"тарзан" — продолжение сериала?

«ТАРЗАН» — ПРОДОЛЖЕНИЕ СЕРИАЛА?

ИСПЫТАНИЯ

Вседорожник

«ТАРЗАН» — ПРОДОЛЖЕНИЕ СЕРИАЛА?

О своеобразном гибриде «Самары» и «Нивы» мы уже рассказывали*. На очереди — «Тарзан-2».

Сергей МИШИН

Новый «Тарзан» ощутимо «подрос» и обзавелся более просторным салоном. Для такого перевоплощения не стали обвешивать кузов универсала VAZ 2111 пластиковыми накладками, как на первом «Тарзане» из «Самары». Его просто приподняли над широкими 15-дюймовыми колесами, сделали рельефными колесные арки, добавили небольшие стилизованные решетки спереди и сзади и трубы-подножки.

Под кузовом скрыта уже известная «тарзанья» рама с независимой задней подвеской, сконструированной из передней «нивовской», и дисковыми тормозами всех колес. Но теперь кузов закреплен к раме не в восьми, а в десяти точках. Дорожный просвет прежний, такой же, как у «Нивы», — 200 мм.

У нового вездехода стали мягче пружины передней подвески и легче руль — увеличено передаточное отношение рулевого механизма. В перспективе — установка гидроусилителя.

Вместо «двести тринадцатого» двигателя установлен новый ВАЗ-2130, рабочим объемом 1,8 л мощностью 82 л. с. при 5400 об/мин с увеличенным крутящим моментом — 13,0 кгс.м при 3000 об/мин. Машина стала более «тяговитой». Ведутся опытные работы и по «вживлению» шестнадцатиклапанного мотора VAZ 2112.

Интерьер 2111 как будто не претерпел никаких изменений, связанных с полным приводом. Но где же тогда рычаги управления раздаточной коробкой? Оказалось, они теперь «растут» горизонтально из левой боковины консоли. Тот, что управляет передачами, — у самого пола перед водительским сиденьем. Другой, блокирующий межосевой дифференциал — под панелью приборов.

За руль сел с некоторым смятением — интерьер обычной «одиннадцатой», а под капотом и полом — совсем другая начинка. А тут еще у каждого светофора «пацаны» на «нивах» навязывают необычной машине дуэль — кто кого! Впрочем, если принять вызов, «Тарзан» неизменно выходит победителем, особенно когда под колесами снежная каша, ледяная корка, а то и худшие их сочетания. Как-никак, у него не только полный привод, но и независимая подвеска всех колес. Такое сочетание делает машину более «цепкой» и устойчивой даже на буграх, покрытых льдом, где задок «Нивы» норовит соскользнуть.

На зимних скользких поворотах «Тарзан» держится не менее надежно, вселяя чувство уверенности. Нужно лишь помнить, что в азарте можно и на трамвае пройти поворот с заносом — так, что и рельсы не удержат.

Мелкие неровности под колесами ощущаются скорее на слух — толчки от них почти не передаются на руль или сиденье. Но еще больше понравилось поведение машины в колее, оставленной гусеничным трактором. Вспомните, как ведут себя в этом случае «Жигули» или «Нива»: что-то в подвеске или кузове тотчас находит свой резонансный режим, и машина зудит, грозя развалиться на ходу. «Тарзан» здесь шел непривычно мягко.

Тормоза — эффективные, логичные, хорошо контролируемые даже на чистом льду. Впрочем, упоминание о трамвае справедливо и для них — зима заставляет действовать точнее.

Ну а как поведет себя «Тарзан» в более глубоком снегу? Сначала сворачиваем на заснеженную грунтовку. Машина легко перепрыгивает из одной колеи в другую, затем переваливается через обе, смещаясь к обочине. И все это — не снижая скорости!.. Попробуем освоить целину.

...Месили снег больше часа. Что ж, как и любую машину, можно «засадить» и «Тарзана». Но придется хорошенько постараться. В глубоком снегу, не желая двигаться вперед, он, в конце концов, остановится — но не обязательно застрянет! Успешная «эвакуация» удавалась и там, где «Нива» сидела бы в ожидании трактора.

Наши полевые испытания вызвали необычайный интерес проезжавших по шоссе водителей, особенно на «десятках» и «одиннадцатых». С чего бы? Не сразу сообразили, что «Тарзан», спрятав колеса в глубоком снегу, со стороны выглядит как обычный универсал. Правда, составить нам компанию никто не решился — здравый смысл победил.

Езда по колеям и глубокому снегу выявила и некоторые недостатки машины, например склонность «Тарзана» к диагональному вывешиванию. С короткоходной подвеской при относительно большой базе «Тарзан» — это все-таки не полноценный вседорожник. Так, рулевое управление с увеличенным передаточным числом (4,5 оборота от упора до упора) может создать проблемы. Если «Тарзана» бросит в сторону, руль придется крутить очень быстро, чтобы успеть повернуть колеса на требуемый угол. А более «короткий» руль, если он не подкреплен гидроусилителем, тяжеловат. Немалую роль сыграла в этом возросшая (относительно обычной «Нивы») на 150 кг масса машины.

Но заметим, что на расходе топлива при умеренных скоростях это едва сказалось. А если ход «за сотню» — благодаря хорошей аэродинамике расход заметно ниже, чем у 213-й «Нивы».

Обновленный «Тарзан» — автомобиль для активного отдыха: с задатками вездехода, но с комфортом легкового автомобиля. Проходимость «Тарзана» полностью соответствует и его облику, и назначению и потому не удовлетворит заядлого «джипера». Неплохо бы дополнить машину самоблокирующимся дифференциалом в «раздатке», который позволит отказаться от рукоятки блокировки и гидроусилителя руля. Ведь очевидно, что узкий круг покупателей этой, по сути, штучной машины тратит на нее не последние деньги.

*См. ЗР, 1998, № 10.

Независимая подвеска всех ведущих колес сконструирована из элементов, позаимствованных у «Нивы».

Фото Сергея Мишина

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые