Сцепление с зимой: Зимние шины 195/65/R15 и 205/55/R16

В очередном зимнем тесте Сергей Мишин представляет новинки элитных марок, а также «второй линии» в размерности 205/55R16. Третья группа – недорогие модели 195/65R15. Мы не сравнивали шины неодинаковой размерности: «большие» и «маленькие» корректно сопоставлять только в своих категориях.

205/55R16

На первом месте дебютантка Nokian HKPL 7. Она, как и предшественницы, блистает на ледово-снежных дорогах, недолюбливает чистый асфальт и остается самой дорогой. Особенность новинки – с ней у автомобиля очень низкий (разумеется, в сравнении с другими) расход топлива. Впрочем, тот, кто покупает эти шины, вряд ли озабочен экономией. Соотношение цена/качество – 8,61.

Второе место занял новичок французской разработки, изготовленный в России, – Michelin X-Ice North 2. Это по-настоящему универсальная зимняя шина. Отметим, что «русские французы» более лояльны к асфальту и менее амбициозны. Цена/качество – 7,00.

На третью ступеньку подиума вскарабкался старичок ContiWinterViking 2 – есть еще порох в пороховницах! Итак, «зимняя тройка» Conti, Michelin и Nokian по-прежнему в лидерах.

Четвертое место за Pirelli, хорошо показавшей себя на обледеневших дорогах. За ней корейский новичок Kumho KW 22 – без явных предпочтений к состоянию покрытия, с привлекательным соотношением цена/качество: 4,61. На шестом месте такой же универсальный и равнотерпимый к любой дороге да к тому же экономичный Goodyear UltraGrip Extreme.

Чуть поодаль расположилась следующая тройка, более скромная по характеристикам. Седьмая – новая экономичная шина Toyo Observe OBG2S (цена/качество – 4,85). За ней чисто асфальтовый Maxxis Presa Spike и более подходящий для снега Bridgestone Ice Cruiser 5000, разделенные всего одним баллом.

195/65R15

Шины этой размерности зачастую можно использовать взамен более дорогих 205/55R16. Поскольку в этом тесте цены «пятнашек» очень близки между собой, при сравнении полезнее ориентироваться на соотношение цена/качество.

Общие недостатки недорогих покрышек – не только умеренные характеристики и уровень комфорта, но и невысокое качество ошиповки. Большинство моделей из-за излишне утопленных шипов не могут обеспечить приемлемое сцепление на льду и укатанном снегу. Исключение составляет разве что Cordiant, но здесь настораживает излишнее возвышение шипов над резиной: надежно ли они удерживаются в покрышках?

Sno-Max значительно превзошел конкурентов! Он явно «заточен» под лед и снег, но уверенно чувствует себя и на асфальте.

Значительно отстав от лидера, второе и третье места заняли Amtel и Kama – универсалы для любой зимней дороги. Самое недорогое предложение (цена/качество – 2,44) исходит от Amtel. Или это бонус за сильный шум, издаваемый им в движении? Нижнекамский «снежный барс» (Irbis) отличают невысокие, но ровные оценки во всех субъективных тестах.

Чуть поодаль, с разрывом около 20 баллов, группируются Wanli и Matador. Уровень их весьма близок, но ориентация разная. Китайские шины, судя по нашим результатам, рассчитаны скорее на лед и боятся глубокого снега. Российско-словацкий Matador, недавно породнившийся с Continental, более уверенно чувствует себя на снегу. Обе шины – самые невыгодные по цене/качеству: Wanli – 2,62, Matador – 2,64.

Позади всех, не набрав и 800 баллов, скромничает украинская Rosava, которую лучше эксплуатировать лишь на чистом асфальте.

Обледенелой дороги боятся, сцепные свойства хуже, чем у других, – тормозят на льду неохотно. На снегу разгоняют и тормозят очень слабо.

В скользких поворотах нестабильны. Автомобиль реагирует на руль с сильным запаздыванием. Скорость ограничивают периодические срывы в глубокий занос. Доворот руля на дуге также приводит к заносу.

На заснеженной дороге сильно рыскают уже при 60 км/ч. Отчаянно тянут в более глубокий снег. Сугробы лучше пробивать ходом, с хорошим газом. После остановки тронуться можно только внатяг, и то неуверенно. Задним ходом вывозят неохотно.

На асфальте автомобиль в такой обувке чувствителен к боковому ветру, но и без него шарахается из стороны в сторону. Реакции на корректирующие действия рулем вялые, размазанные. Зато тормозят лучше всех.

При движении издают сильный высокочастотный гул. При снижении скорости воют, как поезд в метро. Жестко передают на кузов любые неровности.

Расход топлива весьма умеренный.

Качество ошиповки посредственное: разброс выступания велик, а его среднее значение маловато для хорошего сцепления на льду и укатанном снегу.

Разгон и торможение на льду слабые, зато на снегу разгон лучше, чем у прочих, и торможение неплохое.

