Рабочая система — основная. Привод ее тормозных механизмов сделан пневматическим, двухконтурным, с раздельным торможением колес переднего и двух задних мостов. Управление приводом — от педали в кабине водителя, связанной рычагами и тягами с двухсекционным тормозным краном. Пневмоусилитель привода сцепления, питающийся сжатым воздухом от бортовой пневмосистемы, снижает усилие на педали сцепления до 20 кгс, то есть почти втрое. Гидропривод здесь играет роль звена, лишь передающего усилие от педали к рычагу выжима. При отсутствии воздуха в рабочем цилиндре усилителя (он связан в один узел с рабочим гидроцилиндром) выключение сцепления происходит только под действием давления жидкости на поршень рабочего цилиндра, а усилие на педали возрастает до 60 кгс. Коробка передач состоит из основной пятиступенчатой коробки и переднего редуктора-делителя, который вдвое увеличивает количество передач, позволяет получить передаточные числа, близкие к среднему значению двух соседних ступеней основной коробки, благодаря чему на понижающей ступени скорость автомобиля возрастает, а крутящий момент уменьшается примерно в 1,22 раза. Любому положению рычага переключения передач в основной коробке соответствуют две передачи делителя, включать каждую из которых можно, передвинув расположенный в головке рычага переключатель. Смещая его в положение «В» (высшая передача), водитель получит повышение скорости автомобиля, но при этом соответственно уменьшит крутящий момент, подаваемый к ведущим колесам. Чтобы усилить момент, надо перевести переключатель в положение «Н» (низшая передача). Для переключения передач в делителе служит пневмомеханический привод. Интересная его особенность: клапан включения исполнительного механизма связан с толкателем пневмоусилителя в системе привода сцепления. Водитель может, не пользуясь педалями . сцепления и акселератора, предварительно селектировать (то есть выбрать) переключателем подходящую передачу в делителе и затем в нужный момент включить ее простым выжимом педали сцепления. Удобство такого устройства при езде по местности с часто меняющимися дорожными условиями трудно переоценить. Ведущие мосты ЗИЛ—133ГЯ иЗИЛ — 133ВЯ аналогичны по устройству таким же узлам ЗИЛ—133Г1 («За рулем», 1976, № 8). Встроенный в картер среднего ведущего моста межосевой дифференциал распределяет крутящий момент поровну между обоими ведущими мостами и при движении по дорогам с твердым покрытием позволяет снизить расход топлива и износ шин. Для улучшения тяговых качеств автомобиля и при езде по грязным, мокрым, обледенелым и заснеженным дорогам предусмотрена возможность блокировки этого дифференциала. Блокировочным устройством управляет пневмокамера; для подачи в нее сжатого воздуха служит ручной кран в кабине автомобиля. Тормозное управление аналогично применяемому на КамАЗах и состоит из четырех систем. 3. «За рулем» Mi 11 Стояночная система обеспечивает автомобилю неподвижность на горизонтальной дороге или на уклоне. Привод тормозных механизмов механический — от тормозных камер с пружинными энергоаккумуляторами, установленными на задних мостах. При движении машины пружины энергоаккумуляторов сжаты давлением воздуха. С его падением пружины приводят в действие тормозные механизмы колес. Включают систему тормозным краном (справа от сиденья водителя). Вспомогательная система служит для замедления движения на уклонах и горных дорогах и действует на принципе использования компрессии двигателя (торможение двигателем) созданием противодавления посредством заслонки в выпускной системе двигателя. Она значительно снижает нагрузку, испытываемую накладками и барабанами тормозов, и тем самым продляет срок их службы. Пневматический привод системы включается кнопочным краном на полу кабины. Запасная система обеспечивает остановку в случае полного или частичного выхода из строя рабочей системы. При ее включении изменяется давление воздуха, сжимающего силовые пружины энергоаккумуляторов, и тем самым регулируется интенсивность торможения. Для управления служит кран стояночной тормозной системы. При аварийном падении давления в стояночной системе срабатывают пружины энергоаккумуляторов и автомобиль