Защитная реакция: защита для офф-роуда

Если ты ни разу не падал с мотоцикла, значит, у тебя его попросту нет. Это аксиома. И защита придумана не только для пилотов, но и для техники.
Фирменная защита ручек и рычагов (да и рук тоже, в том числе от холода при езде по трассе). Вот этот элемент лишним никогда не будет. Долговечность его отменная. К тому же, пластмассовые «лепестки» продают и отдельно.

Как бы мы ни надеялись на удачу, собственное мастерство или совершенство наших аппаратов, время от времени они падают. Обычно вместе с нами. Чаще всего на земле оказываются – нет, не спортбайки! – кроссачи и эндуро. С них и начнем.

Разнообразие предлагаемых для внедорожных мотоциклов вариантов и способов защиты может сбить с толку даже опытного мотоциклиста. Поэтому прежде чем что-то покупать, отрезать или привинчивать, зададимся вопросом: а что конкретно мы хотим получить в результате? Варианты следующие:

  • чтобы при падении не страдали дорогие детали внешней облицовки мотоцикла и двигателя;
  • чтобы даже после падения мотоцикл сохранял способность передвигаться;
  • чтобы мой мотоцикл стал выглядеть как настоящий гоночный аппарат.

Первый вариант ответа звучит вполне логично, но он актуален для тяжелых туристических эндуро. О них мы поговорим в другой раз. Легкие спортивные аппараты рассчитаны на жесткие условия эксплуатации. Двигатель при падениях страдает очень редко, облицовка тоже ломается, как правило, лишь при жестких или неудачных (на излом) падениях. На сложных маршрутах и при занятии спортом их можно отнести к расходным материалам. Пожалуй, единственное, на что имеет смысл обратить внимание, – наборы специальных защитных наклеек graphics kits на оригинальный пластик. Они делаются из специальной толстой пленки и способны неплохо защитить облицовку от царапин при падениях на грунт и гравий. Да и внешний вид мотоцикла могут сделать уникальным. Стоят они $100–300 и предлагаются только для спортивных моделей эндуро и кросс. Для утилитарных мотоциклов типа Baja или KLX таких китов обычно нет. Зато есть возможности для творчества. Главное – найти правильную толстую пленку. В почете, конечно, 3М, но есть и альтернативные варианты. Например, пленка для бронирования фар может прекрасно защитить выступающие места пластика и рамы. Другое дело – оградить мотоцикл от травм при наездах на препятствия, однако это уже относится ко второму варианту ответа.

Основная проблема для спортивного, как, впрочем, и для туристического, эндуро – встреча с большими камнями. От них нужно защитить прежде всего картер двигателя и его боковые крышки. Для тех, кто занимается спортом, выход один – мощная алюминиевая защита поддона. Толстая пластина надежно защитит двигатель. Но не забываем о нюансах. Перед покупкой нужно удостовериться, что способ установки защиты не причинит вреда двигателю. Между ним и защитой должен быть зазор не менее 20 мм. Для крепления защиты должны использоваться силовые элементы рамы или картера двигателя. Болты должны располагаться так, чтобы их головки не повреждались при езде, иначе в случае необходимости снять защиту без «болгарки» будет невозможно. Неплохой вариант – закрепить защиту на хомутах через полоски жесткой резины, а вместо болтов использовать почти не выступающие заклепки.

Не менее важно иметь возможность регулярно вычищать грязь между двигателем и защитой, иначе масло в двигателе будет хуже охлаждаться. Некоторые запихивают жесткий поролон между картером и защитой: он не позволяет грязи набиваться в щель, но в то же время ухудшает охлаждение. Впрочем, такая прослойка все же лучше, чем ничего, поскольку вычищать спекшуюся глину, армированную ветками, из-под защиты – развлечение еще то. Также убедитесь, что защита не ограничивает доступа к сливной пробке и вы сможете при необходимости поменять масло даже в полевых условиях. Другое дело, если ваш стиль – катание в свое удовольствие, а дороги все больше проселочные с песком и глиной. В этом случае защита – чистая прихоть. На многих эндуро уже с завода стоят пластиковые поддончики. Ими и можно ограничиться.

Многие делают защиту поддона самостоятельно. Тут важно не переусердствовать. Слишком прочная, она будет передавать все деформации на раму, и та долго не протянет. Слишком широкая, с выступающими углами, грозит повредить ноги водителя. Слишком глухая ухудшает охлаждение, особенно если речь о «воздушнике». Наконец, надо учитывать, что любая защита уменьшает дорожный просвет. Поэтому, если вы ездите в лесистой местности или по песку, где жестких препятствий не предвидится, можно ограничиться легкой защитой или вообще не ставить ее, если рама позволяет «плавно глиссировать».

Помимо двигателя важно защитить рычаги на руле. Ассортимент аксессуаров велик, но суть у всех одна – алюминиевая скоба с пластиковым «лопушком» (он неплохо прикрывает и от ветра). Для установки придется совершить акт вандализма – острым ножом прорезать отверстия в торцах резиновых ручек на руле. Кроме того, при покупке (особенно при заказе через интернет) будьте внимательны: в комплекте может оказаться не тот крепеж, который вам нужен, как по толщине руля, так и по внутреннему диаметру (у алюминиевых рулей он меньше). Кроме того, бывают сложности с монтажом на изгибе руля, укладкой тросиков и т.п., так что желательно убедиться, что именно эта модель защиты подходит вашему рулю. После установки защиты будьте готовы к тому, что руль станет заметно шире (за счет не только удлинения торцов руля, но и выступания самих дуг), и знакомые тропинки между деревьями могут преподнести сюрприз.

