"весь покрытый зеленью"

«ВЕСЬ ПОКРЫТЫЙ ЗЕЛЕНЬЮ»

ТЕХНИКА

ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА

«ВЕСЬ ПОКРЫТЫЙ ЗЕЛЕНЬЮ»

40 лет в Брянске выпускают машины в военной форме.

Сергей КАНУННИКОВ, Антон ЧУЙКИН.

Фото Александра Полунина

Мы отправились в леса Брянщины, чтобы в кои веки представить в журнале не привычные седаны, хэтчбеки, мини-вэны или грузовички, а могучую армейскую технику во всей своей силе и красе. Увы! Фоторепортаж ко Дню защитника Отечества послужил иллюстрацией к далеко не праздничному материалу.

ОСТРОВ НЕВЕЗЕНИЯ

За последние десять лет на Брянском автомобильном делали, казалось, все, чтобы сохранить свое особое место и в нынешней изменившейся до неузнаваемости жизни. Но вот, поди ж ты, ни один катаклизм «переходного периода» не обошел предприятие стороной.

Вспомним историю. Начав с производства тракторов Т-140, завод в конце 50-х переключился на военную технику. Да еще какую! Ракетные транспортеры, плавающие машины. «Золотые» 70-80-е годы: более 15 тысяч человек ежегодно «выдавали на-гора» до 1000 уникальных армейских автомобилей (хотя, куда столько?) да еще комплектующие ЗИЛу — головному заводу. Гигантское оборонное предприятие представляло собой, по сути, натуральное хозяйство. Большинство деталей, даже такие, как сальники (!), делали здесь же, на родном заводе.

А ныне выпуск машин упал до смешных 50 штук в год — столько как шасси под буровые покупают нефтяники. Обедневшая армия не берет ни плавающие вездеходы, ни тягачи — на заводе лишь ремонтируют ранее выпущенные.

На рубеже 90-х мощности и возможности БАЗа пытались повернуть в мирное русло. В рамках конверсионной программы Брянску поручили, казалось бы, выгодный проект — освоить столь необходимую всем полуторку. Специалисты автопрома совместно с британской фирмой IAD разработали вместительный фургон, «привязали» его к российским условиям вообще и к БАЗу в частности. Казалось, машину ждет большое будущее. Первый за долгие годы отечественный развозной грузовик вполне современной конструкции — несущий кузов, впереди — независимая пружинная подвеска, вентилируемые дисковые тормоза. Вместо ульяновского примеряли моторы помощнее, среди них — дизельные. Пока фургон, получивший индекс БАЗ-3778, возили по выставкам, на заводе основательно готовили производство. Увы, запала хватило лишь на 10–15% всех работ — государственное финансирование прекратилось. А вскоре в свет выехала «Газель», мгновенно заполнившая пустующую нишу.

Чтобы сейчас всерьез конкурировать с ГАЗом, нужны средства, и немалые. На БАЗе их нет. По обходной технологии делают несколько десятков грузовичков в год, опустошая скудные запасы материалов, комплектующих, кузовов. Последних, кстати, осталось всего двадцать. Похоже, тема брянской полуторки закрыта.

Брались буквально за все. Сделали небольшую снегоуборочную машину «Вьюга-ДЭ 242», способную перекидать до 30 кубометров в час — спроса на нее особого нет. Конверсионные табуретки, ручные плуги, печки-буржуйки, даже легковые прицепы не прокормят гиганта. В несколько раз сократили персонал, в цехах жгут костры, конструкторы днем сидят без света — платить за электроэнергию нечем.

ВРОДЕ НЕ БЕЗДЕЛЬНИКИ И МОГЛИ БЫ ЖИТЬ

Брянские машины в общем-то известны мало. В былые годы на страницы «За рулем» они по цензурным соображениям попадали только как участники парадов на Красной площади (и то дело ограничивалось одним фото), но не в качестве образцов высокого конструкторского творчества.

А между тем, великий конструктор Виталий Андреевич Грачев в конце 50-х создал четырехосный вездеход ЗИЛ-135 с интереснейшей схемой трансмиссии. От двух силовых агрегатов раздельно приводятся колеса левого и правого бортов. Машина 8х8 обходится без сложных и дорогих дифференциалов. Две средние оси сближены, а колеса передней и задней выполнены управляемыми. Подвески — независимые торсионные, на поперечных рычагах. Опробовав на ранних машинах систему регулирования давления в шинах и убедившись в ее эффективности, Грачев применил ее и здесь. В изящной схеме воплотился талант и громадный опыт создателя вездеходов: «135-я» машина имела поразительную не только для того времени проходимость. Разнесенные оси позволяли спокойно преодолевать рвы, а хитрое рулевое управление придавало длинному (более 10 м) и широкому (3 м) автомобилю маневренность обычного грузовика. Схема с двумя моторами пришлась по душе военным: при выходе одного агрегата из строя живучая машина могла покинуть поле боя «на одном крыле».

