32
33
И НЕВ03М0Ж НОЕ СТАЛО В03М0Ж НЫМ?**\i*:- ЖСоветские гонщики победители «Кросса наций»Тан случилось, что на исходе сезона в двух номерах журнала отведено много места мотокроссу. «Виновники» этого — наши спортсмены, сумевшие в нынешнем году сделать больше, чем ногда-либо: выиграть личный (класс 250 см3) и Командный (500 см3) чемпионаты мира, стать победителями в розыгрыше Кубна дружбы по мотокроссу. Этими заметными а спортивной жизни страны успехами они достойно отметили две круглые даты в истории отечественного и советского мотоспорта — 80 и 60 лет! Но, давайте, к ак говорят, по порядку. ...Еще не утихли овации ленинградских болельщиков на трассе «Юкки», где Геннадий Моисеев в третий раз стал чемпионом мира, как две «волги»-универеалы спешно покинули парк мотокроссменов и отправились в свой последний дальний рейс — в ФРГ и Бельгию. Первым в маршруте значился Гайльдорф — небольшой городок на юге Западной Германии, где ровно через неделю стартовал «Кросс наций» — один из самых почетных и представительных в календаре ФИМ. Мало кто знает, что именно «Кросс наций» — первое крупное международное соревнование в послевоенной Европе — положил Начало ажиотажу вокруг мотокросса, который вызвал к жизни серию чемпионатов мира, создал целую индустрию спортивных мотоциклов, основал различные мотоспортивные издания, привлек на трассы сотни тысяч зрителей, словом, сделал мотокросс тем, чем он стал сегодня. При этом сам «Кросс наций», оставаясь среди наиболее престижных соревнований ФИМ, лишь в прошлом году, в Год своего 30-летия, получил официальный статут командного чемпионата мира а классе 3 500 см . Впрочем, Как и «Трофей наций» (250 см 3 ), появившийся почти на пятнадцать лет позже. Экипажи «волг»-унИверсалов полностью укомплектовались только в Берлине, куда самолетами из Москвы прибыла большая часть спортивной делегации. Здесь была и вся тройка участников закончившегося чемпионата мира в 250-ку- бовом классе: Геннадий Моисеев, Владимир Кавинов, Валерий Корнеев. Вместе сними должен был выступить Владимир Худянов, з аменившийв последний момент травмированногоАнатолия Овч инникова . К ак всегда, во главе сборной был ее наставник Юрий Игнатьевич Трофимец, с именем которогосвязаны многие славные страницы нашего мотокросса. «Волги» у жешуршалипокрышками по бетону западногерманских автострад. Мелькали названия крупных городов — Б рауншвейг , Ганновер, Гамбург, Кельн, а мы говорили о каком-то Гайльдорфе, словно все дороги вели туда. Собственно, т ак оно и было, если иметь в виду то, что связано смотокроссом . Чего толькоикого только не увидишьвпарке , отведенном для гонщиков — настоящем моторизованном таборе! Раск рашенныевфирменные цвета микробу ­ сы и автомобили смарками «Хонды», « С узуки » , «Кавасаки», «Хускварны»... На их бокахидажекрышахполный набор по части рекламы , вроде: «Майко» — м отоциклысильнейшиев классе, «Майко» — к россмены — боссы на трассе». Тут же не менее яркие сервисно-торговые службы на колесах. Одни предлагаю тпонрышни «Пирелли» и з Италии, друг ие — а мортизаторы «Кони» из Нидерландов, т ретьи — а нглийское масло «Кастроль». Здесь встретишь менэджеров, м ехаников , к онструкторов , н у и, к о ­ нечно, всех знаменитыхгонщиков . Окун увшисьвэтушумную , я рмарочную обстановку, начинаешь ощущать, сколько чисто коммерческих интересов переплелось вокруг «Кросса наций» (равно каки других мировых первенств в мотоспорте). Мы мало представляем себе нравы профессионального мотоспорта, г де от успеха или неудачи зависит контрактсфирмой , и сумма гонорара, и личный бизнес, и многое, многое другое, что заставляет профессионала-гонщика часто идти ва-банк, с ражатьсяжестко . И именно сэтими «суперзвездами» мотокросса приходится вести борьбу на трассах нашим спортсменам. В Гайльдорфе знают Моисеева, Кавинова иих тренера Трофимца. Два года назад в «Большом призе ФРГ» — этапе чемпионата мира — Володр победил в обоих заездах. И его фамилия , п роизно ­ симая здесь с ударением на втором слоге — «Кавйнов», — известна многим . Ну, а о Моисееве говорить не приходится — он трехкратный . Правда, все эти победы связаныс 250-кубовым нлассом, а «Кросс наций» р азыгрывается на « п ятисотках » , что далеко не одно и то же . К тому жеи «Кросс» и «Трофей» — соревнования, если можнотаксказать , с особым подт екстом . В личном многоэтапном чемпионате неудача на той или иной трассе поправима . Здесь это исключено . Все быстротечно: два заезда по 40 минут плюс два круга — и баста. Судьбу поч етных трофеев решает, к ак правило, не одно-два, п