Что ломает башмаки?

ЧТО ЛОМАЕТ БАШМАКИ?

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/ЛИКБЕЗ

ЧТО ЛОМАЕТ БАШМАКИ?

ПОЧЕМУ УСПОКОИТЕЛЬ НЕ ВСЕГДА СПРАВЛЯЕТСЯ СО СВОЕЙ ЗАДАЧЕЙ

ТЕКСТ / ИГОРЬ МИХЕЕВ

Снять крышку газораспределительного механизма на "Ниве" - не то, что на "Жигулях" - помучились... Зато когда сняли, поняли: не зря! Цепь неприглядно болталась, совершенно ненатянутая - где уж тут справиться с нею бедняге-успокоителю! А когда добрались до натяжителя, то и вопросы, казалось, отпали: вот он, виновник! Опорная площадка, сломав точки сварки, оторвалась от башмака (см. фото) - теперь между ним и плунжером оказался "зазор"... 25 мм!

Вообще говоря, в разрушении башмака натяжителя цепи у двигателей "Жигулей" нет ничего нового. Но в последние годы таких случаев, по нашему опыту, стало больше. Многие считают, что причина - низкое качество контактной сварки опорной площадки с башмаком. Но всегда ли виновата только сварка?

У цепного привода есть свои (неприятные!) особенности. С одной стороны, цепь, состоящая из звеньев и шарниров между ними, очень гибкая - и в этом даже превосходит зубчатый ремень. С другой - цепная передача (такова уж ее природа), даже будучи в идеальном состоянии, работает с колебаниями, вызванными взаимодействием звеньев с зубьями. Шарниры и звенья изнашиваются, в силу разных причин, неравномерно, поэтому даже хорошо натянутая цепь передает крутящий момент распределительному валу неравномерно. Но и этим факторы, усложняющие работу цепи, не исчерпываются.

Обратимся к рис. 1. Слева - круговая диаграмма фаз газораспределения двигателя VAZ 21213. Открытому положению клапана (впускного и выпускного) соответствует угол поворота коленчатого вала 232°. Точками А и Б отмечены его положения, при которых пружины клапанов сжаты с максимальной силой.

А справа - диаграмма действующих на пружины усилий для 1, 2, 3 и 4-го цилиндров. Внизу - суммарная картина. Усилия в цепи, приводящей распредвал, пульсируют. Когда рокер переваливает через вершину кулачка, усилие сжатой пружины уже не тормозит распредвал, а, напротив, помогает его вращению - это похоже на спуск с горки. Такие моменты на диаграмме показаны стрелками. Натянутая цепь не позволяет звездочке 5 распредвала резко ускорить вращение (рис. 2б), а затем - резко замедлить (рис. 2в); последние две ситуации реализуются, если цепь не натянута, а успокоитель 6, как обычно в этом случае, сломан.

Кстати, в таком состоянии цепь может перескочить через зубья звездочки. Чем это грозит, вряд ли нужно еще раз объяснять. Тут уж заменой натяжителя, башмака и успокоителя ремонт вряд ли ограничится. Но начинаются все беды с плохо работающего натяжителя, о чем неоднократно говорилось и на страницах журнала. Если цепь прослаблена, то четырежды за два оборота коленвала она максимально провисает, а затем - щелчком натягивается, ударяя по башмаку и успокоителю. И если работа капризного "автомата" вызывает сомнения - натягивайте цепь вручную, не полагаясь на этот механизм! (Как - описано в ЗР, 1999, № 7, с. 127.)

Рис. 1. Диаграмма фаз газораспределения (а) и усилий в пружинах клапанов (б).

Рис. 2. Так работает цепной привод: а - при нормальном натяжении; б, в - при отсутствии натяжителя и успокоителя; 1 - ведущая звездочка коленвала; 2 - натяжитель; 3 - башмак натяжителя; 4 - цепь; 5 - звездочка распредвала; 6 - успокоитель; 7 - звездочка привода масляного насоса и распределителя зажигания.

Подпишитесь на «За рулем» в