22
23
Тест ВНИИБД МВД СССР и «За рулем»«СЛАЛОМ» НАУЛИЦЕЧто и говорить, зрелище было впечатляющим. Посреди шумной городской магистрали перед самым перекрестком лежала на боку «Волга»—такси. И хотя «скорая» уже давно увезла пострадавших при аварии, а сотрудники ГАИ занимались своим обычным делом, фиксируя обстоятельства случившегося, «зрители» не расходились. Взволнованно обсуждали детали происшествия, строили всякие предположения по поводу возможных виновников или просто внимали другим, потрясенные увиденным. А происходило все, по словам очевидцев, так. В светофоре на перекрестке зажегся красный сигнал, и весь поток машин в несколько рядов на короткое время замер. Подтягивались лишь поотставшие. Вдруг почти с центра дороги ринулось вправо к тротуару такси: его водитель заметил «щель» и соблазнился возможностью оказаться еще метров на десять ближе к светофору. Заметил он, правда, и приближающийся по соседней полосе грузовик, но решил, что успеет проскочить перед ним в следующий ряд. И успел-таки, хотя доставил другому водителю несколько неприятных мгновений. А дальше события приняли еще более опасный характер. Приближающиеся к перекрестку стали потихоньку прибавлять «газ», так как в светофоре снова вспыхнул зеленый. Начал набирать скорость и ЗИЛ, который двигался вдоль тротуара. Но тут на его пути появилась «Волга». Водитель ЗИЛа, увы, не смог спасти положение. Да и как это было сделать, если такси, выскочив из-за машины, идущей параллельным курсом слева, оказалось у него буквально под носом. А он только-только перенес ногу на акселератор... В общем, произошло столкновение. Развернув «Волгу» поперек дороги, ЗИЛ некоторое время толкал ее перед собой, словно бульдозер, а затем опрокинул на бок... Краткое описание этой аварии мы взяли из архивов ГАИ. Чем она нас заинтересовала? С каждым годом все интенсивнее потоки транспорта на улицах наших городов, все сложнее обеспечивать его бесперебойное и безопасное движение. Течет автомобильная река, и есть у нее свои, довольно опасные водовороты и пороги. Иной раз так закрутит, что кто поопытнее, еще, может быть, выплывает, а новичок — и не ждите. Чаще всего такие «воронки» возникают при неосторожном маневрировании из ряда в ряд. Конечно, без перестроений для поворотов, остановки, обгона не обойтись. Но сколько порой лишних помех на нашем пути. Присмотритесь к движению на какой-нибудь многополосной городской магистрали. Все время кто-то шныряет по рядам, выискивая лазейку, через которую можно просочиться, прорваться вперед, чтобы выиграть еще несколько секунд, еще несколько метров пути. Эти возмутители спокойствия, их слалом на асфальте и создают часто нервозную,опасную обстановку на дороге. Может, таких водителей не столь уж много, но от этого не легче, ибо последствия их необдуманных и неосторожных действий могут обернуться так называемыми цепными авариями, с участием нескольких машин и тяжелыми последствиями. К тому же, как говорят, дурные примеры заразительны. Наверное, не один из начинающих водителей, увидев этакий лихой маневр и оставшись в «хвосте», подумал про себя: вот ловко, вот мастер! Хорошо, если только подумал,, а то, может быть, и сам начал так действовать. Нет, мастер-то давно понял, что вся эта суета на дороге! ни к чему, у цели все будут примерно в одно время, а потому он не «дергается» и не доставляет лишних хлопот остальным. А недальновидный водитель заблуждается на этот счет, ему кажется, что он может далеко уйти вперед в результате этих зигзагов на проезжей части. Напрасные усилия. Игра, как говорится, не стоит свеч! Показать это на практике, на конкретном примере мы и решили в очередном тесте «За рулем». Его совместно подготовили и провели авторы этого материала — сотрудники редакции «За рулем» и ВНИИ БД МВД СССР. Июльским днем на Садовом кольце столицы от здания, где разместится в скором будущем телеавтоматическая система управления дорожным движением ГАИ Москвы, именуемая «Старт», взяли старт два автомобиля ВАЗ—2103. Здесь же они должны были замкнуть кольцо после 16 километров пути по одной из самых оживленных столичных магистралей. Почему мы выбрали именно этот маршрут? Во-первых, кольцевой, что очень удобно для наблюдений. Во-вторых, по протяженности он как раз укладывается в среднестатистическую длину одной поездки в большом городе. В-третьих, имеет все необходимые условия для намеченного эксперимента. Что такое сегодня московское Садовое