону). Редколлегия и редакция журнала * 3 а рулем» выражают большую благодарность ЦК ДОСААФ Грузин н его спорттехклубу, Министерству просвещения республики, ГАИ г. Тбилиси за проведение на высоком уровне соревнований.Последний чемпионат страны состоялся в Таллине. Он вызвал особый интерес. Дело в том, что ипподромные гонки в классе 500 смЗ включены в программу VII летней Спартакиады народов СССР, финальная часть которой пройдет в будущем году. Таким образом, старты в столице Эстонии стали как бы проверкой зрелости и популярности нового вида соревнований, готовности гонщиков и организаторов, системы проведения соревнований. К чемпионату были допущены без ограничений все приславшие заявки и имеющие опыт выступлений на ипподро1 мах , гаревых и ледовых треках. Уже в ходе отборочных стартов выяснилось, что гонщики не равны по мастерству. На дистанции в 3150 метров даже среди 16 лучших последний прошел ее на 7,6 с медленнее сильнейшего, что соответствует отставанию более чем на 200 метров. Такой разброс в результатах свидетельствует о несовершенстве отбора участников и обязывает задуматься о будущем. Очевидно, надо возродить существовавшую некогда традицию и допускать к всесоюзным первенствам лишь победителей и призеров республик анских соревнований. Это как раз тот случай, когда правильно построенная система стартов снизу доверху станет стимулом в развитии нового вида соревнований и подготовке гонщиков на местах. А условия для этого сейчас самые благоприятные: спартакиадные гонки на ипподроме будут лично-командными, и интересы создания сильной команды просто заставят проводить в областях и республиках свои первенства. После того как все спортсмены на отборочном этапе чемпионата дважды преодолели дистанцию в 3150 метров с засечкой времени, были отобраны 16 основных и два запасных гонщика. Финальная часть проходила по новой таблице, утвержденной ФИМ для длинного спидвея. Каждый стартовал шесть рази встречался с каждым дважды (всего в программе чемпионата было 16 заездов). Одновременно на дорожку ипподрома выходили шестеро спортсменов, за первое место начислялось 5 очков, за второе — 4, за третье — 3, четвертое — 2, пятое — 1 очко. Новая таблица полностью себя оправдала. Большая часть заездов прошла в острой, увлекательной борьбе. Основными претендентами на победу считались известные в стране гонщики новосибирец С. Тарабанько, его земляк В. Кузнецов, ленинградцы В. Смирнов. О. Добринский, москвич В. Субботин, хозяин трассы Я. Мюрк и А. Щербаков, В. Пржевальский из подмосковного города Луховицы. Однако не они задавали тон на таллинском ипподроме. Вне конкуренции на этот раз был дружный дуэт из Вознесенска — Анатолий Фролов и его тренер Анатолий Миронов. Оба набрали 29 очков из 30 возможных. В первой встрече между ними победил тренер, а во второй — ученик. Согласно положению о чемпионате, преимущество при равенстве очков получал тот, кто выиграл заключительный совместный заезд. В итоге золотую медаль завоевал 22-летний Анатолий Фролов, третье место занял Олег Добринский. В шестерку сильнейших вошли также Иван Нагар (Ленинград), Виктор Кузнецов и Сергей Тарабанько. Соревнования проходили в очень сложных погодных условиях. Из-за сильного затяжного ливня, испортившего дорожку, заезды первого дня пришлось прервать. Усилиями работников ЦК ДОСААФ Эстонии удалось на следующие сутки подготовить ипподром и возобновить состязания. Но впечатление о чемпионате было все-таки испорчено, правда, по другой причине. Р яд заездов проводились без кворума, на дорожку выезжали два-три гонщика. Дело в том, что некоторые спортсмены, убедившись после первых неудач в бесперспективности дальнейшей борьбы, отказались выступать во второй день. В. Смирнов вообще самовольно уехал с чемпионата. Думается. тренеры и руководители спортивных коллективов, где занимаются эти гонщики, должны дать принципиальную оценку поступку своих воспитанников. Спорт не терпит делячества.ЙПОБЕДИТЕЛИФото Д. Касрадзе и Г. СанаяС. РЫЛЛО, почетный судья по спорту, председатель тренового комитета ФМС СССР35