МАРИНА ГОРБАЧЕВА:оНикогда не подумаешь, что у этой хрупкой женщины такие неженские работа и хобби. Марина ГОРБАЧЕВА - прокурор и автомобилистка. Как совмещается должность с увлечением? Или принадлежность к "органам" дает особью преимущества? Судите сами, насколько типично для современной женщины то, что рассказала наша собеседница. Начнем с того, что работники правоохранительных органов не относятся к касте "неприкасаемых". У меня лишь два преимущества: как у прокурора знание Закона, как у женщины - умение убедить в своей правоте. Этого достаточно. Я уважаю Закон и хочу, чтобы его уважали другие, в том числе сотрудники милиции и ГАИ (даже если Закон не всегда кажется правильным). А прокурорским удостоверением мне пришлось воспользоваться дважды. Это исключительные случаи, когда одними словами прекратить беззаконие было невозможно. Первый раз ночью по дороге из аэропорта. Никому не известная команда в камуфляже, с автоматами ив бронежилетах решила устроить обыск моей машины. Причем не имея на это видимых поводов и законных оснований. Второй - когда мою машину пытались "эвакуировать". Со служителями блокиратора получилось забавно: знак, запрещающий остановку, они возили с собой! Установят в каком-нибудь переулке и ждут. Пришлось сдать их в милицию. Забрала документы, вытащила ключи из машины, позвонила в отделение... Оказалось, сотрудники одной из многочисленных муниципальных служб, прикрываясь аббревиатурой ГАИ, подрабатывали в свободное время. Кстати, меня удивляет, с какой покорностью водители останавливаются у "экологических" постов. Это же все из одной, незаконной, серии! Некий дружинник машет жезлом, отправляет на замер СО... Однажды останавливают меня. Спрашивают "экологический сертификат". В ответ я прошу показать мне, где в ПДД написано об этой бумажке. Дружинник бесится и требует документы. Даю "права". Он говорит, что их забирает и будет составлять протокол! Я смеюсь: "Давайте. Кроме рапорта, вы ничего не имеете право "составлять". А протокол будет писать инспектор. О том, что вы превышаете служебные полномочия. Да и где он? Ведь на дороге дружинник имеет право работать только в присутствии сот64 ЗРЛМ1 / 7 А УЕ 19ярудника ГАИ". К сожалению, разница между муниципалами, дружинниками, просто милиционерами и сотрудниками ГАИ - колоссальная. Первым еще учиться и учиться. Не только законам, элементарной вежливости! А с ГАИ ни разу не конфликтовала. Хотя машина у меня "подозрительная" - черный "Форд-Скорпио" 4x4. Рецепт прост: не нарушай, разговаривай вежливо и никто не придерется. А если уж нарушил - имей мужество признаться. Как бы ни сложилась ситуация, какой бы неприятной ни была беседа с инспектором - будь сдержан. (К тому же я не сомневаюсь: любая женщина может убедить собеседника ограничиться "предупреждением".) Смешно, но наши водители как будто нарочно делают все наоборот! Профессионально вижу одну за другой аварийные ситуации. Достаточно посмотреть на внешний вид автомобиля, чтобы определить, как водитель будет себя вести (и на дороге и потом, в суде). И вообще, умеет ли он водить или выехал удовлетворять свои амбиции. Отсюда неписаное правило: лучше уступить, чем связываться с грубым, плохо воспитанным водителем. Дешевле будет! Сочувствую работникам ГАИ, которые общаются с ними сутками напролет. Разумеется, "рецепты" не появились сами собой. Повезло: юридические знания соединились с ежедневной автомобильной практикой. Мы жили в Иркутске. Я работала адвокатом. Машина стала просто необходимой. То нужно ехать в отдаленный район, то поздно вечером возвращаться из суда. Пошла заниматься на курсы. Через неделю поняла, что никому не нужна: занятия так и не начались. Спросила: если подготовлюсь самостоятельно, перед экзаменами дадите справку об окончании курсов? Дадим, только плати. Ну и славно. Экзамены в ГАИ сдала с первого раза ив декабре 1993 года получила "права". Однако супруг считал, что этого мало и стал еще требовательней "натаскивать": каждый день всю зиму щ гонял меня на "тренировки". Однажды на забитом машинами и снегом перекрестке, в горку, я "заглохла". Водители принялись сигналить, ругаться, а муж их поддерживал. Я хлопнула дверью и пошла пешком. Муж догнал, посадил обратно в машину и заставил три раза проехать этот злополучный перекресток. Тогда же зимой освоила и экстремальное вождение. На занятия по узким, разбитым, покрытым гололедом иркутским улицам отправлялись ранним утром. Честно говоря, первые самостоятель- ф ные поездки не помню. Нужно было куда-то срочно ехать, торопилась... Зато помню то чувство самостоятельности и свободы, которое подарила машина! Женщине нужно начинать ездить на хорошем, легком автомобиле. Тогда и чувство уверенности приходит быстрей. Мне кажется, после наших "жигулей" и "москвичей" водителей нужно переучивать. Не исключено, что именно "суровость" управления и прививает нашим водителям агрессивные манеры вождения. Понимаю я что-нибудь в машине, смогу ли сменить колесо и как часто нарушаю Правила? Отвечаю: в машине понимаю ровно столько, чтобы не допустить полом^ ку в пути. Это просто: сразу она не ломается - обязательно что-нибудь будет стучать, дребезжать, шипеть, капать, пахнуть, проваливаться, не набирать привычные обороты и глохнуть (хороший алгоритм?). Чуть что не так - к мужу. В благодарность сама мою машину. Колеса меняла, и не раз. Правила стараюсь не нарушать, но если приходится, то "аккуратно". Поэтому ив авариях не была. На наших дорогах - приоритет мужчин. Поэтому своим коллегам-автолюбительницам я хочу посоветовать: ничего не бойтесь, всегда будьте женственными (но при этом хорошо знайте свои права), умейте уступать и прощать. А еще... Будьте уверены: • мы не "слабая половина".