Land Rover Finland Expirience: cпасаемся из снежного плена

Несмотря на то, что внедорожники Land Rover сделаны максимально user-friendly (дружественными для пользователя), возможности по проходимости делают из него настоящий инструмент. Но, как и с любым профессиональным устройством - мало понимать его назначение, нужно уметь правильно использовать. Создатели марки понимали это, как никто другой. Поэтому первый внедорожный полигон появился через десять лет после создания марки Land Rover.
Land Rover в Финляндии

В России на сегодняшний день действуют два таких центра - недалеко от Москвы (здесь мы проходили обучение по использованию лебедкой) и недавно открытый центр в Санкт-Петербурге.

Для того чтобы пройти зимнюю программу управления внедорожником, мы отправились в гости к Йолупукки в Финляндию.

По большому счету, финский полигон мало чем отличается от московского, однако, здесь есть несколько «дорожных» этапов по контраварийной езде. Перед поездкой, усмотрев в программе «контраварийную езду» я усмехнулся. О каком спорте, кроме внедорожного, можно говорить, даже если это Range Rover Sport. Оказалось - ошибался, но об этому чуть позже.

Те, кто считает себя специалистами во внедорожных электронных примочках, могут пропустить этот абзац, а я расскажу чуть подробней о системах Land Rover, повышающих безопасность и внедорожные способности.

Terrain Response. Управляет программами старта. Например, в режим "песок" – демпфируется газ, притормаживаются колеса. Режим "камни" – жестко блокирует межосевой дифференциал.

Traction control – берет на себя управление дроссельной заслонкой при пробуксовке колес.

DSC (Dynamic Stability Control) управляет колесами при скольжении машины, подтормаживая или, наоборот, распуская колодки.

HDC (Hill Descent Control) – помощник при спуске с горы, работает в паре с Gradient Release Control и помощнике при старте. Работает как при движении вперед, так и назад. Более того, работает даже на заглохшей машине, для активации достаточно включить зажигание. Способен работать и на высоких скоростях, при достижении 80 км/ч система деактивируется, но при снижении скорости до 60 км/ч включается автоматически.

Понижающая передача позволяет двигаться со скоростью до 40 км/ч. При переведении раздатки в этот режим подвеска тоже автоматически переводится во внедорожный режим.

Спуск с горы с HDC

Пневмоподвеска. Главный плюс Land Rover в том, что даже в крайнем (штатном) положении есть ход на сжатие, и автомобиль не превращается в "табуретку", а позволяет комфортно ехать. Пневмоподвеска имеет три штатных режима:

Standard

Access: -5см от стандарта, режим для посадки/высадки в автомобиль.

Шоссе: –2см для улучшения аэродинамики.

Off-road: +5.5см

Демонстрация ходов подвески

Такой информацией ограничивается большинство по эксплуатации. Однако, есть еще два режима, позволяющие выбраться из критических ситуаций. В случае, когда датчики определяют, что колеса не имеют достаточной нагрузки, а машина села на брюхо, подвеска прибавляет еще 3 см. Если и этого недостаточно, то добавится еще 3 см! Почему не выбрать сразу весь ход, спросите вы? А для того, чтобы у водителя была возможность остыть и вовремя ретироваться. Несмотря на незаурядные качества, предел у Land Rover есть, впрочем, как и у любой внедорожной техники.

Поэтому, прежде чем въехать на крутой склон, проверьте ногами покрытие, небезосновательно советует инструктор. И вообще, всегда следуйте трем столпам Land Rover: безопасность, природа, машина.

Если вы хотите сразу перевести в максимальный «лифт», есть хитрость. Заезжаете в глубокий снег или вывешиваете колеса и - переводите подвеску в дорожный режим, чтобы машина максимально «села» на грунт. Сразу после этого подвеска сама увеличится на дополнительные сантиметры. Однако, проехаться по дороге в таком режиме не выйдет, стоит превысить скорость или перейти на повышенную передачу, как вы вернетесь к прежнему дорожному просвету.

Вернемся на полигон. Из внедорожных испытаний здесь можно успешно практиковать подъем на склон и спуск с него. Удается попробовать все режимы Terrain Response и выяснить, на какой передаче лучше спускаться с HDC. Кстати, Land Rover берет штурмом боковой уклон в 35 градусов и вертикальный в 45!

Кроме того - на местности удобно проводить ориентирование со штатным GPS и одновременно приобретать навыки по использованию колесных цепей. Стоит отметить, что тут вышел конфуз с финнами. Инструкторы заранее разведали непроходимые лесные дорожки, по которым на цепях еле пролезли, а наутро… Наутро, несмотря, на то, что дорожки были тупиками и в стороне от оживленных направлений, дорожная техника расчистила и утрамбовала снег! Оказывается, ночью дорожники заметили, что кто-то буксовал и пробивался в лес, и сделали не нужную нам работу. Вот такой порядок по-фински. Пришлось ездить на цепях по укатанному снегу.

Вести в боковом скольжении тяжелый полноприводный Range Rover оказалось на удивление приятно

На десерт - спортивные испытания: ледяное кольцо, небольшой раллийный трек и импровизированная скоростная трасса с конусами. На кольце – следующая задача, нужно вести Range Rover в боковом скольжении под небольшой тягой. Вроде бы несложно, но из-за неоднородности покрытия (на солнце - лед, в тени - укатанный снег) окалось непросто.

Раллийный участок

Раллийный участок позволяет освоить приемы входа в поворот под сброс газа и наоборот - вход под тягой. Можно научиться строить оптимальную траекторию для зацепа.

Скоростной участок - вотчина "Спорта"

Самое необычное, что подобные экзерсисы обычно проводятся на спорткарах, а тут дорогущий внедорожник... Первое время было попросту страшно за бамперы. Однако, инструкторы вселяют уверенность и на вылеты с трассы реагируют философски. Сами инструкторы – настоящие гуру: Дмитрий Игоревич Верещак, КМС по ралли, Евгений Борисович Сперанский - ведущий инженер-исследователь лаборатории управляемости отдела исследований безопасности автополигона НАМИ, по совместительству - эксперт-испытатель НИЦИАМТ в ФГУП НАМИ. Sillankorva Minna - десятикратная чемпионка Финляндии по ралли среди женщин и чемпионка мира по ралли среди женщин.

Инструкторы за работой

Несмотря на то, что Sport и обычный Range сделаны на разных платформах и даже тип кузова разный (несущий и рамный), почувствовать между ними кардинальную разницу в городе и на бездорожье удается не до конца.

Другое дело - заключительный скоростной участок, с хронометражем и вешками. Sport тут раскрывается во всем превосходстве. Более точное руление, низкий центр тяжести и чуткие тормоза оправдывают индекс модели. Но это не умаляет достоинства обычного Range Rover. Какую бы модель вы не выбрали для забав на природе и повседневного использования, разочарование точно не постигнет.

Учиться на ошибках лучше на полигоне

Самый частый вопрос, который задают интернет-читатели - а что с надежностью? В ближайшее время "За рулем" намерен проверить это на своем опыте, устроив ресурсный тест подержанного Land Rover Discovery.

Если есть вопросы и предложения, присылайте!

Подпишитесь на «За рулем» в