Ультиматум бензиновых королей: не трожьте нас, не то хуже будет! — журнал За рулем

Ультиматум бензиновых королей: не трожьте нас, не то хуже будет!

Крупнейшие поставщики автотоплива отказались выполнить требование ФАС — снизить цены на бензин (напомним, то была инициатива В. Путина). Письма в антимонопольную службу угрожают: если не прекратятся попытки регулировать топливный рынок, страну ждет вторая волна нехватки горючего на АЗС.

Сигнал о топливном кризисе

Сигнал о топливном кризисе

Заграждения с дырами

«Налицо признаки дефицита высокооктанового бензина», — подтверждают угрозу аналитики. Один из представителей нефтебизнеса сообщил газете «Ведомости», что, несмотря на заградительные пошлины (ими правительство пыталось сделать экспортную торговлю топливом менее выгодной, чем внутри страны), на НПЗ все равно не хватает товара.

Добавим, еще и потому, что злую шутку выкинула мировая конъюнктура рынка: в последнюю неделю за рубежом цены на горючее скакнули вверх, особенно на летнее дизтопливо. Представитель другой компании поделился: «Недопоставки высокооктанового бензина на рынок России составляют 100–150 тысяч тонн в месяц».

Нефтеперерабатывающая отрасль, кроме того, не готова выполнять требования нового техрегламента, то есть сократить производство низкооктанового горючего и за счет этого нарастить выпуск высокооктанового. Это заявление звучит не впервые, но когда восходит угроза топливного кризиса, оно обретает остроту.

От биржи до «баранки»

Исследователи рынка сообщают: в прошлую неделю спрос на топливо в десятки раз превышал предложение на биржах. Надо уточнить: на топливо по невысокой цене (за дорого брать — себе в убыток). На торгах снова проскакивают «адресные» сделки, которые еще недавно клеймил премьер-министр РФ (под видом свободных торгов нефтепродукты продают по сговору — адресно, по заранее согласованной цене). Как результат, средняя оптовая цена Аи-92  выросла на 1,7%, Аи-95 — на 1,1%.

А рост оптовых цен, как правило, провоцирует скачок розничных. То есть отдуваться в конечном счете придется людям за рулем — и деньгами, и нервами перед пустым заправочным пистолетом.

Так «да» или «нет»?

Однако, по ожиданиям Минэнерго РФ, вспышка топливного кризиса в стране маловероятна.

Министр Сергей Шматко на днях напомнил, что в июле и августе всегда обостряется спрос на топливо, но сейчас его нехватки быть не должно: меры, принятые властями, «практически устраняют эту угрозу».

Кого успокоят заверения, содержащие неопределенность? Тем более, когда речь идет об интересах миллионов людей, а заявления исходят от госчиновника первой величины? Нас устраивают убедительные формулировки: «ручаюсь», «голову даю на отсечение», «подам в отставку, если будет не так». Клятва «съем собственную шляпу» не проходит: от несварения министерского желудка водителям не легче.

Магнатов душат!

«Нам тоже не позавидуешь», — возражают нефтяники. Вот что заявил радиостанции BusinessFM руководитель пресс-службы НК «Альянс» Андрей Румянцев:

— Компания формирует цену на топливо по известному принципу — затраты плюс норма рентабельности. Сейчас мы стремимся обеспечить рентабельность хотя бы нулевую, ну, максимум в 1–2%. Так что резервов для «снизить цену», как требует правительство, у нас нет. Розничная цена нашего бензина даже несколько ниже той, которую мы могли бы назвать справедливой рыночной.

Сигнал о топливном кризисе

Сигнал о топливном кризисеПригните головы, нефтянники
Пригните головы, нефтянники

Руководитель пресс-службы «Лукойла» Дмитрий Долгов:

— Нет экономических обоснований снижать цены за счет интересов нефтяных компаний. Все знают, в том числе в правительстве, что в цене нефтепродуктов налоги составляют около 60%. Отсюда, самый действенный способ удешевить топливо — сократить налоговую составляющую. Пока же идет обратный процесс: акцизы выросли, и будут расти.

Правительство привязало цену на бензин к экспортной цене нефти через формулу налога на добычу полезных ископаемых, — прокомментировал ситуацию для Business FM партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. — При росте налогов такая методика вынуждает повышать цену поставщиков бензина на внутренний рынок.

Что в переводе означает: ждите на АЗС изменений в ценниках. Угадайте с трех раз, в какую сторону.

Показано хирургическое вмешательство

Признаться, надоели перепалки, в которых правительство винит нефтяников в ценовых сговорах, а нефтяники правительство — в упрямом непризнании рыночных реалий. Уж столько сказано-написано по этому поводу, что ответы получены на все вопросы, в том числе, на ключевой — что делать.

Так делайте, наконец! Вырежьте «раковые» налоги из тела цены на бензин (все же знают, что в сравнении с другими нефтедобывающими странами мы платим чудовищно много), бейте нефтяных жуликов, постройте новые НПЗ, чтобы, как в США, с тонны нефти получать бензина вдвое больше, чем сейчас… А иначе снова будем наступать на топливно-кризисные грабли.

Сигнал о топливном кризисе

Сигнал о топливном кризисеНас ждет такая перспектива?
Нас ждет такая перспектива?
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые
Загрузка...