затормаживается. Для контроля за состоянием всех тормозных систем предусмотрена световая и звуковая сигнализация. Оснащение автомобилей ЗИЛ—133ГЯ, ЗИЛ—133ВЯ названными здесь агрегатами и системами, наряду с гидравлическим усилителем рулевого управления, электрофакельным подогревателем, современной звуковой и световой сигнализацией, многочисленными контрольно-измерительными приборами, значительно облегчает труд водителя, способствует повышению безопасности движения. Новое семейство грузовых машин ЗИЛ продолжает славные традиции коллектива его создателей в области конструирования, технологии изготовления и эксплуатации. Использование их в народном хозяйстве принесет существенную экономию средств при одновременном повышении эффективности перевозок. Согласно договоренности, достигнутой между руководством производственных объединений «ЗИЛ» и «КамАЗ», гарантийное и техническое обслуживание силового агрегата (двигателя, сцепления и коробки передач) машин ЗИЛ—433ГЯ, ЗИЛ—133ВЯ будет осуществляться в центрах ТО, подчиненных Камскому комплексу по производству большегрузных автомобилей. В. ЛЕВИН, начальник бюро инструкций и каталогов ЗИЛа«ТРОФЕЙ НАЦИЙ» У СОВЕТСКИХ ГОНЩИКОВОгромного успеха добилась сборная команда СССР на трассе близ Стокгольма, где разыгрывался командный чемпионат мира по мотокроссу — «Трофей 3 наций» (класс машин 250 см ). Почетный приз оспаривало 12 команд, в составе которых были все сильнейшие кроссмены мира. Проявив высокое мастерство, самообладание, мужество, Геннадий Моисеев, Владимир Кавииов, Валерий Корнеев и Юрий Худяков добились замечательной победы и завоевали почетный приз (материал о выступлении советских гонщиков в Швеции будет опубликован в следующем номере «За рулем»]. Это третье выдающееся достижение наших мотоциклистов в ' командных чемпионатах мира «Трофее наций» и 3 «Кроссе наций» (500 см ). Советские гонщики достойно завершили сезон, начатый блистательными победами наших ледовиков на командном и личном чемпионатах мира по зимнему спидвею.Письмо в редакциюСпасибо тем, кто помог в путиЗдравствуй, уважаемая редакция! Пишет тебе рядовой Александр Демидов. Служу я уже год. Начал в учебном подразделении, вышел оттуда классным специалистом и сейчас, как и до армии, когда работал водителем, связан с техникой, только теперь с военной. Родом яс Оренбуржья, из сельской местности. Мне и сейчас вспоминаются оренбургские просторы, леса, поля — чудесные места. Дома у нас все по традиции водители: отец шофер, старший брат, я, будет шофером и младший брат. Два года до армии я работал на машине, участвовал в уборке урожая. За это время всякое случалось — и плохое, но больше, конечно, хорошего. Вот об одном таком случае яи хочу рассказать. Как-то осенью, в октябре поехал яв дальний рейс, в Башкирию, по дороге Куйбышев—Уфа. День выдался хороший, солнечный, и вести машину было удовольствием. А когда вечером возвращался обратно, погода изменилась — подул сильный ветер, стало холодно, и асфальт покрылся ледяной коркой. До дома оставалось всего 90 к>л, когда отказал двигатель. Требовалась помощь, но несколько машин проехали мимо, не остановились. Стало темно, я совсем замерз. Идти было некуда, населенных пунктов поблизости не было. Но вот, следующий в сторону Куйбышева МАЗ притормозил. Водитель выслушал меня и сказал: «Ничего, паренек, всякое случается, потихоньку до<5еремся>. Потом ловко подцепил мою машину тросом, и мы поехали. Я сидел за баранкой, ругал свою машину, а от радости, что меня выручили, текли слезы. Мы благополучно добрались до места. Водитель МАЗа спешил и так быстро уехйл,' что я толком и спасибо сказать не успел, не говоря уж о том, чтобы узнать его имя. Знаю только, что он из г. Салавата в Башкирии. Дорогая редакция, может что я написал не так, но мне очень хочется через вас поблагодарить водителя МАЗа. Я в большом долгу перед этим человеком и перед многими другими, которые не раз помогали мне„ молодому водителю, в пути. Всем им хочу пожелать счастья, больших успехов в труде и всех земных благ. Всем им обещаю честно нести службу — зорко охранять рубежи нашей необъятной! Родины, чтобы всем советским людям было спокойно. С армейским приветом Александр ДЕМИДОВ13