Сергей успенский — лучший гонщик россии 1999 года

СЕРГЕЙ УСПЕНСКИЙ — ЛУЧШИЙ ГОНЩИК РОССИИ 1999 ГОДА

СПОРТ

Лауреат

СЕРГЕЙ УСПЕНСКИЙ — ЛУЧШИЙ ГОНЩИК РОССИИ 1999 ГОДА

В четвертый раз издательство «За рулем» провело опрос журналистов, пишущих

и рассказывающих об автоспорте, чтобы назвать лучшего гонщика страны.

Материалы подготовил Сергей Зиновьев. Фото Андрея Клещева

В 1996 году представители газет, журналов, радио- и телепрограмм определили первого нашего лауреата — тольяттинского раллиста Сергея Алясова, ставшего тогда призером Кубка Европы. Год спустя лавры заслужил москвич Михаил Нарышкин, победитель Кубка мира по ралли-рейдам. В 1998-м первым по итогам опроса стал ижевчанин Сергей Балдыков — пресса оценила его чемпионский титул на зимнем треке и ряд призовых мест на этапах чемпионата Европы по ралли.

Ожидалось, что в нынешнем опросе не будет явного лидера. Ведь ни один российский спортсмен не добился выдающихся результатов за рубежом. Некоторым помешала осуществить планы «экономика», а тех, кто все же выступил в международных сериях, можно сосчитать по пальцам одной руки. И самое громкое из их достижений — пятое место Ильи Резниченко в чемпионате Европы по кроссу. Высокое для соревнований такого уровня, но, видимо, не впечатляющее... Поэтому большинство отдало голоса тем, кто отличился дома — одержал весомые победы, завоевал медали и кубки.

Предположения не оправдались. Во-первых, четко обрисовалась тройка главных претендентов на звание «Лучший автогонщик 1999 года». А во-вторых, очень уж явно выделился из нее Сергей Успенский. Половина из опрашиваемых упомянула имя абсолютного чемпиона страны по ралли, серебряного призера по зимнему треку (класс «1600-шипы»), победителя престижной трековой гонки «Все звезды-99».

И хотя речь идет только об одном «отдельно взятом» сезоне, наверняка многие «держали в голове» предыдущие достижения шефа и пилота столичной команды СК «Профессионал». Что и говорить, Успенский — один из самых видных наших гонщиков. Раллийный титул выиграл третий раз подряд, «Звезды» — не подряд, но тоже третий, а все его победы просто не поддаются счету.

Приятно, что конкуренцию ему составили представители других дисциплин автоспорта. Если Успенский прежде всего раллист, то Александр Кузьмин — кольцевик и картингист, а Ренас Мухаметзянов во все времена отдавал предпочтение кроссу. При этом Успенский и Мухаметзянов — опытные мастера, яркие звезды, засиявшие еще в 80-х. Кузьмин же только начинает свой путь в «больших гонках» — 20-летнему студенту философского факультета Петербургского университета пророчат блестящее будущее в автоспорте.

Добавим, что в нынешнем опросе участвовало 47 журналистов, репортеров и редакторов из Москвы, Петербурга, Тольятти, Ижевска и Казани. Всего назвали 29 фамилий гонщиков (1996 — 25; 1997 — 23; 1998 — 36). Любопытно, что 15 из них — больше половины! — посвятили минувший сезон кольцевым гонкам. Но, как и год назад, применительно к нашему опросу комбинация «ралли/трек» оказалась более выигрышной.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА

1. Сергей Успенский (Москва, ралли/трек) — 58 очков; 2–3. Александр Кузьмин (С.-Петербург, «кольцо„/картинг), Ренас Мухаметзянов (Ижевск, кросс/трек) — по 40; 4. Виталий Дудин (Тольятти, „кольцо„/трек) — 19; 5–6. Владимир Сухов (Москва, „кольцо“), Виктор Школьный (Тольятти, ралли) — по 16; 7. Станислав Грязин (Москва, ралли) — 15; 8. Николай Мезенцев (Тольятти, „кольцо„/трек) — 11; 9. Александр Никоненко (Тольятти, ралли/„кольцо“) — 9; 10–11. Борис Котелло (Тольятти, кросс/ралли-кросс), Михаил Митрохин (Сосновый Бор, картинг) — по 8. 

ЧТО ИМЕЮ — ВСЕ МОЕ!

Сейчас толком и не вспомнишь, как давно взошла звезда Сергея Успенского. Еще в конце 80-х упоминание его фамилии вызывало сильнейшее возбуждение болельщиков на трибунах овальных ледовых трасс. Пожалуй, именно на трековых гонках, которые многие титулованные спортсмены считают «вершиной всему», Успенский заложил фундамент своей славы.

И по сей день он великолепен на треке, хотя сам себя считает раллистом: «Я раллист по натуре. Мне скучно ехать по одному и тому же кругу всю жизнь. А ралли — это всегда неожиданности, всегда разнообразие. Если хотите, не просто спорт, а чуть-чуть приключение. Упоительный творческий процесс — от подготовки машины до финиша гонки».

Хочется поспорить: трек — это тоже приключение, то еще! Очень скользко, очень быстро, и соперники — вот они, рядом, могут подтолкнуть ненароком... Впрочем, ему ли не знать — за годы выступлений Сергей попробовал все, от кросса на грузовиках до кольцевых гонок. Но даже в самые сложные сезоны, когда на гонки не хватало ни времени, ни денег, Успенский непременно появлялся на зимнем треке и всегда был в лидерах.

Всеми успехами он обязан самому себе: «Кто знает, если бы кто-нибудь, что называется, тащил меня за шкирку, то мой послужной список был бы богаче. Зато сейчас могу гордиться тем, что всего добился сам. Что имею — все мое». Это в самом деле так. Нынешний сезон, принесший ему семь побед в ралли и две на треке, — плод его предыдущих трудов по созданию крепкой команды. Успенский рос не только как гонщик. В 18 лет он работал водителем-испытателем на ЗИЛе. Затем перешел в Московский автомобилестроительный институт, где в итоге стал директором учебно-научного центра (вспомним надписи «МАСИ» на трековых «восьмерках» Сергея). А на его базе создал и возглавил сервисный центр, ставший дилером японской фирмы «Субару». И сегодня сам факт, что центром этим руководит Успенский, завоевавший на " Субару Импреза" все свои раллийные титулы, играет на руку бизнесу.

Всегда были на слуху «неуживчивость» и «характер» Сергея: «Я требовательный. Предпочитаю говорить правду в лицо, а не шушукаться за спиной. Не всем это нравится». Невозможно, однако, сказать, что, дескать, он нажил врагов или недругов в гоночном мире. Дело скорее в его независимости и стремлении быть самостоятельным. В своей спортивной карьере он никогда не задерживался под какой-нибудь серьезной «крышей», будь то спортлаборатория АЗЛК или процветающая команда «Александров-ралли». Всегда все сам и — всегда были преданные ему друзья-помощники. А характер... Характер, по мнению Успенского, для успеха в спорте необходим. Плюс, конечно же, талант.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые