Профессия помощь на дорогах: Как стать немного ангелом?

Профессия помощь на дорогах: Как стать немного ангелом?

– Самое главное – не перепутать, заказывал клиент чай с сахаром или без, – мой инструктор Сергей серьезен донельзя. Но по хитринке в глазах догадываюсь, что он меня накручивает.

Горячий чай или кофе расстроенному клиенту – фирменный стиль компании.

После короткого инструктажа на базе яркая «Шеви-Нива» выезжает на вызов. Первый в моей жизни.

– Как хочешь езжай, но к клиенту мы должны добраться не более чем за час, – говорит профессионал. – Чаще всего можно успеть, даже если на пути заторы. Главное – понять, какой экипаж ближе всего к точке вызова.

Службы технической помощи появились в России во второй половине 90-х. Бизнес рос как на дрожжах, соразмерно автопарку. На сегодняшний день спасателей можно разделить на две группы. Первая – те, кто специализируется на эвакуации: подъехать, погрузить автомобиль на платформу и отвезти на тот сервис, что укажет клиент. В Москве разброс цен невелик (из-за высокой конкуренции): вашу машину спасут тысячи за две – рублей, конечно. Вторая группа – специалисты, которые выезжают по вызову, чтобы провести диагностику поломки и по возможности устранить ее. Если же неисправность окажется серьезной, то могут отбуксировать сломавшийся автомобиль на сервис. Спасатели-ремонтники работают самостоятельно или под крышей крупной компании. Наш экипаж – в штате клуба «Российское автомобильное товарищество». «Поскольку мы вышли на рынок сравнительно недавно, смогли учесть все недочеты конкурентов, – рассказал заместитель генерального директора РАТа Игорь Мисько. – Мы не ставим целью эвакуировать автомобиль с дороги и быстренько отправить его в сервис. Наши инженеры – экипажами руководят люди с высшим техническим образованием – способны привести в чувство едва ли не любой автомобиль».

Инструктаж стажера по пути к клиенту.

…У Сергея на телефоне три вызова. Он быстро определяет маршрут. Здорово, что каждая машина компании оснащена навигатором. В начале улицы Якиманка нас ждет первый клиент. Оказалось, забыл залить топливо в бак, а заправки в центре Москвы наперечет. Выскакиваю из салона, хватаю канистру.

– Да не спеши ты, – останавливает меня Сергей, – у него же дизель, а ты схватился за бензин. Солярка в другой канистре…

В багажнике специально оборудованной «Шевроле-Нивы» все на своих местах и под рукой.

Работать «ангелом» доверят не каждому: необходимо по-настоящему разбираться в автомобилях и их возможных неисправностях.

– Не только в образовании дело, – рассуждает Сергей. – Машину любить надо.

Предпочтение в кадровом отделе отдают мужчинам от 30 лет, физически крепким: работа бывает тяжелой. Каждый должен пройти тест у психолога на вежливость.

Конструкция и комплектация технички разработана на основе западных аналогов, но учитывает российскую специфику.

– Чаще всего, когда приезжаешь на место, понимаешь: клиент раздражен, – делится опытом мой наставник. – Это объяснимо: поломка всегда некстати, человек теряет время, деньги. Первым делом надо его успокоить, а уж потом заниматься машиной.

Работают экипажи два дня по 12 часов. Затем два дня отдыха. Ежемесячная зарплата сотрудника около 30 тыс. рублей. Рассчитать, сколько вызовов придет за смену, нереально. Очень важный фактор – сезонный. Зимой буквально сбиваются с ног: подсевшие аккумуляторы, замерзшие замки дверей и т. д. Одновременно на дежурстве в столице находится пять экипажей, подобных нашему. В регионах парк машин поменьше. Но, как уверяют в компании, качество работы «ангелов» от этого не страдает. «В Москве повышенные коэффициенты оплаты, – рассказал нам Игорь Мисько, – в регионах сотрудники получают поменьше. Важно отметить: клиент вообще не платит приехавшей бригаде. То есть в нашей работе нет и не может быть разговоров типа «да тут работы на миллион». Есть карточка – тебя выручат».

Провода для «прикуривания» – зимой едва ли не самый нужный инструмент.