кольцо? Это современная магистраль с интенсивным движением, по которой в часы пик проходит до 14 000 автомобилей за 60 минут (даже больше ее расчетной пропускной способности). Это 25 регулируемых перекрестков и 10 транспортных туннелей, мостов и эстакад. Это широкая проезжая часть порой до 100 метров, что позволяет двигаться по четырем—восьми полосам в каждом направлении. В общем, для любителей «слалома» есть где разгуляться. Время — 9.45. По нашим наблюдениям, предстоящие два часа будут на трассе самыми напряженными,, а затем спад: обеденные часы. Последние приготовления, проверка аппаратуры, уточнение заданий эксперимента. А они совершенно противоположны по характеру. Одному надо проехать маршрут в общем со всеми темпе, не меняя без особой нужды полосу движения. Другому, наоборот, разрешено занимать любые ряды, используя каждую возможность, чтобы протиснуться вперед. Этакие'пчерелаха» и «заяц». 10.00. «Заяц» резко берет с места и через несколько секунд скрывается из виду. Его автомобиль — № 1. С минутным интервалом отправляется в путь «Черепаха». Мы специально дали им раздельный старт, чтобы водители не видели друг друга на дороге и не поддались спортивному азарту. Буквально через 300 метров от старта — первый светофор. «Заяц» прошел его с ходу, «Черепаху» задержал красный сигнал. Проигрыш — 30 секунд. Перед туннелем под площадью Маяковского «№ 1» приходится резко тормозить, чтобы выбраться на крайнюю левую полосу, ибо дальше двигаться по правым рядам невыгодно. С некоторым риском маневр ему удается, хотя его действия, как говорят спортивные комментаторы, н,а грани фола. За туннелем он развивает предельную скорость — 60 км/ч. Однако большого отрыва от22 «№ 2» не получилось: к площади Восстания приехал, когда в светофоре еще горел красный. В общем, на первых трех километрах он ушел вперед на 42 секунды. Посмотрим, что будет дальше. ( 10.05. Смоленская площадь. «Заяц» снова в правых рядах. На коротком отрезке до Зубовской площади он устраивает на асфальте поистине скоростной слалом, снуя между грузовиками из ряда в ряд. А выигрыш? Еще 15 секунд. Итого — 57, почти минута. Однако машина его движется очень неравномерно, водителю то и дело приходится замедлять движение и снова разгоняться, порой весьма интенсивно, благо «Жигули», как говорится, легки на подъем, быстро набирают скорость. Но такой стиль езды... ОТСТУПЛЕНИЕ ПЕРВОЕ Такой стиль езды далеко не безобиден. Забегая вперед, скажем, что за весь заезд «Заяц» тормозил 46 раз, причем дважды очень резко, и сделал 36 интенсивных разгонов, а у «Черепахи» эти цифры были 28 и 20 соответственно. Между тем всем ясно, что лишние торможения, разгоны, переключения передач преждевременно старят автомобиль. Любителю острой езды, поверьте, приходится «лечить» тормоза и сцепление значительно чаще. К тому же у такого водителя резко растет и расход топлива. Равномерное движение всегда экономичней. Тот, кто хочет получить точные цифры, может обратиться к другому тесту — «Стиль езды в рублях и литрах», результаты которого были опубликованы в N° 7 журнала за 1978 год. Конечно, за одну поездку потери, может быть, и не очень велики. Но когда такой «слалом» * входит в привычку, они далеко не мелочь. 10.07. Перед Крымским мостом затор — ремонт дороги. Сужение проезжей части ставит в более выгодное положение тех, кто движется по левым полосам, и «Черепаха» отыгрывает на этом участке трассы нашего теста 8 секунд. 10.09. Житная улица. «Заяц» снова порывается уйти вправо, но нельзя: сплошная линия разметки не разрешает покинуть занятую полосу движения. 10.10. Валовая улица. Вот теперь можно. Справа в самом деле пусто до самого светофора перед Павелецким вокзалом... ОТСТУПЛЕНИЕ ВТОРОЕ «Слаломистов» понять иногда можно: наши дороги, увы, загружены порой очень неравномерно — где густо, а где пусто. Причем густо, как правило, в левых рядах, хотя Правила, как известно, требуют держаться ближе к правому краю дороги. Увы, многие едут не там, где им положено, вынуждая, а правильнее сказать-— провоцируя, других обгонять их справа. И грешат этим в основном водители грузовых автомобилей. Из-за собственной расхлябанности чаще всего. Мы беседовали со многими, и никаких веских доводов не услышали. Один винил во всем привычки таксиста, кем он раньше работал (В. Серебров, 04-97 МКШ), другой утверждал, что ищет, мол, место разворота (А. Сорокалетов, 66-52 ММП), третий — просто не обратил внимания, что справа все свободно (А. Литвинов, 21-83 МКБ). Наверное, дальше можно не продолжать. Мораль ясна: надо повышать культуру вождения, дисциплину и полностью использовать ширину проезжей части. Так — выгодно всем, потому чтр и обгонов меньше, и общая скорость выше. Когда «скоростным» оказывается не крайний левый ряд, а крайний правый, это не просто ненормально, это опасно. А если найдется и пешеход «скоростник»? 