На скользкой дороге с этой резиной нежелательно торопиться – надежному управлению в поворотах мешают замедленные реакции. Скорость ограничена ярко выраженным сносом передней оси и распрямлением траектории. При довороте руля на дуге поворота возможен занос.

По заснеженной дороге тоже лучше ехать помедленнее – машина сильно рыскает, особенно при неравномерной глубине снега.

В глубоком снегу шины идут в любых режимах, хотя натяг предпочитают буксованию. Выбираться назад тоже лучше без пробуксовки.

По асфальту позволяют ехать быстро – несут машину ровно, как летние, четко реагируя на корректировку направления. Тормозные свойства средние.

Издают равномерный, нераздражающий гул, подрагивают на мелких дорожных неровностях.

Расход топлива при 90 км/ч умеренный.

Ошиповка неаккуратная – шипы выступают очень неравномерно, а сидят в среднем слишком глубоко.

Разгон и торможение на льду средние, на снегу слабее, чем у остальных.

В скользких поворотах позволяют демонстрировать идеальное поведение переднеприводника. Скорость ограничивает мягкий, легко устранимый занос задней оси. Управлять автомобилем помогают четкие реакции.

По заснеженной дороге идет ровно, не подкопаешься. В глубокий снег лучше не заезжать: пройти его можно только ходом, не останавливаясь. Тронуться сложно – колеса сразу зарываются. Правда, остается небольшой шанс выбраться задним ходом.

На асфальте слегка рыcкают, требуя постоянной корректировки. Тормозят хуже всех.

На редкость тихие шины, но вибрируют даже на ровной дороге, сильно толкают кузов на стыках.

По топливной экономичности – самые лучшие.

Качество шиповки среднее: велик разброс выступания, а его среднее значение маловато для хорошего сцепления на льду и укатанном снегу.

Тормозят на льду хорошо, разгон здесь лучше среднего. На снегу тоже неплохо тормозят, но разгоняются слабо.

Надежному управлению на скользкой дороге мешают затянутые реакции и размытое поведение автомобиля. Скорость ограничена заносом, начало которого уловить сложно. А когда он уже развился – задок автомобиля срывается, словно прицеп.

На рыхлом снегу машина рыскает, уходит на глубину, где норовит развернуться. Сугробы покоряются только ходом, тронуться на глубине можно только внатяг, без буксования. Задним ходом выбираются неохотно.

На асфальте рыскают, требуя постоянного подруливания, реакции запаздывающие.

Тормоза – средние.

Пульсирующе шумят на асфальте, гудят на льду, при 80 км/ч возникает резонансное усиление шума. Зудят на скорости ниже 80 км/ч, сильно вибрируют на любых неровностях.

Расход топлива – повышенный.

Качество ошиповки – неудовлетворительное. Разброс выступания велик, хотя в среднем шипы торчат достаточно для хорошего сцепления на льду и укатанном снегу.

На льду тормозят хорошо, разгоняются и держат повороты средне. На снегу чуть похуже – здесь сцепные свойства среднего уровня.

Перед скользким поворотом лучше снизить скорость. Реакции автомобиля на действия рулем хорошие, но размытый занос ограничивает скорость. Стоит чуть опоздать с его корректировкой – машину «отстреливает» в противоположную сторону и начинает мотать, что грозит потерей управляемости.

На заснеженной дороге автомобиль рыскает передней и задней осями, уходит в сторону глубокого снега.

По целине можно двигаться в любых режимах, а вот выбираться задним ходом – только внатяг.

На асфальте слегка плавают.

Тормоза на среднем уровне.

Свистят даже на снегу, усиливая шум при буксовании. На твердых дорогах воют на любой скорости. Сильно толкают кузов на средних и крупных неровностях, вибрируют на мелких.

Расход топлива – повышенный.

Разброс выступания шипов чрезмерно велик – более 1 мм, и некоторые, вероятно, скоро выпадут.

Лучшие практически во всех упражнениях на снегу и льду.

В скользком повороте реакции на руль четкие, поведение автомобиля понятное. Грань перехода в скольжения хорошо чувствуется, однако возможен срыв машины в занос при попытке довернуть руль на дуге поворота.

На заснеженной дороге автомобиль идет четко, если снег лежит ровным слоем, но начинает рыскать, если его глубина меняется. Сугробы преодолевает легко и в любых режимах – хоть с пробуксовкой, хоть внатяг.

Так же выбирается назад.

На асфальте четко держит заданную траекторию, но реакции на руль при корректировке замедленные, к тому же несколько мешает подруливание задней оси.

Тормоза – среднего уровня.

При 40 км/ч слышен цокающий шум шипов, при 110 км/ч – низкочастотный пульсирующий шум. Плавность хода без замечаний, «прячут» в себе даже гребенку.

Расход топлива – самый высокий.

Разброс выступания шипов заметно выше допустимых 0,5 мм, некоторые вряд ли долго просидят в шине.

Подпишитесь на «За рулем» в