– Так, у нас еще два вызова, – говорит Сергей, поправляя яркий комбинезон. – Оба поступили от женщин. Думаю, они, скорее всего, надолго оставляли машину. Может, колесо спустило или бензин слили. Сейчас увидим, что стряслось.

Профессионал оказывается прав на сто процентов! Первая автоледи, Анна, припарковала свою машину у офиса на время отпуска. Открываем капот ее «Опеля», предварительно закрыв решетку специальным фартуком, защищающим от грязи. Так и есть – аккумулятор сдох. Ну, здесь инженерная мысль не нужна! Пускаем генератор в салоне «Шеви-Нивы», «прикуриваем» – можно ехать!

Не заводится? Пейте чай, сейчас все будет в норме!

А у Юлиного «Фокуса» спустило колесо. Ставить вместо него запаску не пришлось – подкачали. Но посоветовали все же заехать на шиномонтаж. Ну и бензином поделились – абсолютно бесплатно. Клиент имеет на это право. Как и на чашку чая или кофе.

Кстати, правильно приготовить на дороге чай – тоже задача спасателя.

ЧАСТНИКОМ-СПАСАТЕЛЕМ НА ЖИЗНЬ НЕ ЗАРАБОТАЕШЬ

В условиях финансового кризиса, когда, по некоторым прогнозам, до 10% россиян потеряют работу, спасение на дорогах выглядит весьма заманчивым бизнесом.

Даме возиться с колесом? Эту проблему решит любой мужчина. Тем более спасатель!

Правда, после разговора с владельцами трех частных контор, занимающихся блицремонтом машин, наш энтузиазм рассеялся. Начать бизнес с нуля, по их мнению, сегодня фактически невозможно. Только специальное оборудование каждой машины обойдется в 100 тыс. рублей. Плюс стоимость самих автомобилей (как правило, приобретают вседорожник или хотя бы универсал, причем в хорошем состоянии). Кроме того, необходима диспетчерская служба, координирующая работу клиентов и спасателей…

Если у клиента кончился в дороге бензин, компания выручит топливом, которого хватит до ближайшей заправки.

Средний московский клиент платит за вызов 2 тыс. рублей. Минус амортизационные расходы и затраты на бензин. Вмененный налог – минимум 30%. Да еще непредвиденные расходы. А ведь очень сложно взять кредит для развития бизнеса на достаточно долгий период под приемлемые проценты. Словом, вложенные средства придется «отбивать» годами. Так что прямой инвестор вряд ли заинтересуется подобным бизнесом. Впрочем, во многих регионах России желающим стать спасателем намного проще: и рынок еще не занят, и местные власти охотнее помогут начинающим предпринимателям. Дело-то нужное!

Устроиться же на работу вполне возможно. Средняя по Москве зарплата техника-водителя – 21–25 тыс. рублей.

ВСЕМ НУЖНО, НИКТО НЕ ЗНАЕТ

Недавно проведенное исследование показало, что спрос на услуги компаний, оказывающих помощь автомобилистам при технических и юридических проблемах, сегодня высок, как никогда. Так, более 95% автовладельцев считают, что в России имеется потребность в подобных компаниях. За ремонтные услуги, предоставляемые прямо на дороге, готовы платить 39% автовладельцев. Чаще всего они сталкиваются с такими неприятностями, как поломка электрооборудования или системы зажигания, невозможность пустить двигатель на морозе. В прошлом году подобные неприятности были у 54% водителей. А еще проблемы с колесами, неисправности сигнализации и замков, а также нехватка бензина.

Большинство автовладельцев вынуждено полагаться на собственные силы или обращаться за помощью к другим водителям. Совсем иначе обстоят дела в экономически развитых странах, где целая отрасль сервиса специализируется на оказании помощи в нештатных ситуациях. В Европе подобные услуги востребованы и соответствующий сервис отлично развит. Например, в Англии 80–85% автолюбителей состоят в автомобильных клубах, членами только одного немецкого клуба ADAC состоят 15 млн. водителей.

В России рынок оказания услуг водителям на дороге находится в зачаточном состоянии. Специальное исследование показало, что автовладельцы, проживающие в нашей огромной стране, смогли вспомнить всего 11 компаний, предоставляющих такую помощь. Но еще досаднее, что большинство опрошенных (69,1%) вообще не знают ни одной подобной фирмы...

Подпишитесь на «За рулем» в