136
137
Поршневые кольца вполне можно отнести к культовым деталям современного автомобильного двигателя. Именно о них да, пожалуй, о свечах зажигания слагают автомобилисты легенды и небылицы, приписывают им чудодейственные свойства, способные вдохнуть в мотор небывалую мощь и долголетие.^ Д ПРЁССИЯ В(ЖЕЛЕЗНЫХ_2ЕЕШ_Отчасти это верно. Даже самый хороший двигатель изойдет сизым дымом, установи на него кольца кустарного производства. А такие на рынке не редкость. Причем на их упаковке часто сияет название какойнибудь известнейшей фирмы. Иногда с грамматическими ошибками ив упаковке из крафт-бумаги, иногда в очень похожей на фирменную коробочке. Всех их объединяет одно - имитация, а проще говоря - подделка. Моделируют, как правило, только заслуженные марки - с ними сальдо погуще и сбыт гарантирован. Не миновала эта напасть и "Гётце", и на то есть свои причины. Главная - репутация фирмы. Под такой маркой легко сбывать любую контрабанду. А плющить проволоку и навивать на подходящей трубе "поршневые" кольца - дело нехитрое. Сегодня, если только кольца куплены не у официального дилера фирмы, можно с 80%-ной вероятностью сказать, что это подделка. Однажды такой суррогат достался и нам. Через 20 тыс. км двигатель редакционного "Москвича" перестал тянуть и закашлял масляным дымом. Как выяснилось при разборке, кольца к этому времени истерлись на нет и частично отошли с отработавшими газами, а псевдо-Тётце" колпачки клапанов заскорузли и растрескались. С тех пор ответственные запчасти на лотках не покупаем. Кстати, на самой фирме достаточно хорошо осведомлены о ситуации с подделками на российском рынке. Мне показали огромную витрину, где за стеклом стоят образцы всевозможных имитаций. Некоторые отличишь от оригиналов с первого взгляда, другие же как близнецы-братья, и распознает их только родитель. "Дети лейтенанта Шмидта" не знают границ, и профсоюз их по-прежнему процветает. Чем же соблазняет пиратов от автозапчастей известная марка? Сначала немного истории. Летом 1887 года Фридрих Гётце открыл в пригороде Кёльна, Буршайде мастерскую по выпуску медных прокладок для паровых машин тогда главных двигателей прогресса. Это обеспечило Гётце постоянно растущий спрос на его продукцию и процветание фирмы. В 1904 году изделия "Гётце" появились на крупнейшей международной выставке в Америке, в Сент-Луисе. Потребность в уникальных уплотнениях оказалась столь высокой, что уже в 1911 году их производство началось ив США. Несмотря на разразившийся послеВ цехе гальваники круглосуточно ив одиночку работает универсальный манипулятор."Гётце": вверху - оригинал, внизу - один из вариантов подделки.первои мировой войны экономический кризис, автомобильная промышленность набирала обороты. Двигатели внутреннего сгорания повсюду теснили паросиловые установки. Автомобилестроение, в первую очередь США, а затем и Европы, требовало все больше разнообразных комплектующих. В то время "Гётце" обратил значительную часть своего потенциала на разработку поршневых колец ив 20-х годах, благодаря перенятой из США технологии, прочно занял ведущее место на европейском рынке. Вторая мировая война превратила предприятие в руины. Однако старик Гётце не пожалел цемента в фундамент своего детища. На нем строилась послевоенная история фирмы. Стремительными темпами развивалась в Германии автомобильная промышленность, а "Гётце" тут как тут со своей новинкой - хромированными кольцами. С ними возрастали быстроходность и надежность двигателей, а портфель заказов приятно округлялся. Но почивать на лаврах значило отстать в конкурентной гонке. И потянулись щупальца компании за море. Уже в 1953 году производство с иностранным участием открылось в Аргентине. За ней "поко-136ЗР 12/98 Слева - оригинал, спрва - подделка. Написание логотипа, эмблема и упаковка похожи, но не одинаковы. Наклейка на клапане коробки необходимый атрибут подлинника. 1)Краска "Дюксон" (Duxon) удачно сочетает достоинства акриловых эмалей с доступной ценой.тиях.рились" Бразилия и Индия. Застолбили местечко и во Франции. В1973 году фирма основала свой научно-исследовательский центр, занявшийся новыми разработками. 