Выпуском БАЗ-135 и открылась биография Брянского автомобильного. Последующие машины сохраняли грачевскую — «бортовую» — схему трансмиссии, хотя расположение осей изменилось на более привычное (по две рядом впереди и сзади). Зиловскую пару двигателей заменили на камазовскую, затем — на более мощный и единственный ЯМЗ, снабдив трансмиссию межбортовым дифференциалом. Последняя версия называлась БАЗ-69507.

Наряду с сухопутными автомобилями 8х8, в Брянске делали шестиколесные амфибии по той же «бортовой» схеме. Машина — сугубо армейская, имела даже бронированный вариант. По шоссе «лодка», как ее зовут на заводе, несется со скоростью 80 км/ч, а в воде при включенных водометах (можно было грести только колесами!) развивает 8 км/ч.

В 1993-м Министерство обороны дало заказ на разработку нового семейства, почему-то под пчеловодческим названием «Вощина». «Военный» финансовый поток, подпитывавший БАЗ, к 1997-му совершенно иссяк, но конструкторы не опустили руки. Сокращенный, нищий завод таки довел «Вощину» «с листа» до ходовых образцов. Расчет — на интерес газовиков и нефтяников и — все же в перспективе — на основного заказчика. Хотя наверняка еще прежних БАЗов стоит по армейским складам на консервации уйма.

Трех-, четырех- и пятиосные автомобили нового семейства практически ни в чем не повторяют «предков». Схема, удачная для военных машин, на «гражданке» не столь привлекательна — слишком высокую цену приходится платить за проходимость. Велики потери в трансмиссии, мал ресурс агрегатов и шин, непомерен расход топлива. «Вощины» задумывались как автомобили большей грузоподъемности, необходимо было проектировать новые узлы — и конструкторы ушли от «бортовой» к традиционной «мостовой» схеме (см. рис. и фото) с блокируемыми межосевыми и межколесными дифференциалами.

ИМ БЫ ПОНЕДЕЛЬНИКИ ВЗЯТЬ И ОТМЕНИТЬ

На БАЗе радуются — спад производства удалось прекратить. В 1998-м машин под заказ сделали не меньше, чем в предыдущем. Ближайшие конкуренты — МАЗ, КрАЗ остались за границей. И все равно ясно — такое количество уникальных гигантов, как в былые времена, уже не будет востребовано ни военными, ни штатскими. А на ногах и руках заводчан гремят кандалы — громадная территория, ненужные цеха, простаивающее оборудование.

Вряд ли сам БАЗ справится со своими проблемами. Кому и когда понадобятся огромный конструкторский, технологический, производственный потенциал и завод перестанет быть островом невезения? Неужели — «в день какой неведомо, в никаком году...»

БАЗ: вчера и сегодня. «Лодка» и две «вощины». Как видите, самая длинная — в желтом штатском платье.

Мотор — многотопливный ЯМЗ-8425 — традиционно расположен за кабиной. Мигалка на крыше предупреждает — внимание, на дороге «Вощина»! Кстати, без сопровождения на шоссе путь заказан — больно машина широка (2750 мм) в расчете на высокий центр тяжести с вооружением.

Трехоска БАЗ-69092 готова сурово пошуметь в брянском лесу. Машина проходит заводские испытания, за ее плечами почти 30 тысяч нелегких километров. Немного добавили и мы к пробегу — за рулем очень понравилось.

Сейчас будем брать «бруствер» — накатанный выезд нам не нужен. На спине у машины балластный груз.

И-и-эх! Черпнув снежку, выпрыгиваем на насыпь. Глядя в профиль, хочется переименовать вездеход в «хворостину».

Играючи взяв подъем, с огорчением обнаружили снизу помятый люк — увы, забыли закрепить. Большой передний свес (хотя дорожный просвет целых 485 мм) взывает к аккуратности. Мы пренебрегли ей ради зрелищности и — кокнули пластик на бампере. А нужен ли он?

Схемы трансмиссий автомобилей БАЗ: а — «бортовая», б — «мостовая». 1 — двигатель; 2 — коробка передач; 3 — раздаточная коробка; 4 — бортовая передача (схема «а»); редуктор моста («б»); 5 — колесный редуктор.

Трехосное плавающее шасси — чемпион по проходимости. 18 тонн «финального изделия» (машина плюс ракеты), несущиеся по буеракам, представляют незабываемое зрелище. Впрочем, и без ракет — тоже. Может, сгодится «лодка» для геологоразведки?

Пятиосная «Вощина» сделана по заказу нефтяников в качестве шасси мобильной буровой. Пятая ось — неведущая, неуправляемая ("...пока", многозначительно сказал Главный конструктор).

Рулевой привод и подвеска «Вощины». Видны поперечные рычаги и продольно расположенный торсион (у рамы). Кстати, у каждого из колес — амортизатор, как фактор повышения проходимости.

Перейти в медиа раздел с популярными галереями автомобилей

Посмотрите все фото и видео, которые нравятся нашим пользователям.

Автоновости на нашем канале в Яндекс.Дзен

Подпишитесь на автоновости на нашем канале в  Яндекс Дзен

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые