завода возникли, действительно, серьезные проблемы. Тот самый "Закон об особой экономической зоне", который подвигнул на строительство предприятия, и стал главной преградой. Многое в этом документе лишь декларируется, но никаких подзаконных актов, положений, регламентирующих действие закона, нет. Жизнь идет по уже существующим, никаким не "особым" правилам. Например, таможенным. Так, чтобы довезти за пять километров от порта до завода сборочные комплекты, нужно оформить внутренний таможенный транзит, как если бы они ехали через всю страну! Процедура эта занимает целый день, если оформлять один контейнер, а контейнеров приходит ежедневно 20, должно - еще больше. Но это цветочки. "Ягодка" же - однаединственная буква "и" в "Законе об особой экономической зоне". Документ гласит, что товар считается произведенным в Калининграде (а значит, его не нужно растаможивать), если изменен его код, то есть потребительские свойства (у автомобилей -идентификационный номер VIN, который в Калининграде, действительно, получает другую букву). "И" - если глубина его переработки (или, в нашем случае, сборки) больше 30 процентов. Но откуда им взяться, если на "КИАБалтика" поступает полностью собранный кузов: с обтянутыми полиэтиленом сиденьями, автомагнитолой, фарами и прочим. В него ставят двигатель, монтируют колеса, выпускную систему - немного. Но ведь трудно было ожидать, что за полгода построят автогигант с полным циклом производства (и надо ли?). Выбран вполне разумный путь: частная фирма за несколько десятков миллионов долларов покупает неновую сборочную линию. Отверточная сборка приносит прибыль, которую вкладывают в сварочное и окрасочное производства. Прибыль становится больше - предприятие расширяется, чтобы производить некоторые комплектующие. Это логичный путь, даже "АвтоВАЗ" осуществляет такой пошаговый проект с "Опелем", а уж их не заподозришь в отсутствии размаха... Поэтомутребование Закона, чтобы глубина сборки автомобилей была свыше 30 процентов, нереально. Кстати, Закон о таможенном тарифе, действующий в России (но не в особой зоне), мягче: там, кроме "и", есть "или". Например, тот же "Красный Аксай" меняет код товара и этого достаточно, чтобы при глубине сборки менее 30% не растаможивать собранные автомобили (правда, ростовчане платят на таможне и за комплекты, и за оборудование...). Так что особая зона, вроде бы дав заводу более льготные условия, тут же их отнимает: если КИА, собранные на Балтике, для продажи в России придется растаможивать, то никакой экономической выгоды проект не несет. На конец июня из 600 собранных в Калининграде машин ("Кларус", "Авелла", "Рокста", "Беста") получили сертификат происхождения всего 92. Эту бумагу придется оформлять всякий раз в Москве, в ГТК, на каждую партию машин. Насколько это затруднит работу предприятия, видно по опустевшему после торжественного открытия цеху "КИА-Балтика".щ ДЩ МНОГО ЗОЛОТЫХ НА УЛИЦАХ САРАТОВАИ все-таки рождаются все новые и новые проекты. Саратовский, пожалуй, наименее известен: "какие-то химики намереваются выпускать "Хёндэ"... А ведь в корпусах балаковского завода "Химэксмаш" предполагалось в свое время разместить производство - ни много ни мало - ВАЗ2110! Но обо всем по порядку. Небольшой городок в Саратовской области производственными мощностями не беден. Когда-то местные купцы вложили деньги в промышленность и сделали первый в России колесный трактор. (Сейчас там завод судовых дизелей.) Во второй половине века нынешнего здесь обосновались большая химия завод "Химволокно" и "Балаковорезинотехника", снабжающая едва ли не весь автопром, и энергетика - ГЭС на Волге и Балаковская атомная. Завод землеройных машин заложили в начале 70-х в соответствии с приснопамятной программой переброски стока северных рек на юг. Начали выпускать бульдозеры на базе чебоксарских промышленных тракторов и гигантские скреперы. Программу свернули - техника эта оказалась невостребованной. Тут и возникла у тогдашнего министра автопрома В. Поляко6 ЗРЛМ 9/97 А УЕ ва идея: следующую модель ВАЗа выпускать на этом заводе. Но экономические обстоятельства стали меняться с калейдоскопической быстротой, помешав ее осуществить. В пору приватизации акции завода скупила местная группа "Химэкс". Из названия группы ясно, что она строит свое развитие на химической продукции. Но перспективность автомобильного рынка очевидна и экс" вложил в новое АО 2,4 млрд. рублей "живыми" деньгами (в 1993 году это была немалая сумма), что позволило пополнить оборотные средства, закупить металл, оборудование. Для начала ВАЗ передал сюда производство закладной арматуры. Здесь же изготовляют все картонные прокладки (37 наименований) для ВАЗа. "Химэксмаш" делает набивку сидений из кокосовых очесов для всех классических "жигулей" и для половины переднеприводных моделей (на другой половине - пенополиуретановая). А сегодня группа активно продвигает два весьма серьезных автомобильных проекта. Первый все-таки ближе к химии - производство высокоскоростных шин. Второй проект, собственно, и позволил "Химэксмашу" попасть в наш обзор. Активным поиском партнера занялись буквально с момента создания АО "Химэксмаш" в октябре 1993 года. Наконец, в ноябре прошлого года были подписаны меморандум о сотрудничестве и два сог-Будущему владельцу "Сонаты" остается только прикрутить номер.