Фамильный альбом: 60 лет мотоциклам из Минска

Мотоциклетному производству в Минске — 60 лет. Поздравляя с юбилеем «Мотоциклетную компанию „Минск-Мото“», вспомним страницы ее истории.

000_moto_0711_048

000_moto_0711_048

Живой! Число действующих мотопроизводств на территории бывшего СССР можно пересчитать по пальцам одной руки. Причем руки, попавшей в пилораму. Тем приятнее было убедиться, что производство мотоциклов в Минске не просто еле теплится, а реально живет! Конечно, нынешние десятки тысяч ежегодно выпускаемых мотоциклов трудно сравнивать со статистикой времен СССР, когда завод делал на порядок больше машин. Зато впечатляет модельная гамма: если в прежние времена она состояла фактически из одной модели, изредка с вариациями, то сейчас предприятие выпускает довольно разнообразный ассортимент легких мотоциклов, к которым недавно прибавились и скутеры.

Довелось увидеть сборку нового R250. Могу заверить: это не тот случай, когда технологический процесс сводится к разбивке укупорки и наклеиванию собственных шильдиков. Мотоциклы реально собирают, начиная с голой рамы. А планы руководства компании по закупке нового промышленного оборудования позволяют надеяться, что заводу не грозит превращение в еще один сборочный филиал Поднебесной.

001_moto_0711_048

001_moto_0711_048

002_moto_0711_048

002_moto_0711_048

003_moto_0711_048

003_moto_0711_048

Когда смотришь семейные альбомы даже близких родственников, то и дело натыкаешься на фотографии незнакомцев. И на вопрос «А кто это?» обычно следует рассказ о незаурядном человеке. Вот и мы — выбрали в минском фамильном альбоме в основном те машины, о которых широкая публика и не подозревает.

101_moto_0711_048

101_moto_0711_048Прародитель всех мотоциклов из Минска — модель М1А, 1951 год. Почему на бензобаке надпись «Москва»? Потому что в Минск переехало оборудование Московского мотоциклетного завода вместе с выпускаемой там моделью. Та, в свою очередь, ведет происхождение от DKW RT125 — лучшего легкого мотоцикла той поры. Его конструкцию взяли на вооружение несколько десятков компаний во всем мире — в том числе такие именитые, как BSA и Harley-Davidson. Двухтактный 125-кубовый двигатель (его размерность — 52х58 мм — минские мотоциклы сохраняют до сих пор) сблокирован с трехступенчатой коробкой передач и развивает 4,25 л.с. при 4800 об/мин.
Прародитель всех мотоциклов из Минска — модель М1А, 1951 год. Почему на бензобаке надпись «Москва»? Потому что в Минск переехало оборудование Московского мотоциклетного завода вместе с выпускаемой там моделью. Та, в свою очередь, ведет происхождение от DKW RT125 — лучшего легкого мотоцикла той поры. Его конструкцию взяли на вооружение несколько десятков компаний во всем мире — в том числе такие именитые, как BSA и Harley-Davidson. Двухтактный 125-кубовый двигатель (его размерность — 52х58 мм — минские мотоциклы сохраняют до сих пор) сблокирован с трехступенчатой коробкой передач и развивает 4,25 л.с. при 4800 об/мин.

102_moto_0711_048

102_moto_0711_048В те далекие годы все мотозаводы активно разрабатывали спортивные модели, на которых проверяли новые технические решения. У этого М-201М 1956 года (второе «М» означает «многодневные соревнования» — предшественник современного эндуро) длиннорычажная передняя вилка системы Earles, задняя маятниковая подвеска и форсированный до 6 л.с. двигатель.
В те далекие годы все мотозаводы активно разрабатывали спортивные модели, на которых проверяли новые технические решения. У этого М-201М 1956 года (второе «М» означает «многодневные соревнования» — предшественник современного эндуро) длиннорычажная передняя вилка системы Earles, задняя маятниковая подвеска и форсированный до 6 л.с. двигатель.

