Л. КОБЗЕВБЕРЕЧЬ ТОПЛИВНЫЕ РЕСУРСЫДвигатели внутреннего сгорания и моторная техника составляют важную часть экономического потенциала нашей страны. Ежегодно для автомобилей, тракторов, морских и речных судов, тепловозов, строительно-дорожных и других машин в СССР производится свыше трех миллионов двигателей. Сфера применения моторной техники в народном хозяйстве постоянно расширяется, велика ее роль ив обеспечении обороноспособности страны. Все более глубокое воздействие на моторостроение оказывает научно-технический прогресс. Непрерывно совершенствуются конструкции и улучшаются технические характеристики моторов, динамично растут объемы их производства, качественно меняется материальная база двигателестроения. В автомобильной промышленности за последние семь лет выпуск двигателей удвоился ив прошлом году превысил два миллиона. Яркой страницей в летописи трудовых дел автомобилестроителей стала организация массового производства дизелей на Камском автомобильном заводе. Отличаясь хорошей экономичностью, достаточно высокой надежностью и долговечностью, они с первых дней эксплуатации заслужили признание потребителей. Коллектив ярославского моторного завода освоил 300-сильные дизели для тракторов К—701, которые часто называют степными богатырями. Сейчас ЯМЗ готовит для постановки на серийное производство еще более мощные дизели — ими будут оснащены сверхтяжелые самосвалы и автопоезда марки «БелАЗ». Коллектив Волжского автомобильного завода сумел за короткий срок наладить выпуск нескольких моделей двигателей к автомобилям «Жигули», повысить их топливную экономичность и надежность. В тракторостроении с 1965 по 1975 год выпуск дизелей возрос в полтора раза. Здесь организовано крупное специализированное производство эффективных дизелей для новых энергонасыщенных тракторов Т—150. Обладая важными преимуществами перед другими видами энергоустановок (хорошая приспосабливаемость к длительной работе в автономных условиях, достаточно высокие надежность и долговечность), двигатели внутреннего сгорания, видимо, и в перспективе сохранят за собой принадлежащее им сегодня ведущее место в общей системе средств механизации труда. Вместе с тем, по мере роста производства моторной техники и все более глубокого проникновения ее в различные области экономики с особой остротой встают проблемы, решению которых следует уделять самое пристальное внимание. Речь идет о необходимости последовательного сокращения материальных и трудовых затрат на выпуск двигателей, уменьшении издержек при их эксплуатации и, что особенно важно, о снижении расхода топлив и масел, а также металла.Современные двигатели внутреннего сгорания потребляют почти треть продуктов нефтепереработки. На выпуск двигателей только в трех отраслях — автомобилестроении, тракторной промышленности, тяжелом и транспортном машиностроении — расходуется сегодня 2,8 миллиона тонн металла в год. Понятно, что при дальнейшем пропорциональном росте потребления этих материалов могут возникнуть серьезные трудности с обеспечением ими других отраслей. На декабрьском (1977 г.) Пленуме ЦК КПСС Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР товарищ Л. И. Брежнев особо подчеркнул, что среди крупных народнохозяйственных проблем сейчас нет более важной, чем проблема топливно-энергетическая. Известно,, что СССР располагает богатыми природными запасами топлива. Однако и они не безграничны. К тому же добыча нефти, например, обходится государству все дороже. Ресурсы ее в обжитых районах постепенно уменьшаются, поэтому нефтепромысловые работы вынужденно перемещаются в Восточную Сибирь и на Север. А это, разумеется, связано с немалыми дополнительными капитальными вложениями. Кроме того, надо учитывать, что нефть — это не только моторное топливо. Это также электроэнергетика, незаменимое сырье для большой химии, важный продукт товарообмена со странами социалистического содружества. Топливные ресурсы во многом определяют возможности нашей сегодняшней экономики и ее будущее. Проявляя заботу о бережливом расходовании топлива, мы тем самым умножаем наши общественные богатства, создаем возможности для ускорения роста благосостояния народа, Обратимся к цифрам. Если на каждом находящемся в эксплуатации двигателе снизить удельный расход топлива лишь на 1 грамм, то народное хозяйство за год сэкономит его около миллиона тонн. Между тем не все еще выпускаемые нашей промышленностью двигатели по этому показателю находятся на уровне современных достижений науки и техники.дителей министерств — потребителей моторной техники и поставщиков горюче-смазочных материалов. Совещание особо отметило, что на современном этапе исключительно важно быстрее осваивать новую моторную технику, активнее заниматься модернизацией выпускаемых двигателей для коренного улучшения их топливной экономичности, увеличения сроков службы и снижения материалоемкости, существенно повышать эффективность научных и конструкторских разработок. В решении этих задач важное место отводится автомобильной промышленности — именно ее предприятия производят наибольшее количество двигателей. Главное направление, на котором должны быть сосредоточены усилия и внимание всех специалистов автомобилестроения, — ускорение темпов дизелизации автомобильного парка. Хорошо известно, что дизели расходуют примерно на 25% меньше топлива, причем более дешевого, нежели карбюраторные двигатели. Если на железнодорожном и морском транспорте, в тракторной промышленности дизелизация завершена полностью, то наша автомобильная промышленность выпускает с дизелями только 15% грузовиков, а на легковые машины их не устанавливают вовсе, Между тем, как показывают расчеты, при сложившейся в нашей стране структуре нефтепереработки экономически целесообразно выпускать с дизелями около 65% грузовых и до 20% легковых автомобилей. Чтобы выйти на такие соотношения, потребуется освоить проектные мощности Камского автомобильного завода, а также перевести на дизели часть автомобилей ЗИЛа и ГАЗа. Конструкторы завода имени И. А. Лихачева уже проводят опытную проверку собственных 185-сильных дизелей ЗИЛ—645 ив 1979 году представят их на государственные испытания. Исследовательские работы по применению дизелей воздушного охлаждения на автомобилях начаты на ГАЗе. Это принципиально новое направление развития производства двигателей в отечественном автомобилестроении. Подобные дизели, как известно, в нашей стране на автомобилях до последнего времени не применялись. Надо надеяться, что специалисты ГАЗа найдут оптимальные, технически и экономически обоснованные решения и создадут надежную конструкцию мотора с учетом дорожных и климатических особенностей нашей страны. Разработаны планы перевода на дизели грузовиков уральского и кутаисского заводов, части городских и междугородных автобусов. Примечательно, что после проведенного в ЦК КПСС совещания активизировалась работа по созданию дизельных двигателей для легковых машин. Вплотную занялись этим вопросом специалисты Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторногоНА ПОВЕСТКЕ ДНЯ ДИЗЕЛИЗАЦИЯЦентральные вопросы ускорения научно-технического прогресса в моторостроении были подробно обсуждены на проведенном в ЦК КПСС совещании с участием министров машиностроительных министерств, генеральных и главных конструкторов, директоров предприятий, объединений и научно-исследовательских институтов, а также руково института (НАМИ). Они намерены уже в нынешнем году построить для лабораторных испытаний первые образцы 50-сильных дизелей и при положительных результатах в последующем доработать мотор с учетом возможного использования его на автомобилях ВАЗ—2103. Начат поиск конструкции дизеля для «Волги» на заволжском моторном заводе. Создание хорошего конструкторского задела по дизелям — мера, конечно, важная и необходимая. Но нельзя откладывать на далекое будущее и решение тех вопросов, которые связаны со строительством новых мощностей для производства таких двигателей. Дело это сложчое, требующее немалых капитальных затрат, изготовления большого количества технологического оборудования и инструментальной оснастки, определенной перестройки в работе смежных предприятий и отраслей. Все это в максимальной степени должно быть учтено при формировании планов на оставшиеся годы десятой и на одиннадцатую пятилетку.КАК ПОВЫСИТЬ ЭКОНОМИЧНОСТЬ ДВИГАТЕЛЯ!Дизелизация — ключевой, но не единственный путь повышения экономичности автомобильных двигателей. Практика последних лет убеждает в том, что заметное улучшение топливной экономичности выпускаемых ныне моторов может быть достигнуто модернизацией их отдельных узлов и деталей. Нельзя дальше мириться с тем, что на таком прославленном заводе, как горьковский автомобильный, многие годы выпускаются карбюраторные двигатели (к 2,5-тонным грузовикам), расходующие топлива почти на 10% больше, чем лучшие современные образцы, Устаревшей конструкции моторы (типа «Москвич—408») выпускает автомобильный завод имени Ленинского комсомола. При наших масштабах производства это приводит к большим потерям топлива. Правильно поступают коллективы заво- , да имени И. А. Лихачева, заволжского моторного завода имени 50-летия СССР и ульяновского моторного завода — предприятий, которые после совещания в ЦК КПСС изыскали возможность сократить сроки опытных работ и внедрения в производство усовершенствованных карбюраторов, систем топливоподачи и электрооборудования, В целом по карбюраторным двигателям в десятой пятилетке намечено снизить расход топлива на 2—4%, Большой экономический эффект ожидается от внедрения карбюраторов «Озон», которыми с будущего года станут комплектоватьлегковые автомобили