Ирбитский спартанец плывет в рынок

ИРБИТСКИЙ СПАРТАНЕЦ ПЛЫВЕТ В РЫНОК

ИСПЫТАНИЯ

ЭКСКЛЮЗИВ

ИРБИТСКИЙ СПАРТАНЕЦ ПЛЫВЕТ В РЫНОК

Премьер Черномырдин, увидев этот вездеход на выставке в Москве, заказал себе такой же.

Аркадий КОЗЛОВ. Фото автора

НАЧАЛО

В начале 1941 года за границей была закуплена партия мотоциклов БМВ, чтобы начать их производство для Красной Армии. Вскоре грянула война, и местом для выпуска трехколесных машин определили провинциальный городок Ирбит на Урале. С тех пор много воды утекло, а в Ирбите и по сей день с небольшими изменениями делают те самые БМВ под именем «Урал».

В недалеком еще прошлом заиметь мотоцикл «Урал» для многих было пределом мечтаний. Мощный, надежный, неприхотливый — то, что нужно для села, для глубинки. Однако времена меняются. Тотальный дефицит автомобилей исчез как дурной сон, и... спрос на «уралы» покатился круто вниз. Как и многие другие, ирбитское предприятие оказалось не готовым к рынку со своим единственным видом продукции. Завод умирал тихо и незаметно. Этому помешал новый директор, Александр Иванов. Коммерсант по призванию, он, как принято теперь говорить, «окунулся в пучину рынка» и, кажется, нашел выход из тяжелейшего положения.

Еще раньше в недрах завода энтузиасты собрали вездеход. Увидев самоделку, Иванов ухватился за нее обеими руками. В дело включились заводское КБ, опытное производство, испытатели. Так родился серийный вездеход «Тайга».

ЧЕМ СОБЛАЗНИЛСЯ ПРЕМЬЕР

Конструкция «Тайги» проста: мощная стальная рама, примитивный кузов, шесть колес низкого давления, знакомый двигатель от мотоцикла «Урал», но теперь с жидкостным охлаждением и электростартером. Подвески нет как таковой. Управляющих колес — тоже. В трансмиссии — четырехступенчатая коробка передач, демультипликатор, реверс. Колеса каждого борта приводятся мощной двухрядной цепью. Для поворота затормаживают планетарный механизм правых или левых колес.

«Тайга» не только с успехом преодолевает пески, болота, грязь и снег. Она способна еще и плавать. Правда, пока только в стоячей воде (благодаря вращению колес), но если поставить подвесной мотор, то одолеет и речную преграду. Вездеход может ездить и по дорогам общего пользования — все необходимые светотехнические приборы на нем установлены. Но самый главный его козырь — низкое удельное давление на грунт. «Тайга» только примнет траву и не повредит верхнего слоя почвы.

Кто бывал хоть раз на севере Тюменской области, видел, что творится там. Геологоразведка, нефтяники и все причастные и непричастные к ним буквально испахали гигантские территории. Гусеничные вездеходы и многоколесные чудовищные транспортеры оставляют после себя раны-колеи, которые не зарастают десятилетиями. Больше того, однажды проделав колею, такой вездеход не сможет второй раз по ней проехать — непременно застрянет. Поэтому едут рядом, а «дороги» растут вширь. В конце концов экологи забили в набат: сколько же можно так жестоко губить природу? Сейчас летом поездки на тяжелых машинах по тундре (за редким исключением) запрещены. Но ездить-то надо! Вот тут-то и пригодится «Тайга». В ней, например, свободно разместится бригада из четырех-пяти человек, работающая на лесоповале, с бензопилами, топорами, стальным тросом в кузове. Следов за вездеходом не останется — только слегка помятая трава, которая через полчаса снова поднимется.

«Тайга» наверняка заинтересует и геологов — они сталкиваются с теми же проблемами. Удобно проверять линии электропередач, прихватив с собой с полтонны изоляторов. А службы МЧС? А охотники, рыбаки?

ВНЕДОРОЖНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Руль «Тайги» — мотоциклетный, здесь и газ, и сцепление. Приборов — минимум: указатели уровня топлива в баке, температуры воды, тахометр и несколько сигнальных ламп. Вставляю ключ, включаю зажигание. Нажимаю кнопку стартера (она расположена тоже на руле) и представьте! — не слышу ожидаемого мотоциклетного треска. Звук мотора оказался мягким и даже солидным. По всей видимости, сказывается водяное охлаждение и — длинный глушитель. Выжимаю рычаг сцепления, включаю передачу, поворачиваю рукоятку газа, одновременно отпуская сцепление, и... двигатель глохнет. Тронуться удалось со второй попытки, но те, у кого есть навыки управления мотоциклом, справятся без труда и сразу. Прибавляю скорость, пробую поворачивать. Руль кажется тяжеловатым — требуются значительные усилия, чтобы управлять машиной.