103_moto_0711_048

103_moto_0711_048Неординарная попытка «вырваться из типажа» — М-101 1959 года. Двухцилиндровый двухтактный 250-кубовый двигатель, шестеренчатая моторная передача, четырехступенчатая коробка передач, штампованная рама из листовой стали — в этой машине было немало новшеств! Увы, Минскому мотовелозаводу были предписаны малые кубатуры, что поставило на 250-кубовом аппарате крест. По разным данным, выпущено всего от 50 до 100 мотоциклов.
Неординарная попытка «вырваться из типажа» — М-101 1959 года. Двухцилиндровый двухтактный 250-кубовый двигатель, шестеренчатая моторная передача, четырехступенчатая коробка передач, штампованная рама из листовой стали — в этой машине было немало новшеств! Увы, Минскому мотовелозаводу были предписаны малые кубатуры, что поставило на 250-кубовом аппарате крест. По разным данным, выпущено всего от 50 до 100 мотоциклов.

104_moto_0711_048

104_moto_0711_048М-205 — версия 250-кубовой машины для шоссейно-кольцевых гонок. Среди интересных технических решений — передняя вилка с «сухими» перьями и установленным по центру гидравлическим амортизатором и воздухозаборники барабанных тормозов. Кроме того, были сделаны варианты двухцилиндрового мотоцикла для мотокросса и эндуро.
М-205 — версия 250-кубовой машины для шоссейно-кольцевых гонок. Среди интересных технических решений — передняя вилка с «сухими» перьями и установленным по центру гидравлическим амортизатором и воздухозаборники барабанных тормозов. Кроме того, были сделаны варианты двухцилиндрового мотоцикла для мотокросса и эндуро.

105_moto_0711_048

105_moto_0711_048Гоночный мотоцикл ШК-125, 1961 год. Уникальная разработка, вполне на «острие технического прогресса» для своего времени. Двухтактный двигатель с золотником на впуске развивал 23 л.с. при 10 000 об/мин (такой же мощностью располагал и 125-кубовый мотоцикл Honda, который в том году выиграл чемпионат мира). Коробка передач — шестиступенчатая.
Гоночный мотоцикл ШК-125, 1961 год. Уникальная разработка, вполне на «острие технического прогресса» для своего времени. Двухтактный двигатель с золотником на впуске развивал 23 л.с. при 10 000 об/мин (такой же мощностью располагал и 125-кубовый мотоцикл Honda, который в том году выиграл чемпионат мира). Коробка передач — шестиступенчатая.

106_moto_0711_048

106_moto_0711_048Кардинальную модернизацию в 60-е годы серийные минские мотоциклы пережили в два приема. В 1964 году на конвейер встала модель М-104 с новым дизайном облицовок и двухместным седлом-подушкой (до того на всех серийных «осьмушках» стояло одиночное седло-«лягушка»), а в 1967 году дебютировала модель М-105 с новым силовым агрегатом: алюминиевый цилиндр с чугунной гильзой, прирост мощности с 5,5 до 7 л.с., четырехступенчатая коробка передач.
Кардинальную модернизацию в 60-е годы серийные минские мотоциклы пережили в два приема. В 1964 году на конвейер встала модель М-104 с новым дизайном облицовок и двухместным седлом-подушкой (до того на всех серийных «осьмушках» стояло одиночное седло-«лягушка»), а в 1967 году дебютировала модель М-105 с новым силовым агрегатом: алюминиевый цилиндр с чугунной гильзой, прирост мощности с 5,5 до 7 л.с., четырехступенчатая коробка передач.