устьсамыхгромкихимени , а ровный подбор сильных кроссменов в команде. Из восьми результатов (четыре человена по два заезда)' в зачет идут шесть лучших . Если говоритьначистоту , м ыв большей мере рассчитываем на успех в «Трофее», хотя ниному не ведомо, н акмогутразвернутьсясобытия . Что же касается «Кросса наций», то наших мало кто относит к фаворитам. Правда, глядя на то , нан спокойно , по-деловому готовятся ребята ктренировке , н ачинаешь рисовать радужныекартины , но тутже берешь себя вруниипытаешьсярассуждать трезво. П ятисотки — не наш нласс. Это первое. Ф ирмаКТМ , предоставляющая нам по соглашениюмотоциклы для «Кросса наций», располагает только сер ийнымимашинами . А они сильно отличаются от специально подготовленных , у никальных . Это второе. А если еще принять во внимание, что никто из на-После победы. Слева направо: Ю. Трофимец, В. Кавинов, В. Худяков, Г. Моисеев, В. Корнеев. Облаченные встаринные швабские наряды оркестрантыоткрывают «Марш наций». Идет гонка . На трассе Валерий Корнеев (№ 43) и Влад имир Кавинов (№ 42). Ф ото автора и тренера сборной команды Ю. Трофимцаш их вообще не садился на эти мотоциклы... Другое дело бельгийцы , у них одни «пятисотники», без совместителей из других классов, во главе спятикратным чемпионом мира Роже Де Костером, о ниуже семь раз побеждали в «Кроссе наций». Или шведы . В их составе Двое — Х окан Андерссон и Бенгт Эберг носили чемпионскийтитулв классе «500». Не скрываютсвоих честолюбивых намерен ий хозяева трассы : «Сейчас или нико ­ гда!» — девиз гонщиковФРГ . Для них «Майко» («боссы на трассе») подготовила, как утверждают спецы, великолепные машины . И наконец, команда классныхзаокеанских кроссменов. Да, что и говор ить , в такойкомпании будет нелегко. Между тем тренировна окончена , и Юрий Игнатьевич мимоходом бросает: «Лучшее время у Кавинова». Л ицо тренера непроницаемо — он умеет скрыватьэмоции : дескать, п ока это еще не повод для размышлений . Что ж , подождем до завтра. «Завтра» начинается сторжественногооткрытия — «Марша наций», к ак назвали его организаторы . А ппараты фотокорреспондентов нацелены на выходящие под водительством местных красавиц команды. Они представляют 14 стран . Где, к ромекак на «Кроссе наций » да на «Трофее», сразу увидишь столько звезд мировой величины , п очувствуешь , на что они способны . ...Вот она , э таминута , н оторуюс так им нетерпением ждали все. Над трассой воцарилась тишина . Двадцать тысяч человек как один подались ближе кка ­ натам: т ам внизу, у стартового устрой ­ ства замерли в стойне лучшиегонщики мира. З ыбкаятишина взрывается ревом ишумом . Началось... Успев « щ елкнуть » п ервый , с тартовыйкадр , я спешу наверх, где заранее вы ­ брал места для съемки , и уже на бегу вижу , что там , у самой вершины несущейся, п рыгающей , с качущейцепочкигонщиков мелькает красная майна и бел ыйкраснозвездный шлем. Ну конечно , это Геннадий! Молодец! Рядом, ч уть впереди, р азличимы финн Хейкки Миккола — чемпион нынешнегоипрошлого года в классе 500 см 3 , кто-то из американцев, а нгличанин Хадсон. В навалившейся за лидерами большой группе — еще одна краснаямайка , к ажется Корнеева, но что-то не видно двухдругих . Я продолжаюкарабкаться вверх вдоль трассы, и уже слышен нарастающий, к ак прибой во время шторма , ш ум — мотог онщики завершают стартовый круги сейчас покажутсяусимпатичного домик а , с ооруженного для судей, ж юри , пресс ы . У ра ! Геннадий вгруппе лидеров, оторвавшейся от погони . Но что ж такое! Прямо внесколькихшагах от меня мотоцикл чемпиона делает непонятный финт, отваливается всторону , и Геннадий едва удерживаетсяв седле. М ашину развернуло. Уходят бесценные сенунды , проносятся один , д ругой , п ятый , десятый гонщин , п режде чем Моисееву удается «лечь на нурс » . Пока ясправляюсьсэмоциями , основная масса кроссменов промчалась, и мимо меня едут гонщикиужеиз третьего и четвертого эшелона. Среди них — н аши Кавинов и Худянов. Да, совсем, совсем не весело... На трассе длиной около двух километров, петляющей по холмам, за всем не уследишь : надо фотографировать, желать заметки . М ожет быть, поэтому как - т онеожиданно для меня вгруппе лидеров, где только один Миккола мчал с чемпио нскимотрывом , снова замелькала красная майка , под номером 43. Это Валерий Корнеев, н аштретий «сборник», с кром ­ н ый , всегда втени , взял на себя бремя лидера команды . Теперь яуже не выпус каю его из поля зрения . Валерий мчал какураган , оставляя позади одного за другим. Никто не отважился на такиепрыжни , к ак Валерий. Нинто тан долго не парил