150
151
ЗРДИЗТОПЛИВОКОМПОНЕНТЫ | ПРОВЕРЕНОКИСЕЛЬНЫЕ БЕРЕГА,МОЛОЧНЫЕ РЕКИГДЕ ЗАКУПАЛИ ГОРЮЧЕЕИ ЧТО ИЗ ЭТОГО ПОЛУЧИЛОСЬНомер образца/место и времязаправки (согласно чеку)С 1 ноября на АЗС наступила календарная зима:термины «дизельное» и «зимнее» стали синонимами до апреля.Точнее, должны стать. А на самом деле? Выборочную проверкудизтоплив (ДТ) организовал отдел экспертиз ЗР.Официально сезонностьюпродаваемого у нас ДТкомандует ГОСТ Р523682005. Но еще год назад(ЗР, 2012, № 12) мы провели простейший эксперимент, позволивший увидеть истинную картину.В обычном морозильнике непригодный для холодов соляр превращался в студень или ледышку –в нарушение кодекса честинастоящего зимнего дизтоп­лива. Что же изменилось за год?И в какую сторону?На этот раз в поисках ответамы поехали на север от столицы –на Ярославль, Кострому, Вологду…В тех краях, казалось нам, знают,чем пахнет мороз. Задача та же:понять, что нам продают. Махнемрукой на смазывающую способность и цетановое число, пустьхотя бы не замерзает! Температурапомутнения настоящего зимнегоИЗ 12 ПРИОБРЕТЕННЫХСОЛЯРОВ ТОЛЬКО ДВАОКАЗАЛИСЬ ЗИМНИМИ.соляра для умеренной климатической зоны должна быть не выше–25 ºС, вот градусы и попробуемпомерить. Да и пейзажи к томурасполагают: это в Москве с погодой непонятно что творится,а за городом – зима, зима, зима…Во всяком случае, на протяженииболее чем тысяче­километровогосуточного марш-броска все былоукрыто снегом.Маршрут дизельныхстранствий показан на карте.Результаты относятся толькок приобретенным продуктами не распространяются на прочие АЗС с той же вывеской. Честьзимних соляров при проверкена организованном нами 18‑градусном морозе уверенно отстоялитолько два топлива – № 6 и 8. Ещедва, № 10 и 12, ее же запятнали(на заставке – фото с натуры!).Все остальные образцы топливапомутнели, но сохранили текучесть: при зимне-осенней погодепроблем, скорее всего, не возникнет. Но что станет с нимина настоящем морозе?1 «Газпромнефть».ОАО «Газпромнефть-Ярославль».АЗС № 12. ТРК 03Дизель класс 501.11.12. 08:022 ТНК. ОАО «ТНК-Ярославль».Ярославская обл., Переславский р‑н,135 км дороги Москва – Холмогоры.АЗК‑45. ТРК 4Диз. топливо кл. 501.11.12. 08:083 «Славнефть». ОАО «ТНКЯрославль». АЗС № 81. ТРК 4Диз. топливо класс 501.11.2012. 08:544 ООО «Костромская топливнаякомпания». 10 ТРКДТ класс 501.11.12. 11:435 ЛУКОЙЛ. ООО «Электон-НефтегазКострома». 6 ТРКДТ‑501.11.12. 12:226 ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт».Владимирское РУ. АЗС‑107. ТРК‑3Экто-ДТ кл. 501.11.12. 13:227 ООО «Татнефть-АЗС-Запад».АЗС 419 Холм. ТРК 3ДТ кл. 301.11.2012. 15:508 ООО «ЛУКОЙЛВолганефтепродукт». Вологодскоерегиональное управление.АЗС № 64. ТРК 5(ДТ‑5) ДТ Евро9 ООО «Шелл Нефть». «ШеллСоветский». Вологда, Советский пр.,д. 127. АЗС № 11125. ТРК 04ДТ класс 301.11.2012. 16:4210 ОАО «Роснефть-Москва».АЗК‑91. АЗС 0191. Касса 0002ДТ Фора класс не ниже 301.11.2012. 22:3911 «ВР Пушкино».ЗАО «ПКЭК». Кассир 14. № 6:4066ДТ ULT кл. 401.11.12. 23:2612 ЗАО  «ОблдорТрансАЗС».АЗС 39. ТРК 5. Чек № 00465ДТ кл. 402.11.2012. 00:49ИтогиЦена, экспрессруб./л проверки28,70помутнело,сохранивтекучесть28,70помутнело,сохранивтекучесть28,60помутнело,сохранивтекучесть28,70помутнело,сохранивтекучесть29,10помутнело,сохранивтекучестьсохранило30,80 прозрачностьи текучесть28,20помутнело,сохранивтекучестьсохранило30,40 прозрачностьи текучесть30,49помутнело,сохранивтекучесть30,60сильнозагустелопри –10 ºС30,89помутнело,сохранивтекучесть28,90замерзлонамертвопри –10 ºСПримечание. Помутнение всех топлив, кроме тех, чтопод номерами 6 и 8, произошло в интервале температур –10…–8 ºС.Топливо № 10 при этом почти утратило текучесть, а № 12изменило агрегатное состояние.150 За рулем 12/2012150-151_DT.indd 15007.11.2012 17:15:01 Смотрите на iPad:берем пробы«Шелл»«Татнефть»ЛУКОЙЛ«Костромская топливная компания»ЛУКОЙЛ«Славнефть»ЛУКОЙЛ«Газпромнефть»«Роснефть»ТНКВРКАКИЕ БЫВАЮТ ТЕМПЕРАТУРЫВР«ОблдорТрансАЗС»Пострадавшим придется, скорее всего, полагаться на себя: будемоткровенны, не каждый найдетвремя выполнить юридическиеформальности, подключить СТО,провести экспертизу, судитьсяс владельцами АЗС… С другойстороны, упрямо крутить стартербесполезно: в конце концов он просто сгорит. Топливный насос тожеможет обидеться. Наименее болезненный способ – отогреть машинув гараже… или дождаться оттепели.Предвидим вопрос: так что жеделать? Голосовать рублем! Итогипроверки перед вами, рекомендуемими воспользоваться.В общем случае, как обычно,следует категорически избегатьразного рода малоизвестных АЗС.Перед заправкой ознакомьтесьс паспортом качества. Там указанаи температура застывания. Еслине дадут или подсунут старье, разворачивайтесь и уезжайте. Мы таки поступаем.Низкотемпературные свойства ДТ определяются тремя температурами – помутнения,застывания и предельной фильтруемости.Температура помутнения характеризует точку начала кристаллизации парафинов, входящих в состав топлива.Температура предельной фильтру­емости определяет температурный порогработоспособности двигателя. Ниже этойтемпературы фильтры топливной системыперестают работать.Температура застывания – это температура, при которой топливо в определенных условиях теряет подвижность.Она обычно ниже температуры предельнойфильтруемости на 5–7º.ПараметрЛетнее Зимнее АрктическоеДТДТДТТемпературапомутнения, ºС, не выше,для климатической зоны:– умеренной–5– холодной–Температуразастывания, ºС, не выше,для климатической зоны:– умеренной–10– холодной––25–35–––35–45––55За рулем 12/2012 151150-151_DT.indd 15107.11.2012 15:38:29