250 специалистов времени даром не теряли. Один из первых плодов - метод плазменного нанесения металлокерамического покрытия колец. (И поныне хромокерамика - ноу-хау "Гётце".) В 1984-м в серию пошли безасбестовые прокладки головок блоков. Сегодня центр - кладезь технической премудрости фирмы. В нем проектируют и разрабатывают цилиндрокомплекты (гильза, поршень с кольцами и пальцем), прокладки, колпачки, сальники для многих ведущих моторостроительных компаний. Ведь покупать систему (в данном случае "Гётце") всегда дешевле и надежнее, чем иметь дело с несколькими поставщиками комплектующих или тратить силы и средства на самостоятельную разработку. Формула "каждый занимается своим делом" свято соблюдается в деловом мире. "Гётце", в свою очередь, отливки для чугунных колец делает сама, а профилированную проволоку для стальных покупает в Японии. От такого разделения в выигрыше все, в том числе и потребитель.w It — ^ v ^ 9i <еигенитг иол * тгитгшОдин килограмм обычной ныне алкидной эмали "Садолин" или "Тиккурилла" стоит $12-15. На покраску всей машины потребуется около 3 кг, а значит, всего $45. Согласитесь, это недорого при вполне удовлетворительном качестве покрытия. Однако, чтобы получить настоящий лоск на выправленных крыльях, капоте, дверях, придется выложить $90-100 за килограмм акриловой двухкомпонентной эмали. Скажем, "Штандокса", "Сиккенса" или дюпоновского "Центари". Разумеется, такой продукт, содержащий весьма сложные компоненты, стоит немало. Но вот крупнейшему концерну, столпу мировой хи мической индустрии "Дюпону" удалось найти недорогую формулу составляющих акриловой эмали. Назвали систему "Дюксон". В комплекте дляЧтобы сохранить клиентов, чье доверие завоевывалось все эти годы, логотип упаковки сохранили прежним. АО разъединили на функциональные единицы, каждая из которых могла быстро и независимо от холдинга реагировать на запросы рынка. А в 1998 году еще более крупная акула - американский концерн "Федерал Могул" (Federal Mogul) благополучно "съела" T&N. Разумеется, вместе с "Гётце". Теперь "Гётце" не что иное, как фабричная марка "Федерал Могул".Современное производство колец - дело сложное и дорогостоящее. Большую часть работы делают автоматизированные линии. Выпуск этих "умных" машин - тоже важная статья доходов Тётце". С 1969 года оборудование для производства колец поставлялось в СССР. Костромской, клинцовский, одесский заводы поршневых колец, КамАЗ, ЯМЗ, Ярцево и другие давно используют станки и технологию "Гётце". Фирма для защиты своих 500 миллионов колец в год от самозваных тезок придумывает очередное техническое новшество - маленькую наклейку на коробочку. На ней эмблема фирмы - человечек, взваливший на спину литейную форму (несун, по-нашему) и надпись "Goetze Motorenteile", то есть запчасти для двигаСо времен Маркса телей. В лучах специальизвестно, что в погоне ного фонарика-детектоза чистоганом капитара на наклейке появлялист готов продать собется буква Gв круге, а ственную душу, не то белое поле вокруг почто фирму. Так случикрывается блестками. В лось ис "Гётце". В 1993 сумерках складов такие году руководство присветлячки на коробках знало экономически цесразу выдадут "шпиона". лесообразным "проК сожалению, у даться" английской корроссийского покупателя Из такой чугунной отливки получает порации T&N. Это отся три кольца. вряд ли есть под рукой нюдь не означало бедтакой фонарик, поэтому, отправляясь за ственного положения фирмы, просто патпокупкой, надежнее захватить с собой риотические чувства и прочая сентименэтот номер журнала и, как в детской игре, тальность при определении прибыли в искать отличия по фотографиям. расчет не берутся.ремонта машины - эмаль, растворитель, активатор (отвердитель) и наборы из шести цветовых пигментов (полировочных паст). Из них готовят любые цвета и оттенки красок. Кстати, все системы красок "Дюпона" отличаются от подобных, выпущенных иными компаниями, компактностью: сначала готовят цвет, а потом добавляют основу - алкидную, акриловую, полиуретановую, металлик, перламутр. Другие фирмы для каждого типа эмали делают свои цветовые компоненты, а это сложно и потому дорого. Чтобы еще больше облегчить жизнь автомобилиста, "Дюпон" предлагает к "Дюксону"ручной миксер для смешивания эмали. Такой пригодится в небольших мастерских. Для них "Дюпон приготовил даже минимальный набор, которым можно красить довольно долго. Цена по малярным меркам умеренная - около $5000. А для обычных автолюбителей литр краски обойдется всего в $20. Даже в кризисном исчислении это немного. Но можно потратить и меньше, если заказать в "Дюксоне" граммов 200-300 и мал золотник, и не слишком дорог. ЗР 12/98137