Запомните ее такой!

Запомните ее такой!

По словам вице-президента по маркетингу, сбыту и техобслуживанию ОАО "АВТОВАЗ" Владимира Кучая, "Ниву" снимут с конвейера со второй половины 2003 года. Соответственно, в нынешнем году выпустят вдвое меньше машинокомплектов.

...Чем была "Нива" для простого советского человека? Для большинства, естественно, недосягаемой мечтой. А для счастливцев она стала возможностью съехать с ущербного асфальта туда, где не действуют законы исторического материализма, туда, где ранее паслись только УАЗики секретарей парткомов и директоров колхозов. Короче - "на волю, в пампасы", куда рвался учитель географии, не нашедший на карте Берингова пролива.

А само ее рождение, даже с технической точки зрения? Безусловный прорыв - на фоне нашего утлого автопрома. Возможно, единственный. По крайней мере, второго с ходу не вспомнить. Она была ни на что не похожа, она и теперь вещь в себе.

Постоянный полный привод впервые был совмещен с несущим кузовом. Не в СССР - в мире. Дорожный просвет и сейчас один из самых больших. Блокировка межосевого дифференциала - механизм совершенно незнакомый в ту пору нашим автомобилистам, всерьез полагающим, что "этот рычаг отключает передний мост". Да и сейчас этой блокировкой оснащены лишь дорогие серьезные внедорожники вроде "Ленд Ровера", "Паджеро" да "Ленд Круизера". Остальные обходятся "УАЗовской" упрощенной схемой, при которой передний мост подключается жестко. В 1976 году таким механизмом мог похвастаться лишь Lend Rover. И "Нива".

Это была грандиозная попытка соединить городской автомобиль и серьезный внедорожник. И она удалась. Да, шумновата, но не шумнее 412-го "Москвича", который в ту пору победоносно шествовал по городам Советского Союза наравне с "копейкой". Да, проходимость уступает "УАЗу". Но и только. К тому же вытаскивать застрявшую "Ниву" намного проще, чем застрявший "УАЗ".

В любом случае, это был автомобиль, способный решать поставленные перед ним задачи, а не просто производить впечатление.

Мне повезло. Десять лет назад у меня была "Нива". Обычный 2121, но с пятиступенчатой КП. Что сильно облегчало жизнь, если приходилось ехать, не дождавшись, когда автомобиль прогреется. Включаешь пятую, пониженную - и вперед. Получается что-то между второй и третьей. Никаких вопросов с гололедом, с объездом через бордюр по сугробам, никакого страха перед весенним асфальтом, вернее - тем, что от него осталось. Вагонку на дачу? Легко. Зимой? Нет проблем. Собирать грибы, не выходя их машины? Сколько угодно. А еще я на ней переезжал с одной квартиры на другую. И торчащий на метр из задней двери холодильник нисколько не осложнял жизнь. Застревать в лесу, в грязи, конечно, приходилось, но это был детский сад. Правда, осознал это я только когда пришлось вытаскивать "Ленд Круизер".

Да, "Нива" проигрывает по комфорту и "Спортиджу", и " Chevrolet Avalanche/"> Chevrolet Avalanche/">Chevrolet Avalanchenbsp;Ниве". Но по-прежнему ей нет равных по проходимости, а у "31-й" - и по вместимости. Последняя вообще сродни великому и страшному "Дефендеру". Та же брутальность, те же размеры, тот же армейский комфорт. Бамперы, напоминающие рельсы, проигрывают в изяществе пластиковым. Зато выигрывают в долговечности. Допотопный двигатель надежен, хоть и нетороплив. И - цена. Совсем не джиповская.

Видимо именно цена и стала причиной схода с конвейера старушки "Нивы". Ибо слишком невесомыми кажутся преимущества автомобиля с крестом Chevrolet на решетке радиатора перед заслугами скромной труженицы 2121. Ну... что теперь рассуждать. Одно ясно: еще долгие годы на наших дорогах будет встречаться угловатый профиль этого автомобиля, вызывая ностальгические воспоминания.

Подпишитесь на «За рулем» в