в воздухе, к анон . Браво, Корнеев! Ты стал героем нашего дня, т ы зал ожил фундамент нашей победы! И Моисеев не подначал. После неудачи, — оказалось, это было столкновениесфранцузскимгонщиком , — он сумелт аки выбраться впервуюдесятку . Поправил нескольно положениеи Кавинов. По мнению Трофимца, он должен был быть лучшим среди наших («Это его трасса»), т ан надо же : сразу осечка на старте — зацепили, завалили. И все жефиниширует 22-м среди 56 начавших гонку. Когда в пресс-центре нам раздали протокол первого заезда иянаскоро произвел подсчеты, выходило, что американцыимы лидируем по наименьшей сумме очков (на «Кроссе наций» и на «Трофее»применяется «обратная» система подсче-. та — первое место — о чко , второе — два] и так Далее). Наши позиции казались] предпочтительнее: г онщикиСША поте-| ряли одного члена команды . Но вот команда ФРГ , отстававшая всего на че | т ыреочка . От нее можно было ожидать ! с юрприза . Так онои случилось. Немцы! поставили на карту все. Под рев болельщ иков , з аглушавшиймоторы , о ни ринулись в бой. Ну кто бы мог предположить, что Шмитци Кобеле, не очень именитые гонщики , будут среди тех , к то возглавил гонку , что Адольф Вайль в свои 38 лет помчится стакойскоростью , с накой он несколько лет назад выиграл вЛенин ­ граде этап чемпионата мира. В этой азартной , нервной обстановне нам нельзя было принять вызов. Все видящий и все знающий наперед Юрий Игнатьевич Трофимец такдирижировал командой, чтобы без риска , надежно набирать очкив пределах первых пятнадцати мест. Это было мудро. З ападногерманскимгонщи ­ кам штурм не удался. В самом начале их лидер Ганс Майш не запустил двигатель на старте, а затем не выдержал темпа Вайль и вылетел за трассу. Оба неудачникакак могли пытались реабилитировать себя. Но самое большее, что сумели сделать хозяева трассы , — это сохранитьразрывв четыре очкас нашей командой и довольствоваться вторым местом, оттеснив бельгийцев на третье. А первое — первое за нашими молодцами! И вот они стоят рядом с палатной — в змокшие после напряженнойгонки , с царапинамии ссадинами, еще не до кон ­ ца поверившие в то, что невозможное стало возможным . — О чем подумал, что почувствовал, 1 когда тебя сбили в начале гонки? — с прашиваю Моисеева. — Сразу успокоился . На этой скорост ­ ной трассе ипритаком составе о первом месте думать уже не приходилось , т олько об очках для команды . — К ак это тебя прорвало, Валерий? — вопрос к Корнееву. — В ижу , что Моисеева нет впереди. Юрий Игнатьевич показывает : «Вперед». Понял, дела неважные , надо разбираться (тан на языкегонщиновназывают обг он . — М. Т.). Все получилось. В конце почувствовал, что могу обойти еще и Хадсона, и американцаЧук Сана. Они шли на третьем и втором местах. В личном чемпионате обязательно бы это сделал, а здесь рисковать нельзя — надо работать на команду . — Очень обидно было? — с прашиваю Володю Кавинова. — А какже . Трасса-то в самом деле «моя». И вот снова приключение на старте. Но времени расстраиваться не было. Нельзя же совсем подвести товарищей . Ну, а во втором заезде все было впо ­ рядке. — Удалось задуманное? — о бращаюськдругому Володе, Худянову. — Д умаю , что да. У меня задача была скромная , з акончить два заезда, подстраховать товарищей . Если бы Кавинову не удалось выбраться в серединну, моего 24-го места тоже хватило бы для победы. Надо знать наших ребят, чтобы понять , чего стоило неукротимомуинеудержи ­ мому Моисееву « у спокоиться » , взрывному Корнееву удержатьсяот обгона лидеров, чувствительному Кавинову выбраться с самого низа , а не стартовавшему за последние два года в чемпионатах мира Худянову удержатьсяв середине. Кажд ый из нихощущалколлективную ответственность, к аждый сделал все что мог «Гран победой» назвали зарубежные журналисты успех советских гонщиков. Отныне на подставке массивной серебряной чаши , ноторая вручается победителю «Кросса наций», появится еще одна надпись: «1978 год. СССР». п аши ребята горели желанием повторить успехв Бельгии, в «Трофее наций» в своем родном классе. У вы . Словно по номанде, не выдержав тринадцатого за сезон старта, начали разваливаться мот оциклы , к тому же получил на тренир овкетравму Кавинов, сбили на старте Моисеева. В итоге лишь шестое место. А первые три завоевали бельгийцы , шведы иангличане . Что ж , не будем сетовать на неудачу, когда рядом большой, радостный успех . М.ТИЛЕВИЧ, с пецкор «За рулем» Гайльдорф (ФРГ) — Моснва Результаты «Кросса наций»: 1. СССР (71 очко): 2. ФРГ (75): 3. Бельгия (80): А. США (90); 5. Англия (90); 6. Швеция (123).33