107_moto_0711_048

107_moto_0711_048

107a_moto_0711_048

107a_moto_0711_048А такой могла бы стать следующая модель, М-106: именно этот индекс несла экспериментальная машина второй половины 60-х годов. Впрочем, за космическую внешность рабочие прозвали ее «Поларисом» — как американские ракеты. Необычной была не только внешность (разработанная в московском институте ВНИИТЭ), но и конструкция машины: силовой агрегат подвешен к хребтовой раме из тонких стальных труб.
А такой могла бы стать следующая модель, М-106: именно этот индекс несла экспериментальная машина второй половины 60-х годов. Впрочем, за космическую внешность рабочие прозвали ее «Поларисом» — как американские ракеты. Необычной была не только внешность (разработанная в московском институте ВНИИТЭ), но и конструкция машины: силовой агрегат подвешен к хребтовой раме из тонких стальных труб.

108_moto_0711_048

108_moto_0711_048М-107 — следующая ступень «Полариса», 1969 год. Внешность, разработанная совместно с Минским филиалом ВНИИТЭ, еще сохраняет преемственность с экспериментальным М-106, но рама — традиционной конструкции. И эта модель так и не попала в серийное производство: авторы наконец-то заметили, что мировой дизайн давно шагает совсем другим путем.
М-107 — следующая ступень «Полариса», 1969 год. Внешность, разработанная совместно с Минским филиалом ВНИИТЭ, еще сохраняет преемственность с экспериментальным М-106, но рама — традиционной конструкции. И эта модель так и не попала в серийное производство: авторы наконец-то заметили, что мировой дизайн давно шагает совсем другим путем.

109_moto_0711_048

109_moto_0711_048Дизайн этого прототипа создан в 60-е годы уже без содействия ВНИИТЭ. В этом случае, наверное, стоит порадоваться, что он не пошел в серийное производство.
Дизайн этого прототипа создан в 60-е годы уже без содействия ВНИИТЭ. В этом случае, наверное, стоит порадоваться, что он не пошел в серийное производство.

110_moto_0711_048

110_moto_0711_048Спортивный мотоцикл для многодневных соревнований М-213, 1969 год. Двигатель традиционной размерности (52х58) форсирован до 15 л.с. при 7500 об/мин. Трансмиссия совершенно оригинальная: шестеренчатая моторная передача, сухое многодисковое сцепление, шестиступенчатая коробка передач.
Спортивный мотоцикл для многодневных соревнований М-213, 1969 год. Двигатель традиционной размерности (52х58) форсирован до 15 л.с. при 7500 об/мин. Трансмиссия совершенно оригинальная: шестеренчатая моторная передача, сухое многодисковое сцепление, шестиступенчатая коробка передач.

111_moto_0711_048

111_moto_0711_048Модная ныне фишка — студенческие дипломы в содружестве с признанными брендами — не нова. Посмотрите на макет мотоцикла, разработанного в Вильнюсском художественном институте в 70-е годы. Завод предоставлял необходимые узлы и детали, а его специалисты консультировали студентов.
Модная ныне фишка — студенческие дипломы в содружестве с признанными брендами — не нова. Посмотрите на макет мотоцикла, разработанного в Вильнюсском художественном институте в 70-е годы. Завод предоставлял необходимые узлы и детали, а его специалисты консультировали студентов.

112_moto_0711_048

112_moto_0711_048Дизайн серийных минских мотоциклов вышел на новый уровень с появлением в 1974 году модели ММВЗ-3.111. Пожалуй, это был если не самый красивый, то самый гармоничный из всех советских мотоциклов той поры. А главное — он позволял периодически освежать облик мотоцикла с применением минимальных средств, не теряя при этом гармонии. Что и подтверждает прототип ММВЗ-3.1122.
Дизайн серийных минских мотоциклов вышел на новый уровень с появлением в 1974 году модели ММВЗ-3.111. Пожалуй, это был если не самый красивый, то самый гармоничный из всех советских мотоциклов той поры. А главное — он позволял периодически освежать облик мотоцикла с применением минимальных средств, не теряя при этом гармонии. Что и подтверждает прототип ММВЗ-3.1122.