Штатные пластиковые «лопухи» хорошо защищают от веток и даже выдерживают легкие падения. Но они, как правило, излишне глубоки, поэтому в определенных ситуациях могут быть опасны, например, если рука застрянет при падении.

Неплохую защиту облицовок – и отчасти глушителя – обеспечивает багажник на эндуро. Кроме того, для глушителя выпускаются специальные, обычно хромированные, накладки. Но они не предотвращают касания пластиком раскаленной трубы, поэтому при падении на глушитель побыстрее поднимайте мотоцикл, пока пластик не поплавился. Кстати, изнутри от тепла его защищает специальная накладка из фольги-самоклейки. На старых мотоциклах она порой отслаивается, рвется и теряется. Особенно этому способствует мойка изнанки пластика под высоким давлением. Не ленитесь проверить и при необходимости подклеить термозащиту.

Те, кто ездит на дальняк (а для этого, бывает, приспосабливают и легкие аппараты), не понаслышке знакомы с боковыми опорами для багажных сумок. Это тоже своего рода защита, особенно если и сумки присутствуют. Главное, чтобы ничего ценного и бьющегося в них не было. Пусть все ценное и бьющееся будет в центральном кофре или рюкзаке.

При активной езде мотоботы протирают лакокрасочное покрытие рамы и двигателя за считаные часы. Чтобы сохранить его, устанавливают накладки. На раму – пластиковые или металлические, причем если последние обычно крепят на хомутиках, то пластиковые, по совету одного из читателей «Мото», можно изготовить из пластиковой бутылки, которая при нагреве термопистолетом сама принимает форму сочленений рамы и надежно защищает ее.

Такое суррогатное крепление неплохо заменяет фирменное. А резиновая прокладка позволяет защите смещаться при сильных ударах, от чего меньше страдают детали.
Грамотная защита двигателя: нет выступающих частей (болты крепления утоплены), боковины прикрывают крышки картера. Разве что охлаждение страдает.
Легкая защита на титановых хомутах и заклепках. Между ней и рамой – резиновая амортизирующая прокладка.
Заклепки почти не выступают снаружи.
При снятии защиты не жалейте проникающей смазки: без нее можно повредить крепеж.
«Уши» по бокам нижней части рамы защищают от несильных ударов и являются деформируемыми элементами. Для дачных покатушек такой защиты зачастую хватает.
Однако при жесткой езде за защитными выступами рамы надо следить, поскольку «заводская защита» не рассчитана на большое число циклов деформации – трубы тонкие.
Защита рамы алюминиевой накладкой. Просто и эффективно.
Эти конструкции не дают в обиду радиаторы.
Эта защита предохраняет не выпуск, а ногу пилота. Для защиты от вмятин нужна другая конструкция.
Прихваченная кольцами из тонкой проволоки грипса никогда не провернется.
Алюминиевая ручка газа не сломается при падении – еще один секрет профессионалов.
Рычаг из прочного и легкого сплава фирмы ZETA при падении просто спружинит – на любителя, но не для любителя.
Усиленное колесо: красиво, но для любительской езды не нужно.
Сиденье удобное и прочное. Порвать его невозможно.
Вариантов рисунка на защитных пленках бесчисленное множество.

Ну а теперь перейдем к тому, как сделать вид мотоцикла максимально эффектным. Ограничить нас в этом может только чувство вкуса или недостаток финансов. Представим, что ни с первым, ни со вторым проблем у нас нет. Добавим лишь немного юмора.

Для начала понадобится красивый анодированный руль. Он может быть практически любого цвета, главное, чтобы во время езды радовал глаз. Профессионалы установят более прочный и толстый руль, их называют twin wall. Для нас вполне подойдет и обычный – диаметром 22,2 мм. Ведь падать мы не собираемся! На руле обязательно должны красоваться спортивные рычаги. Последний писк – складывающиеся при падении. Вместе с кронштейном цена такого рычага приближается к двум сотням долларов. Для спортсменов это оправданно – в гонке некогда менять сломанную деталь. Для всех остальных такая покупка – чистый понт. Да, на эти деньги можно купить с десяток обычных (или пару комплектов защиты), но экономить на имидже – не наш подход. Ведь как приятно показывать друзьям складывающийся во все стороны рычаг и ловить их восхищенные взгляды!

Потом, пожалуй, заменим крышечки тормозных бачков на специальные тюнинговые. Они легче граммов на пять, а главное, отлично смотрятся. Как говорится, лиха беда начало. Теперь необходимо позаботиться о тормозах и защитить передний тормозной диск от летящих камешков специальным (лучше карбоновым) чехлом. Еще нужно не забыть установить дорогой и хрупкий титановый выпуск и на него тоже приспособить карбоновую защиту. И наконец, все открытые части рамы и маятника закрыть пластиком, алюминием и карбоном! И на сладкое – поставим новое сиденье, сделанное из специального прочного и такого красивого материала!

Вот теперь наш мотоцикл похож на настоящий гоночный аппарат. И ничего, что самые важные для спортсменов и уж очень дорогие части – вилку и амортизатор мы менять не стали. Всегда ведь можно сказать, что они заказаны, но еще не пришли, так как их настраивают прямо на заводе прямо под наш вес и стиль езды.

И не страшно, что менять поврежденную после падения защиту часто дороже, чем отремонтировать обычный мотоцикл. Ведь мы на таком красивом моцике теперь ездить будем пореже да потише. Не дай Бог – испачкается!

Подпишитесь на «За рулем» в