Skoda Yeti по столицам Зимних Олимпиад: Альбервиль и жизнь новой Европы (эпизод 8-й)

Между Шамони и Альбервилем всего 67 километров, а вот в историческом плане между олимпиадами 1924 и 1992 годов - вечность.
Yeti у Олимпийской чаши Альбервивля

В этот исторический отрезок времени уложились и Вторая мировая война, и распад Союза, и раздел, а потом воссоединение Германии. Не знаю, как связаны эти перипетии в жизни человечества с дорогой, но на протяжении всего пути от Шамони к Альбервилю на полотно узкого, жмущегося к скалам серпантина скатывались то камни, то снежные комья. Затянутые металлическими сетками склоны нет-нет да и показывали норов, вызывая у меня, жителя мегаполиса, восхищение вековым противоборством человека и природы.

Вид с крепостной стены Альбервиля: олипийские сооружения справа на окраине

Дорога узкая, горная, с поворотами-шпильками, еле волочащимися, набитыми под завязку развозными фургонами. Поэтому и добирались до Альбервиля два с лишним часа. Ситуация кардинальным образом изменилась километров за десять до города, когда выехали на отличное четырехрядное шоссе - как выяснилось впоследствии, построенное как раз благодаря Олимпиаде, которой Альбервиль вообще многому обязан. Представьте себе, семнадцатитысячный городишко принимает спортсменов со всего света и в одночасье становится знаменитым на весь мир!

Панорама олимпийского парка

Примечательно, что это произошло стараниями двух людей - тогдашнего мэра Альбервиля и знаменитого спортсмена, олимпийского чемпиона и удачливого бизнесмена Жана-Клода Кили, ставших национальными героями. Масштаб проделанной ими работы впечатляет. Сказать, что средневековый городок идеально подходил для организации масштабных соревнований, было бы не совсем честно. Да и спортивных трасс в окрестностях города фактически не было. И тогда родилось гениальное решение - не строить олимпийской деревни в городе, поселив спортсменов в местах проведения соревнований, и отказаться от фундаментальных спортивных сооружений, применив вместо них разборные конструкции. Спортивные делегации приезжали в город только на церемонии открытия и закрытия Игр.

Два Yeti у чаши

Анри Молье, местный хранитель истории, рассказывает об этом с большой гордостью. Дело в том, что Альбервиль - одна из немногих олимпийских столиц, которой удалось от Игр получить настоящий капитал и при этом минимум проблем. В городе не осталось бесхозных зданий-призраков, пустых спортивных арен. Здание олимпийской дирекции превратилось в офисный центр, здание подготовки команд к торжественным церемониям отдали лицею. Городу досталась превосходная инфраструктура: Альбервиль связали с Францией и остальным миром прекрасная автомагистраль А43, ведущая из Гренобля, скоростная железная дорога, по которой за три часа можно домчаться до Парижа, и новый городской вокзал в придачу. Плюс дороги, ведущие в популярнейшие горнолыжные курорты, которые были задействованы под проведение соревнований. Вот почему Альбервиль, не имеющий большой ценности для туристов, называют воротами туризма.

Анри Молье знает про Альбервиль и Олимпиаду всё

Понятно, что город с благоговением относится ко всему, что связано с Олимпиадой. На мачтах освещения и городских стенах то и дело встречается олимпийская символика. В городе есть музей Зимних Игр 1992 года. В нем можно и сейчас купить сувениры, изготовленные двадцать лет назад. И среди них - масштабная модель Renault Espace с символикой Олимпиады в Альбервиле. Компания Renault, тогда еще не состоящая в альянсе с Nissan, имела статус официального партнера Игр, а ее автомобили в белоснежных «нарядах» курсировали между спортивными аренами.

В музее Зимней Олимпиады в Альбервиле. Галерея костюмов

Средства, вложенные в Олимпиаду, отбивали как могли. В организацию Игр было вложено, в пересчете на евро, 640 млн, и 596 млн евро вернулось. Даже трибуны со стульями разобрали и продали потом Барселоне, которая готовилась принимать Летние Игры.

У Олимпиады в Альбервиле официальным партнером была французская Renault

Но вернемся к самой Олимпиаде. В 1992 году зимние Олимпийские Игры в последний раз проводились в тот же год, что и летние - впоследствии МОК (Международный олимпийский комитет) принял решение проводить зимние и летние Олимпийские игры поочередно с интервалом в 2 года.

Изменилась и политическая карта мира. В связи с объединением Германия была представлена единой командой. Два месяца как распался Советский Союз. Возникли вопросы о статусе команды, финансировании ее, комплектовании, подготовке и участии в Олимпиаде. И здесь, как и во всем на Олимпиаде в Альбервиле, было найдено неординарное решение: команда бывшего СССР выступала как объединенная команда Содружества Независимых Государств — СНГ под олимпийским флагом. В честь победителей и призеров из команды СНГ также должен был подниматься олимпийский флаг. У команды СНГ не оказалось гарантийного денежного взноса для внесения его МОК Франции за участие в Олимпийских играх, а также для отправки самих спортсменов в Альбервиль. В конце концов, эти проблемы, никогда не возникавшие ранее, были решены и команда бывшего СССР оказалась на Олимпиаде-1992.

Skoda Yeti на олимпийском пути

Неоднозначная ситуация сложилась в соревнованиях по хоккею с шайбой. Команда СНГ была укомплектована молодыми малоизвестными игроками: занавес пал, и все ведущие игроки отправились за океан выступать за различные профессиональные клубы НХЛ. В результате предварительных соревнований, в которых приняло участие 12 команд, в полуфинал удалось пробиться командам США, Швеции, Канады и СНГ. Спортсмены хоккейной команды СНГ неожиданно легко переиграли в полуфинале лидера первой предварительной группы - команду США с результатом 5:2, а в финале - канадцев с результатом 3:1.

Заключительный фрагмент этой игры вы можете посмотреть.

Общекомандное первенство завоевали спортсмены Германии, выигравшие 26 медалей — 10 золотых, 10 серебряных, 6 бронзовых и 181 очко в неофициальном командном зачете. На втором месте оказались спортсмены команды СНГ, получившие 163 очка и 23 медали — 9 золотых, 6 серебряных, 8 бронзовых. Эти результаты были вполне закономерными и не явились неожиданностью ни для специалистов, ни для любителей зимних видов спорта. Третье же место - у олимпийцев Норвегии, завоевавших 193 очка и 20 медалей — 9 золотых, 6 серебряных, 5 бронзовых - явилось сенсацией Зимних Олимпийских Игр.

На фоне ледовой арены для фигурного катания перед отъездом в Гренобль

Много нового произошло в жизни автомобильной компании Skoda. К рубежу Олимпийских Игр в Альбервиле она подошла в партнерстве с Volkswagen, который в апреле 1991 года выкупил 31% собственности чешского производителя. Начинался новый этап в жизни Млада-Болеслава, включающий создание нового модельного ряда.

Предыдущий эпизод олимпийского пробега здесь.

Skoda Yeti на олимпийском пути

Подпишитесь на «За рулем» в

Отзывы о Skoda Yeti (1)

— Отличный автомобиль, полный восторг.
Skoda Yeti  2013
/ срок владения: 3 - 5 лет

Достоинства:

Комфорт, прекрасная управляемость, динамика, абсолютная надёжность, неугоняемая - мизерная цена КАСКО, адекватная цена ТО.

Недостатки:

Мал ход отбоя подвески.

Комментарий:

За 80000км пробега пришлось заменить одну лампу подсветки номера (20 рублей и минута работы) А больше и комментировать нечего - идеальный автомобиль для своего класса!

+7