113_moto_0711_048

113_moto_0711_048Спортивный ММВЗ-3.225, 1980 год. Двигатель «квадратной» размерности (54х54 мм) развивал уже 23 л.с. при 9000 об/мин. Крутящий момент передавался на заднее колесо через шестеренчатую моторную передачу и шестиступенчатую коробку передач. Обратите внимание на передний дисковый тормоз: в ту пору на внедорожной технике его еще не применяли и именитые фирмы.
Спортивный ММВЗ-3.225, 1980 год. Двигатель «квадратной» размерности (54х54 мм) развивал уже 23 л.с. при 9000 об/мин. Крутящий момент передавался на заднее колесо через шестеренчатую моторную передачу и шестиступенчатую коробку передач. Обратите внимание на передний дисковый тормоз: в ту пору на внедорожной технике его еще не применяли и именитые фирмы.

114_moto_0711_048

114_moto_0711_048

114a_moto_0711_048

114a_moto_0711_048А на гоночном ММВЗ-3.227, построенном в 1986 году, силовой агрегат был серийного типа: размерность 52х58 мм, цепная моторная передача, четырехступенчатая коробка передач. Тем не менее конструкторы форсировали его до 24 л.с. при 10 000 об/мин. Тормоза обоих колес — дисковые, с гидроприводом, задняя подвеска — с моноамортизатором. Мотоцикл весом 85 кг разгонялся до 160 км/ч.
А на гоночном ММВЗ-3.227, построенном в 1986 году, силовой агрегат был серийного типа: размерность 52х58 мм, цепная моторная передача, четырехступенчатая коробка передач. Тем не менее конструкторы форсировали его до 24 л.с. при 10 000 об/мин. Тормоза обоих колес — дисковые, с гидроприводом, задняя подвеска — с моноамортизатором. Мотоцикл весом 85 кг разгонялся до 160 км/ч.

115_moto_0711_048

115_moto_0711_048Богатый опыт разработки спортивных мотоциклов для многодневных соревнований вызвал естественное желание применить его для создания «цивильного» эндуро. Так в 1987 году появился прототип «Лидер». К сожалению, в серию он так и не пошел. Великая загадка: почему в СССР, где место дорог занимают направления, так и не появился серийный эндуро? Это при том, что все мотозаводы активно занимались кроссом и многодневкой?
Богатый опыт разработки спортивных мотоциклов для многодневных соревнований вызвал естественное желание применить его для создания «цивильного» эндуро. Так в 1987 году появился прототип «Лидер». К сожалению, в серию он так и не пошел. Великая загадка: почему в СССР, где место дорог занимают направления, так и не появился серийный эндуро? Это при том, что все мотозаводы активно занимались кроссом и многодневкой?

116_moto_0711_048

116_moto_0711_048Примерно в те же годы был создан дорожный мотоцикл ММВЗ-3.1133 «Люкс». Для него конструкторы разработали модернизированный двигатель с укороченным шатуном, облегченным коленвалом и пластинчатым клапаном на впуске; он развивал максимальную мощность 15–16 л.с. Увы, и эта машина не пошла в серию.
Примерно в те же годы был создан дорожный мотоцикл ММВЗ-3.1133 «Люкс». Для него конструкторы разработали модернизированный двигатель с укороченным шатуном, облегченным коленвалом и пластинчатым клапаном на впуске; он развивал максимальную мощность 15–16 л.с. Увы, и эта машина не пошла в серию.