На улице — непогода, моросит противный мелкий холодный дождик, грунтовую дорогу на заводском полигоне развезло. «Тайга» легко взбирается на некрутую скользкую горку. Сворачиваю с дороги. Поле перепахано глубокими бороздами, заросшими пожухлой уже травой. Пускаю вездеход по диагонали через канавы. Плавно покачиваясь, он бежит себе вперед. Кажется, для него поле, где мгновенно сядет УАЗ, — семечки. Прибавляю газ. «Тайга» тут же начинает «козлить» — сказываются отсутствие подвески и небольшая длина.

Посадка почти вертикальная, на сиденье удержаться можно, крепко вцепившись в руль, поскольку оно расположено довольно высоко над полом, и хорошенько упереться ногами при тряске не получается. Пассажир же держится за поручень.

Что еще бросилось в глаза при первом знакомстве? Бачок для тормозной жидкости, расположенный на полу прямо у единственной педали, водитель запросто может сбить большим кирзовым сапогом, а пассажир таким же сапогом — оторвать термостат, зацепившись за патрубок при тряске. Летом за рулем будет жарко: радиатор с электровентилятором расположен тут же, под ногами. Кресла — те, что были под рукой, от мотоколяски. Не помешали бы машине дуги безопасности на случай, если перевернется. Это хоть и маловероятно, но все же возможно. Неплохо бы защитить экипаж от непогоды. А то вездеход до предела спартанский — даже ветрового стекла нет. Все неудобства, однако, с лихвой окупаются чувством вседозволенности при движении. Кажется, «Тайга» пройдет везде. К сожалению, не удалось проверить вездеход на плаву — впечатлений было бы больше.

«ТАЙГА» НА РЫНКЕ

Ирбитский мотозавод пробивается (не усмехайтесь) на западный рынок. Мотоциклы «Урал» покупают в Германии, США за ярко выраженный стиль «ретро». Само качество машин в последнее время выросло — иначе торговать с заграницей было бы просто невозможно. Сказалось это и на «Тайге». Новый «ураловский» двигатель жидкостного охлаждения стал надежнее. Тем не менее завод ищет ему альтернативу. Желательно дизель — по этому поводу ведутся переговоры с «Мицубиси». Нынешний «родной» мотор хорош для жителей глубинки: он с одинаковым удовольствием поедает любой бензин, не нуждается в хороших маслах, да и починить его можно просто в сарае с минимальным набором инструмента. С запчастями, естественно, проблем нет. Заказчика посолиднее, возможно, больше устроит дизель с его большим ресурсом и надежностью.

Конструкторы рассматривают варианты вездехода с гребным винтом, подвеской, резиновыми гусеницами. Однако все это приведет к удорожанию машины и увеличению ее веса. Скорее всего, выпускаться будут несколько вариантов «Тайги» — кому какой понравится.

Директор торопит КБ, торопит завод: надо осваивать рынок. Поэтому пока «Тайга» идет в продажу с букетом «детских болезней», мелких, но досадных, о которых шла речь выше. Будем надеяться, что они не станут хроническими, благо, устранить их — дело не хитрое. Одна проблема остается — внешний вид. В условиях рынка любая машина должна иметь свой узнаваемый и привлекательный облик. Вездеход конструировали в спешке, форсированно и об этом просто не успели подумать. Так может быть, стоит объявить конкурс на создание дизайна «Тайги»?

Козыри вездехода очевидны и неоспоримы: небольшой вес, простота конструкции, неприхотливость, ремонтопригодность, сравнительно большая грузоподъемность при высокой проходимости и дружелюбии к природе. Цена, правда, «кусается» — примерно $8500, но все познается в сравнении.

Аппарат, который может составить конкуренцию «Тайге», выпускают в Канаде. Называется он «Арго» (ЗР, 1997, № 8). Однако, в отличие от отечественного вездехода — по сути дела небольшого грузовичка, — «Арго» скорее напоминает прогулочную машинку. У него тоже мотоциклетный двигатель и цепной привод на колеса, и он тоже плавает. Однако габаритные размеры меньше. И трудно представить себе бородатых таежных мужиков с лопатами, топорами и бензопилами на этой стеклопластиковой игрушке. Кроме того, цена «Арго» — от $17 000 до $22 000!

Что ж, будем надеяться, что плавающая «Тайга» поможет выплыть из кризиса ирбитскому заводу.

«Салон». Минимум комфорта искупается максимумом проходимости.

Моторный отсек «Тайги». Здесь знакомый «ураловский» двигатель, но с водяным охлаждением.

Техническая характеристика вездехода «Тайга»

Общие данные: снаряженная масса — 1200 кг; грузоподъемность — 500 кг; среднее удельное давление на грунт — 0,2 кгс/см2; максимальная скорость — 40 км/ч; емкость топливного бака — 70 л; запас хода по дороге — 280 км. Размеры, мм: длина — 4100; ширина — 2250; дорожный просвет — 330 мм. Двигатель: четырехтактный, двухцилиндровый, с оппозитным расположением цилиндров; рабочий объем — 649 см3; максимальная мощность — 32 л.с.

«Неладно скроен, да крепко сшит» — вездеход «Тайга» в действии.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые