Сергей Петров: Мы должны убрать чиновников из бизнеса!

Основатель компании «Рольф», депутат Государственной Думы Сергей Петров июльское субботнее утро провел в редакции. Почти не перебивая, его слушали Петр Меньших и Михаил Колодочкин; фотографировал Александр Батыру.

С кого бы я сегодня начал реформы, так это с ГИБДД! Повышение гаишникам зарплат, обещание особых пенсий – все это чепуха: не сработает! Есть прекрасный способ преобразования нашей Госавтоинспекции: разогнать и набрать в новую структуру абсолютно других людей. От нынешних толку не будет…

Назовите мне хоть одного выходца из России, который стал бы топ-менеджером на серьезной фирме с мировым именем! Я таких не знаю – их просто нет! Да, чистить нужно прежде всего наверху – приглашать иностранцев надо на те должности, которые мы не тянем сами. Конечно, кого-то периодически зовем, но чаще для вывески, нежели для серьезной работы. Это с 90-х годов пошло – сплошные понты, имидж… Дескать, у меня бухгалтерией за бабки Адам Смит занимается. Я на АВТОВАЗе сколько раз пытался объяснить разницу между «калинами» и «рено», а те отмахиваются: мол, эти французы не рубят ни в чем… Да как же не рубят, когда они за год делают столько моделей, сколько вы и за десять не можете? И каких моделей! Каждый год все должно быть лучше, дешевле, меньшим числом. Плюс сервисная сеть. Мы же не умеем этого! Вот возьмите УАЗ: 70 процентов гарантийных рекламаций вызвано исключительно конструктивными недостатками! А почему/? Западный инженер думает над общим техзаданием, стремясь решить его на уровне изобретения, творчества, прорыва, – а нашему суют под нос готовый чертеж и приказывают: «Сделать так!». Вот и делает, как начальник повелел. Кто у нас способен сделать красивый руль? Или бампер? Никто! А мир сейчас пронизан множеством связей, нужно знать и использовать все самое лучшее. Мы думаем, что можем все сами, но забываем про командную работу. Бухгалтерия, программное обеспечение… В итоге изготавливаем один экземпляр, но в серию запустить не в состоянии. На Западе же все это работает, однако мы заранее приучены не уважать бизнес. Видим только врагов и не хотим ни с кем договариваться. Да и не умеем, кстати говоря. Если и пустим к себе руководителя «Рено» Карлоса Гона, то разве что из уважения. Станем исполнять, что он сказал, и так исковеркаем, что эффекта не будет. Потом скажем: смотрите, что он насоветовал...

Или взять молодежь, которая изначально во многом куда талантливее западной. Учатся прекрасно, схватывают все на лету – никаким иностранцам за ними не угнаться. Но проходит пять лет, и в них вползают нелогичность, ложь… И классный, казалось бы, инженер таковым не становится: его съедает наша среда! На Западе от этого давно избавились. Кроме того, молодой голландец или немец привык к свободному общению – у него нет ни языковых барьеров, ни географических. А у нас – все те же закрытость и консерватизм. И, кстати говоря, мнительность: всем кажется, что единственная цель любого западного коммерсанта – закрыть и развалить то, что у нас осталось. При такой логике с нами никто работать не будет. Я это называю «высшим образованием без среднего»! А результаты видят все: вместо машин уровня «трешек» от «ауди» у нас в основном бегают вазовские «четверки». Между ними – пропасть.

Как эту пропасть перешагнуть, если экономикой управляют люди с мышлением не экономистов, а силовиков, действующие по логике: сделали ракеты – и автомобили сделаем? Но одного задора типа «Мы – русские!» для реального дела мало. Нужны люди, которые уже делали ошибки и могут принимать самостоятельные решения. Нельзя отдавать под козырек верховному боссу, который «думает за всех». Вот почему, например, проект покупки Сбербанком и «Магной» автомобильной компании «Опель» мне видится в высшей степени рискованным. Я не беседовал с руководителем «Магны», но, думаю, он отлично понимает, с какой экономикой имеет дело, а потому минимизирует свои риски. А у нас сильно рискует Сбербанк. Откуда ему знать, что делать с «Опелем», если целая Америка с ним не справилась? «Группа ГАЗ» как стратег у меня вызывает еще больше сомнений по вышеназванным причинам. Даже если вначале дело пойдет, то новую модель они выпустят неконкурентоспособной. Дайте ребенку молоток – он у вас в доме так накомандует…

В последние шесть лет мы прекрасно справлялись без советчиков: рынок рос как на дрожжах и, вообще говоря, нам никто не был нужен. Но сейчас, когда, как говорится, приперло, как раз и обнаружилось, что эйфория кончилась, а ясности в головах ни у кого нет. Вот и начинаются детские шараханья: то ли снизить цену на продукцию, то ли повысить… А западные ребята все это уже проходили, и не единожды: они прекрасно знают, что тупая смена ценника ничего не даст! Здесь-то и проявляется искусство управленца, который, к примеру, может предложить клиенту так называемые пакетные приемы: мол, вот за это платите вы, а это вам сделаем мы, а вот тут опять вы – в итоге посмотрите, сколько вы выигрываете! При этом зарплату сотрудник фирмы получает не за грабеж покупателя, а за доставленное тому удовольствие!

Все зависит от того, надолго ли строится бизнес! В зависимости от ответа на этот вопрос вы строите и работу с кадрами. Если я назначаю человека на должность, то даю ему возможность вести свою игру, пусть даже с ошибками. Конечно, проще корректировать каждый его шаг, но тогда из него вырастет не специалист, а бездумный исполнитель чужой воли. Для сиюминутных игр в бизнесе это вполне годится, но для долгосрочных проектов – категорически нет. Потому что директор – это полководец, который отвечает не за отдельное сражение, а за войну в целом.

Мы думали, что создаем свой автопром, купив у «Форда» и ФИАТА заводы. Это была ошибка! Просто тогда никто не считал реальную цену того, что мы создали, – это сделано только сегодня. И выяснилось, что по рыночным понятиям работали себе в убыток: перерабатываемое нами сырье можно было продать куда дороже, чем произведенную из него продукцию! Мы создавали отрицательную прибавочную стоимость, поскольку с первой же секунды наши громыхающие заводы становились неконкурентоспособными! К сожалению, пожинаем плоды такого подхода по сей день: из-за него и миллиардные долги АВТОВАЗа. Коммунистов нет, но люди те же.

Нам нужен независимый суд! Мы должны убрать чиновников из бизнеса!

Так что же нужно делать – по-прежнему торговать ресурсами? Это неправильный вопрос! Правильный должен звучать так: что делать, чтобы привлечь инвесторов? Нужны реформы обычного демократического характера, чтобы показать инвесторам: мы начали двигаться! Как только мы решим создавать инвестиционный климат, дружелюбную среду для бизнеса, то кому-то в погонах уже нельзя будет командовать. Дальше включаются профессионалы, которым никто не мешает, и идет тонкая настройка. Либо мы продолжаем раздувать щеки, либо создаем реальную экономику. Напомню: мировые автомобильные компании начали строить у нас заводы не тогда, когда мы вводили ввозные пошлины на иномарки, а когда оживился рынок.

Нам нужен независимый суд! Мы должны убрать чиновников из бизнеса! Нам необходимы дешевые кредиты! И нельзя управлять нашей экономикой командными методами. Иначе получится «СССР, дубль два».

Лично я категорически против того, что депутатов обслуживают шесть автокомбинатов и 3600 машин с полуторным водительским составом. «Фольксвагены», БМВ… Это очень неэффективно – гоняют транспорт туда-сюда… В той же Англии таких автомобилей всего пять! Но понятно, что депутаты и правительство пойдут настолько далеко, насколько им позволит общество. В светлое будущее нам выбираться вместе. Для меня нет такого понятия – «Запад», есть другое – «сообщество людей». И мы должны чувствовать себя его полноценной частью!

Подпишитесь на «За рулем» в