117_moto_0711_048

117_moto_0711_048Вершина творчества заводских конструкторов-двигателистов — ММВЗ-3.1181. Жидкостное охлаждение, лепестковый клапан и резонансная камера на впуске, раздельная смазка, балансирный вал, максимальная мощность 20 л.с. Конструкция позволяла увеличение рабочего объема до 200 и даже 250 см³. Увы, приговор технологов был категоричен: на существующем оборудовании выпуск этого силового агрегата невозможен.
Вершина творчества заводских конструкторов-двигателистов — ММВЗ-3.1181. Жидкостное охлаждение, лепестковый клапан и резонансная камера на впуске, раздельная смазка, балансирный вал, максимальная мощность 20 л.с. Конструкция позволяла увеличение рабочего объема до 200 и даже 250 см³. Увы, приговор технологов был категоричен: на существующем оборудовании выпуск этого силового агрегата невозможен.

118_moto_0711_048

118_moto_0711_048Триальный мотоцикл ММВЗ-3.232 создан в 1992 году совместно с британской компанией Regent. Оригинальная рама — разборная, причем по требованию заказчика она хромировалась. Сухая масса мотоцикла 82 кг. Кроме 125-кубового, выпускался и 200-кубовый вариант. Спортсмены на минских мотоциклах довольно успешно выступали в чемпионате Великобритании по триалу.
Триальный мотоцикл ММВЗ-3.232 создан в 1992 году совместно с британской компанией Regent. Оригинальная рама — разборная, причем по требованию заказчика она хромировалась. Сухая масса мотоцикла 82 кг. Кроме 125-кубового, выпускался и 200-кубовый вариант. Спортсмены на минских мотоциклах довольно успешно выступали в чемпионате Великобритании по триалу.

119_moto_0711_048

119_moto_0711_048Несколько необычный мотоцикл? Это снегоболотоход «Умка» — творение известного мотопутешественника Александра Борисевича. Шины низкого давления, разработанные Бобруйским шинным заводом, позволяют не только ездить по снежной целине и болотам, но и плавать. А силовой агрегат — почти стандартный, лишь оснащен вентилятором принудительного охлаждения.
Несколько необычный мотоцикл? Это снегоболотоход «Умка» — творение известного мотопутешественника Александра Борисевича. Шины низкого давления, разработанные Бобруйским шинным заводом, позволяют не только ездить по снежной целине и болотам, но и плавать. А силовой агрегат — почти стандартный, лишь оснащен вентилятором принудительного охлаждения.

120_moto_0711_048

120_moto_0711_048Собирательный образ минских мотоциклов за 60 лет — современная модель M4 200 Classic. Ее дизайн разработал известный белорусский кастомайзер Юрий Шиф. Двигатель, в соответствии с современными тенденциями — четырехтакный, с воздушно-масляным охлаждением и электрозапуском.
Собирательный образ минских мотоциклов за 60 лет — современная модель M4 200 Classic. Ее дизайн разработал известный белорусский кастомайзер Юрий Шиф. Двигатель, в соответствии с современными тенденциями — четырехтакный, с воздушно-масляным охлаждением и электрозапуском.

121_moto_0711_048

121_moto_0711_048В последние годы компания активно создает свой новый имидж, не желая оставаться производителем дешевых, но низкотехнологичных мотоциклов. Серьезная заявка на этом пути — только что запущенная в серийное производство модель R250 с мощным четырехтактным двигателем жидкостного охлаждения, шестиступенчатой коробкой передач, пространственной рамой и литыми колесами. Ничуть не хуже того, что предлагают в этом секторе рынка Kawasaki и Honda — но за гораздо более привлекательную цену.
В последние годы компания активно создает свой новый имидж, не желая оставаться производителем дешевых, но низкотехнологичных мотоциклов. Серьезная заявка на этом пути — только что запущенная в серийное производство модель R250 с мощным четырехтактным двигателем жидкостного охлаждения, шестиступенчатой коробкой передач, пространственной рамой и литыми колесами. Ничуть не хуже того, что предлагают в этом секторе рынка Kawasaki и Honda — но за гораздо более привлекательную цену.

Благодарим Геннадия Пилюкевича и Екатерину Архипович за бесценную помощь в подготовке этого материала.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии (1)

Самые новые