10.13. После Таганской площади водитель № 1 выигрывает 1 минуту 40 секунд. Но бесконечные броски постепенно изматывают его, вызывают дополнительное и порой довольно сильное эмоциональное напряжение. Специальный комплекс аппаратуры на борту автомобиля фиксирует заметное повышение пульса и частоты дыхания водителя, не говоря о дополнительной физической нагрузке. 10.17. За Курским вокзалом транспортный поток особенно плотный. Кажется, здесь-то будут заполнены все ряды. Но нет, справа по-прежнему полно «белых пятен». «Зайцу» только этого и надо! Вправо—влево, еще правее, стоп — кто-то пошел на поворот... Теперь резко вперед (пульс подскакивает с 65 до 90 ударов в минуту!) и влево... В светофоре у пересечения с Б. Харитоньевским переулком зеленый сигнал сменяется желтым, но водитель этого не замечает. Где уж тут: В тесте нам помогали приборы. «Заяц» уходит на трассу. Очередная попытка прорваться вперед по правому ряду...прямо перед ним огромный фургон, который он приготовился объехать, слева совсем рядом такси, а надо успеть как-то славировать между ними. В результате перекресток проезжаем уже на красный... ОТСТУПЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ Чем выше скорость, тем вероятнее возможность ошибок за рулем. Это известная водительская заповедь. Но психофизиологические способности снижаются и при сильных эмоциональных нагрузках. В частности, скорость переработки информации. В сложной обстановке движения может случиться так, что водитель из-за этого совершит непоправимую ошибку, просто не заметит чего-то вокруг себя, а если и заметит, то не успеет отреагировать должным образом. Подобное, видимо, произошло ис участником нашего эксперимента. Так что давайте побережем нервы! Свои и чужие. Каким бы опытным ни был водитель, не надо забывать, что у нервного напряжения есть предел. 10.20. Вот такой ценой «Заяц» выигрывает еще 32 секунды на этом участке маршрута. Позади 14 километров, близок финиш. Показался последний регулируемый перекресток — Колхозная площадь. Осталось проехать по 800-метровой эстакаде — и все. 10.22. Тормозим на том же месте, откуда начинали путь. Какой же результат? 16 километров за 22 минуты. Стало быть, «Зайцу» удалось достичь довольно высокой средней скорости в городских условиях — 40 км/ч. Интересно, когда появится «Черепаха»? Наверное, нескоро. Ладно, успеем сигарету выкурить. Нет, не успеваем: второй автомобиль финиширует через 2 минуты 50 секунд. Вот вам и черепаха: средняя скорость ненамного меньше — 36 км/ч. Теперь можно подводить окончательные итоги. Итак, на 16 километрах пути тот, кто непременно хотел достичь в условиях довольно интенсивного движения на дороге максимально возможной скорости и ради этого рисковал, выиграл у водителя, придерживавшегося в основном общего ритма, меньше трех минут. Много это или мало? Очень мало, бесконечно мало, если на другую чашу весов положить те затраты сил и нервов, те реальные угрозы безопасности, с которыми такая «победа» была связана. Конечно, бывают в жизни моменты, когда все идет в счет, когда и две минуты могут спасти положение. Но мы опросили в заключение нашего теста десятки водителей, которые вели себя точно так же, как наш «Заяц» поневоле, — никто из них даже близко не стоял к таким экстраординарным ситуациям. Просто... — Где свободнее, туда и еду! (В. Иванов, 72-28 ЮВВ). — Пассажиры рросили побыстрее! (В. Савинов, 21-77 ММТ). — Спешу к отцу в больницу! (Ю. Гуревич, 00-65 ММФ ) . — Как все, так и я! (В. Шелков, 04-40 ММП). И так далее, и тому подобное. Не смешно ли? Нет, скорее грустно. Грустно, когда вспоминаешь об авариях, подобных той, с описания которой мы начали этот репортаж. Есть такой афоризм: «Лучше приехать к цели немного позже, чем не приехать совсем!» Давайте же почаще вспоминать его и не терять здравый смысл. Мы верим, что благоразумие возьмет верх, что тест наш проведен не напрасно. В. ЛИСИН, А. КОРНЕЕВ, сотрудники ВНИИБД МВД СССР Г. ЗИНГЕР, В. ПАНЯРСКИЙ, А. БРОДСКИЙ, сотрудники «За рулем»