Следствие ведет ЗР: Дело о слугах без закона

Следствие ведет ЗР: Дело о слугах без закона

Внезапно на пустой дороге мелькнул тусклый свет фар встречного автомобиля, а уже спустя мгновение автомобили столкнулись. Выбраться из изуродованной машины С. сумел, превозмогая острую боль, только через несколько минут. Увидел, что его автомобиль стоит под углом поперек дороги, а на обочине, на некотором расстоянии – VAZ 2108. Столкновение произошло, что называется, лоб в лоб – у обоих автомобилей была сильно повреждена передняя часть. Водитель «восьмерки» не подавал признаков жизни...

О том, как дальше развивались события, нам рассказывал уже Владимир С. – отец Андрея.

СЛЕДСТВИЕ ПО-УРЕНГОЙСКИ

– Когда я приехал на место ДТП, сразу обратил внимание – что-то уж очень много милиционеров вокруг! Оказалось, что в результате ДТП водитель «восьмерки», сотрудник милиции, погиб на месте!

Владимира, водителя с почти 30-летним стажем, удивило расположение автомобилей – БМВ находился на своей полосе движения, а разбитая «Лада» стояла на встречной обочине.

После оформления материалов отец с сыном и несколькими друзьями поехали в травмпункт. Там Андрею сделали рентген, который определил наличие серьезных повреждений обеих ног. Когда накладывали гипс, в приемное отделение внезапно ворвался милиционер и с криками «Убью!» бросился к лежащему на кушетке молодому человеку. Друзья заслонили пострадавшего, и страж закона, нецензурно выругавшись, удалился. Но пообещал вернуться…

И не обманул: на выходе из травмпункта их уже ждали сотрудники ГАИ – чтобы отправить на освидетельствование на состояние опьянения. Как выяснилось, все это были еще «цветочки»...

В час ночи врач установил, что никаких следов алкоголя нет. Тогда сотрудники ГАИ снова затолкали Андрея в машину и отправились на место ДТП. После оформления ДТП Андрея повезли в УВД на допрос к следователю. Кабинет его находился на четвертом этаже, при этом лифта в здании не было. Наверно, это заслуживает отдельного рассказа, как отец на своих плечах тащил взрослого сына на четвертый этаж, а сзади их подгоняли милиционеры…

Что происходило в течение трех часов за закрытой дверью – неизвестно, но только в пять утра офицер милостиво разрешил увезти домой окончательно потерявшего сознание молодого человека. Уже позже Андрей вспомнил, что вроде следователь заставлял его что-то подписывать. Что конкретно – не помнил. Через некоторое время дело было передано в прокуратуру к следователю по фамилии Коваль. И тот на первой же встрече заявил: «Адвоката везите хоть из Москвы, результат будет один. Будешь сидеть!»

СТРАШНЫЙ СУД

Вскоре мы сами воочию увидели «правосудие по-уренгойски». Правозащита «За рулем» предоставила Андрею адвоката, и он полетел в Новый Уренгой на суд.

На первом же заседании адвокат заявил ходатайство о проведении дополнительной экспертизы. В рамках следствия ее уже проводили: в деле было подшито заключение эксперта. Вот только практически ни на один из 11 поставленных вопросов он не смог дать ответ! Не была установлена ни фактическая скорость автомобилей, ни обстоятельства дела... Мало того, в исследовательской части своего заключения (за правдивость и объективность которого, кстати, эксперт несет уголовную ответственность!) он пишет: «по имеющимся в его распоряжении данным… невозможно точно определить место столкновения», при том, что в выводах указывает, что… место столкновения однозначно расположено на встречной для БМВ полосе движения – «исходя из схемы происшествия и протокола осмотра»! Каково?

Естественно, мы настаивали на повторной экспертизе. Суд в экспертизе отказал!

Зато вызвал на следующее заседание «своего» эксперта, проводившего первоначальную экспертизу. Тот сразу заявил, что его выводы – истина в последней инстанции, а приглашенный специалист вообще не вправе давать никаких заключений. При этом единственным его аргументом была ссылка на «внутреннюю» инструкцию ГУВД, которая, как оказалось, распространяется... лишь на экспертов – сотрудников милиции.

Мы на этом не остановились и ходатайствовали о допросе понятых, подписи которых стояли под схемой происшествия и протоколами осмотра. Одного из них нам удалось разыскать. И выяснилось – он никогда на месте происшествия не был и никаких бумаг не подписывал! Судебное заседание было отложено.

Спустя месяц вдруг выяснилось, что суду… не удалось его вызвать – подвел нерадивый почтальон: не вручил повестку.

Далее в зал пригласили милиционеров, оформлявших происшествие. Все они говорили, что в тот день мела метель, а на месте ДТП собралось много народу. А еще, что все они (включая и следователя) находились в состоянии шока, так как погиб коллега, которого они хорошо знали.

– Тогда понятно, почему в схеме ДТП появилась такая несуразица, – начал свое выступление наш адвокат. – Если взять калькулятор и сложить все расстояния, указанные на схеме происшествия, получается, что автомобиль VAZ 2108 имеет ширину всего 30 (!) см. На самом же деле – 1,5 м. Так что, если поставить в схему эту цифру, место столкновения автоматически «переезжает» на полосу движения БМВ. Да и сама дорога, реально имеющая одинаковую ширину, если сложить указанные на схеме размеры, изменяется: ее ширина колебалась от 16 до 19 метров! Что свидетельствует: место столкновения указано неправильно. Следователь тут же сослался на свое шоковое состояние и на то, что уже ничего не помнит. Судья же все это время лениво перелистывал материалы дела…

ИСХОДЯ ИЗ КЛАНОВЫХ ПОЗИЦИЙ

На этом судебное заседание закончилось и стороны перешли к прениям. Было совершенно очевидно, что приговор уже написан. Выступивший прокурор просил приговорить Андрея С. к шести месяцам исправительных работ. Суд удалился на совещание.

Каково же было наше удивление, когда спустя пару часов судья зачитал приговор, которым Андрей С. приговаривается к двум годам (!) исправительных работ и лишению права управления на три года. Такого не увидишь даже в кино – чтобы суд приговорил подсудимого к сроку большему, чем того просит сторона обвинения! Еще несколько лет назад Конституционный суд разъяснил, что суд не может выполнять не свойственную ему обвинительную функцию.

Когда читали приговор, подсудимый не выдержал и заплакал. В 23 года простого, веселого водителя «вахтовки» превратили в убийцу. Потому что и судья, и следователь, и погибший относились к одному клану – стражей закона, а С. был для них чужой, которого надо примерно наказать...

Конечно, сейчас приговор обжалован, и мы ждем вызова в окружной суд. Уверены, что там обратят внимание на подобный «беспредел» и положат ему конец. Иначе дело дойдет и до более высоких судебных инстанций... Надеется и Андрей С. Он пока на свободе: суд до вступления в силу приговора оставил без изменений меру пресечения – подписку о невыезде. Будем за него бороться и надеяться, а о результатах обязательно сообщим в ближайших номерах журнала.

Подпишитесь на «За рулем» в