СЛЕДСТВИЕ ВЕДЕТ ЗР: проверяем законность появления дорожных знаков. Дело о "левом" знаке
ВНЕЗАПНЫЙ «КИРПИЧ»
Еще летом прошлого года в центре Москвы изменили организацию дорожного движения – многие улочки превратили из двусторонних в односторонние и наоборот. Поначалу, конечно, это вызывало неудобства, но потом привыкли. Трудно сказать, как это повлияло на официальные причины нововведений – дорожную и экологическую ситуацию, но пробираться к редакции ЗР в Селиверстовом переулке стало сложнее. Если заезжать со Сретенки, приходится объезжать целый квартал. Правда, можно проехать через Садовое кольцо, для чего сперва повернуть направо в Ананьевский переулок. Однако в один из дней здесь появился знак 3.1 «Въезд запрещен».
Поначалу мы решили, что это очередная попытка гаишников как-то справиться с вечными заторами в районе Сухаревской площади. Удивляло только – с Садового кольца знака вовсе не было видно. Лишь после того, как свернешь направо, можно его разглядеть. И что делать дальше? Ананьевский переулок узкий, в начале его плотно стоят машины, приезжающие к двум солидным банкам, – развернуться невозможно. Сдавать назад к Садовому кольцу, где беспрерывный поток машин? Словом, все проезжавшие этот перекресток водители просто «не замечали» этот знак. Благо гаишников здесь замечено не было.
Как свидетельствует наша почта, подобное не редкость: редакция завалена письмами с жалобами читателей на неправильно, по их мнению, установленные дорожные знаки или плохую организацию движения. Вот мы и решили сами, что называется, на собственном опыте, пройти через процедуру «от и до» – попробовать убрать знак, явно мешающий движению. Мы не знали, законно ли установлен «кирпич» или это чья-то «личная инициатива», поэтому начали с того, что написали заявление с просьбой проверить законность появления знака 3.1 в Ананьевском переулке.
Вообще-то знаки на дорогах не могут появляться просто так. Установка каждого – это целая процедура, и по правилам начинается она с изучения дорожной ситуации – статистики нарушений ПДД и дорожно-транспортных происшествий в данном месте. Только после этого направляется «представление о необходимости установки тех или иных технических средств организации дорожного движения» (так по-научному называются знаки, светофоры, дорожные ограждения и т.п.). Затем следует согласование, в котором задействован ряд органов власти. Часто даже непросто выяснить, какой именно отдел и какого учреждения отвечает за ту или иную улицу. Зная все это, мы сразу обратились в Управление ГИБДД ГУВД г. Москвы. Пусть там разберутся и ответят.
Контроль за правильностью и своевременностью установки знаков возложен на соответствующее подразделение ГИБДД. В обязанности каждого сотрудника ГИБДД, согласно «Наставлению по дорожно-патрульной службе», входит контроль и за установленными знаками. Увы, у инспекторов часто руки до этого не доходят… Вот мы и решили им помочь. На свет появилось наше заявление (приводим его с сокращениями):
«УГИБДД ГУВД г. Москвы
Летом 2005 года была изменена организация дорожного движения в районе станции метро «Сухаревская»… Однако около месяца назад в Ананьевском переулке со стороны Садового кольца был установлен знак 3.1 «Въезд запрещен». При этом знак установлен на стойке, практически на территории стоянки банка, на расстоянии более пяти метров от места пересечения Ананьевского переулка и Садового кольца.
РЕДАКЦИЯ ЗАВАЛЕНА ПИСЬМАМИ С ЖАЛОБАМИ ЧИТАТЕЛЕЙ НА НЕПРАВИЛЬНО, ПО ИХ МНЕНИЮ, УСТАНОВЛЕННЫЕ ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ ИЛИ ПЛОХУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ДВИЖЕНИЯ.
Таким образом, его можно заметить только после того, как сделаешь правый поворот с Садового кольца в Ананьевский переулок. Развернуться и выехать обратно на Садовое кольцо реальной возможности нет из-за узкой проезжей части. В результате большинство водителей вынуждены проезжать вперед, нарушая требования запрещающего знака. Кроме того, существенно затруднился проезд к переулкам Селиверстов, Просвирин и Ащеулов, расположенным в этом районе. В связи с изложенным прошу проверить законность установки данного знака в Ананьевком переулке, о чем уведомить в установленном порядке».
Подписал письмо один из сотрудников редакции, что, впрочем, несущественно – это мог быть любой гражданин; главное – указать свои паспортные данные.
А ЛАРЧИК ПРОСТО ОТКРЫВАЛСЯ!
Формально ответ мы должны были получить в течение месяца – такой срок установлен законом для рассмотрения подобных заявлений от граждан и организаций. Но реакция последовала гораздо быстрее. Не прошло и десяти дней, как мы неожиданно обнаружили – знак-то исчез! Сначала даже подумали, что убрали его местные жители-автовладельцы, так он им надоел, но наши сомнения развеял звонок из управления ГИБДД УВД Москвы. Сотрудница информировала нас: в результате проведенной проверки установлено, что знак поставлен самовольно. Никаких согласований с управлением ГАИ по этому поводу не было и вообще никаких заявок на установку знака не поступало! Вот только найти авторов этой самодеятельности так и не удалось. На прощание девушка сказала: «Если что – пишите нам! Разберемся!»
Такой исход дела нас вполне устроил. Просьба не осталась без внимания, и решение оказалось вполне цивилизованным. Из чего следует: любой наш читатель вправе, если, по его мнению, на каком-то участке дороги неверно (или незаконно) организовано дорожное движение, обратиться в местную ГИБДД с заявлением-просьбой устранить нарушение. Если его предложение не будет принято, то по крайней мере он получит разъяснение, почему движение здесь организованно так, а не иначе. Игнорировать такое обращение ГАИ не будет. В случае, если ответа нет, заявитель всегда может обратиться в вышестоящую ГИБДД или в суд.
P.S. Недавно, тоже совсем недалеко от редакции, на пересечении Большого и Малого Харитоньевских переулков (со стороны Малого) появился знак 5.7.2 «Выезд на дорогу с односторонним движением», при том, что на самом Большом установлены знаки, разрешающие движение в обе стороны! Или другой пример: при строительстве элитного дома на ул. Б. Каменщики строители «отрезали» кусок параллельной улицы – М. Каменщики. На месте временного объезда уже три (!) года стоит на временной же опоре «кирпич», который, естественно, игнорируют все водители, лишенные подъезда к собственным домам. На картах города никаких изменений в отношении этих улиц нет! И здесь надо разбираться. Что же – разберемся: порядок действий уже известен...