«Каюр» карман не тяготит: тест бюджетного снегохода

Мотосезон закончился, и мы обращаем взор в сторону лыжно-гусеничной техники. На что способен снегоход нижнего ценового сегмента?
Итлан Каюр: снегоход, 2010 г., 390 см³, 13 л.с., 120 кг., 128 000 руб.

Машинка, построенная по принципу «простота – залог надежности», действительно незамысловата. Однако «снежик» и скроен ладно, и оснащен неплохо: простой и надежный мотор Honda GX-390 (хорошо зарекомендовавший себя на бензогенераторах и другой силовой технике) сопряжен с вариатором, дисковый тормоз с гидроприводом, однорычажные подвески с гидравликой (по виду амортизаторы очень напоминают ижевские). Задней передачи нет, но это компенсируется малым весом и скромными габаритами машины. А вот отсутствие какого-либо указателя уровня топлива – серьезный минус. Как рассчитывать пробег до заправки? По одометру? Так его тоже нет, как и счетчика моточасов. Хотя отливка на корпусе «приборки» под прибор имеется. Так почему же не установили хоть простенький спидометр? Выход один: возить в подседельной емкости запасную канистру с бензином. А места под пятилитровый «бидон» там хватит.

Несмотря на миниатюрность аппарата, сидеть на нем комфортно и приятно. Мягкое и широкое седло расположено достаточно высоко над поликом, так что ноги согнуты практически под прямым углом. И привстать, если надо, удобно, и ноги не затекают при продолжительной езде. Руль сначала показался узковатым – а если придется активно маневрировать на «пухляке»? Однако во время езды опасения рассеялись. Опорная площадь лыж и гусеницы настолько велика, что легкая машинка не проваливается даже в самом рыхлом снегу. А вот с пассажиром на «Каюре» не раскатаешься. Седло для двоих взрослых в зимней одежке явно коротковато. Так что ехать придется в тесноте. В первую очередь это вопрос даже не комфорта, а управляемости. Легкий снегоход с неширокой колеей требует довольно активной работы корпусом в поворотах. Даже с одним седоком «снежик» проявляет значительную склонность к опрокидыванию, а уж с пассажиром – и говорить нечего. Второе «но» – мощность мотора. Если по идеально ровному, утоптанному снегу «Каюр» можно раскочегарить примерно до 50 км/ч, то даже на неглубокой целине аппарат отказывается ехать быстрее 25-30 км/ч. А с пассажиром в таких условиях скорость будет немногим выше пешеходной. Мы сошлись во мнении, что мотор сильно задушен по оборотам – бесстрастный ограничитель срезает вершину скоростного диапазона двигателя.

Но не будем столь критичными, все же надо помнить, что «Каюр» – это не туристический снаряд, а этакий «снежный скутер». Такие ассоциации он вызвал у всех наших тест-пилотов. Динамика схожа, размеры, вес и легкость управления тоже сравнимы. Почти невесомый аппарат рулится легко, не требуя от пилота практически никаких силовых воздействий. Он отлично слушается руля и даже на голом льду не превращается в неуправляемый «шар для боулинга». Склонность же аппарата к «ушам» перестает беспокоить уже через несколько минут езды. Особенность, изначально казавшаяся недостатком, оборачивается потрясающим фаном. «Каюр», как дрессированная лошадь в цирке, по почти незаметной со стороны команде пилота, охотно задирает в воздух любую из лыж, позволяя ехать в таком положении неограниченно долго, причем не только по дуге, но и по прямой. Правда, наши эксперименты с ездой на двух точках закончились слетевшей гусеницей. Оказалось, что она была недостаточно хорошо натянута, так что за ней стоит следить повнимательнее.

Разумеется, мы ни на секунду не забывали, что у нас на тесте немножечко «игрушечный» снегоход, и не предъявляли к нему «взрослых» требований, но, тем не менее, заставили «Каюрку» немножко попрыгать. Снежный бруствер у дороги оказался вполне подходящим трамплином: высотой около метра и с хорошим «пухляком» в точке приземления. Что же, при необходимости «Каюр» выдержит удар, но говорить о том, что он предназначен для прыжков, даже небольших, конечно, не приходится. Амортизаторы срабатывают до пробоя при приземлении даже с 30-сантиметровой высоты, а это, ясное дело, не полезно ни снегоходным «потрохам», ни позвоночнику пилота. Так что по незнакомым направлениям на этом аппаратике лучше не гонять – запаса энергоемкости у подвесок почти нет.

Несмотря на аскетичность, здесь прекрасно работающий вариатор и дисковый тормоз с гидроприводом.
Мотор Honda GX390 великолепно зарекомендовал себя на силовой технике, однако здесь ему чуть не хватает прыткости.
Благодаря узкой колее и малому весу, снегоход элементарно становится «на лыжу» и едет в таком положении сколь угодно долго. По лёгкости управления эта машинка идеально подойдет не просто начинающим, но и тем, кто даже не предполагал, что сможет водить снегоход.

ИТОГ. На первый взгляд, перед нами дохлый «дырчик», не способный ни к быстрой езде, ни к перевозке тяжелого багажа и лишь условно годный к перевозке пассажира. Но с другой стороны «Каюр» – отличный и, пожалуй, единственный вариант, предлагаемый рынком, для тех, кто не может себе позволить купить, хранить и обслуживать большой снегоход. Тот же «Буран» занимает полгаража, поглощает огромное количество топлива, капризен в эксплуатации и сложен в обслуживании. Импортная же техника значительно дороже. «Каюр» легок и компактен, оборудован простым и надежным двигателем, не требующим сложного обслуживания. Что еще нужно, к примеру, рыбаку, которому приходится преодолевать по льду многие километры в поисках рыбного места? Да и просто в виде дачного зимнего аттракциона этот аппарат будет ой как в масть! Держать полноценный аппарат для редких покатушек вокруг дачи могут себе позволить единицы, а этот «снегоскутер» не пошатнет даже средний семейный бюджет и запросто поместится в сарае рядом с лопатами и газонокосилкой. Но самый главный плюс «Каюра», на наш взгляд, заключается в том, что с ним справится и сможет получать удовольствие от езды кто угодно. На него не страшно посадить даже ребенка – этот аппарат действительно безопасен.

Техническая характеристика Итлан Каюр (данные производителя)

ОБЩИЕ ДАННЫЕ
Модельный год 2010
Масса (с топливом), кг 130
Высота по седлу, мм 615
Объем бензобака, л 17
ДВИГАТЕЛЬ
Тип 1-цил., 4T
ГРМ OHV, 2 клапана на цилиндр
Рабочий объем, см³ 388
Степень сжатия 9,2:1
Макс. мощность, л.с. при об/мин 13/3000
Система питания карбюратор
Система охлаждения воздушная принудительная
Система запуска электростартер + ручной стартер
Трансмиссия вариатор, одна передача вперед
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
Рама трубчатая, стальная
Передняя подвеска однорычажная, ход лыж 90 мм
Задняя подвеска склизовая, ход гусеницы 130 мм
Тормозная система дисковый тормоз на трансмиссии с гидроприводом

Снегоход для теста предоставлен компанией ТвойГараж.ру.

Подпишитесь на «За рулем» в