ВАЗа и АЗЛК, а с 1980 года — часть «запорожцев». Значительного снижения расхода топлива специалисты ожидают от внедрения на выпускаемых двигателях форкамерно-факельного зажигания смеси. Опытно-конструкторские работы по применению этого способа уже завершены заводом имени И, А, Лихачева на двигателях ЗИЛ—130. Эксплуатационная проверка таких моторов показала возможность снижения расхода горючего на 10%, существенного уменьшения токсичности отработавших газов. Активизировать работу в этом направлении должны и заволжский моторный завод, и завод имени Ленинского комсомола, и другие предприятия отрасли, выпускающие двигатели. В ногу с требованием времени старараются шагать и создатели мотоциклетной техники. Совершенствованием процессов смесеобразования и ужесточением требований к деталям карбюраторов мотоциклостроители намечают в 1981 году уменьшить расход топлива на 1015% по всем основным типам мотоциклов, Не менее важная задача автомобильной промышленности заключается в том, чтобы обеспечить сокращение расхода масла на угар в двигателях, Сейчас многие моторы потребляют масла в 1,3—1,5 раза больше, чем предусматривается современными нормами. По этой причине в стране ежегодно перерасходуются сотни тысяч тонн дорогостоящих масел. Происходит это чаще всего вследствие невысокого качества некоторых видов поршневых колец. Между тем отрасль располагает хорошим опытом производства высокоточных колец для двигателей ВАЗ. Однако пока этот опыт распространяется медленно, Повинна в том отчасти станкоинструментальная промышленность, которая не обеспечивает автомобилестроителей в достаточном количестве необходимым оборудованием. Проводя курс на повышение эффективности производства и учитывая критические замечания, высказанные на совещании в ЦК КПСС по поводу неоправданно высокого веса некоторых моделей двигателей, автомобилестроители обязаны активнее искать пути снижения их металлоемкости, Сейчас на выполнение годовой программы по автомобильным 'моторам отрасль расходует в общей сложности около миллиона тонн металла. А на годовой выпуск запасных частей и ремонтно-эксплуатационные цели расходуется еще пятьсот тысяч тонн. Однако не все конструкторские организации отрасли достаточно настойчиво борются за применение прогрессивных материалов, совершенствование технологии производства, уменьшение веса моторов. А ведь завышенный вес —. это не только дополнительный расход металла, но и повышенная трудоемкость изготовления деталей, и постоянный дополнительный расход топлива. Как считают специалисты, при использовании современных достижений науки и передовой практики в производстве автомобильных двигателей можно уменьшить затраты металла на 100—150 тысяч тонн. Нетрудно представить себе, какой экономический эффект на транспорте можно получить, заменив эти «мертвые» тысячи тонн перевозкой полезного груза.МОТОРЕСУРС И МАСШТАБЫ ПРОИЗВОДСТВАВремя требует с новой силой развернуть сегодня движение за повышение ресурса выпускаемых двигателей. Увеличение срока службы до капитального ремонта почти всегда равнозначно дополнительному их производству, но со значительно меньшими затратами. Поставка же в народное хозяйство моторов с малым ресурсом вынуждает содержать в сфере эксплуатации огромные ремонтные службы, затрачивать значительные средства на выпуск запасных частей. Восстановлением автомобильных двигателей сейчас занимаются более 700 ремонтных предприятий и мастерских, стоимость годового выпуска запасных частей определяется сотнями миллионов рублей. Несколько лет назад в стране широко развернулось соревнование за увеличение ресурса двигателей. Его инициаторы — ярославские моторостроители за короткий срок добились увеличения ресурса дизелей ЯМЗ—236 и ЯМЗ—238 до 8—10 тысяч мото-часов. Большую пользу принесло творческое содружество коллективов завода имени И. А. Лихачева, Главмосавтотранса и НАМИ, которые с учетом объективных данных эксплуатации осуществили целую программу организационных и технических мероприятий. Результатом их было увеличение срока службы автомобилей ЗИЛ до капитального ремонта до 300 тысяч, а двигателей до 250 тысяч километров пробега. Надежность и долговечность моторов зависят и от конструктивного исполнения, и от качества изготовления и сборки, строгого соблюдения технологической дисциплины на предприятиях. Поэтому важно нацелить на решение этих вопросов непосредственных исполнителей, участников социалистического соревнования, поставить перед ними конкретные задачи, определить рубежи качества продукции, которые надо взять уже в текущем пятилетии. Несомненно, успех дела по экономному расходованию жидкого топлива, моторного масла, продлению сроков службы двигателей определяется также уровнем использования моторной техники. На автомобильном транспорте, к сожалению, велики еще порожние пробеги,5