"сороконожки" без ядерной кнопки

«СОРОКОНОЖКИ» БЕЗ ЯДЕРНОЙ КНОПКИ

РЕПОРТАЖ ЗР 

«СОРОКОНОЖКИ» БЕЗ ЯДЕРНОЙ КНОПКИ

Леонид САПОЖНИКОВ

«Были у Минского автомобильного и настоящие тайны... Об этом — в другой раз».

ЗР, 1997, № 4 

ПОД ПОКРОВОМ ТЬМЫ

В 1954 году по инициативе маршала Жукова (в то время заместителя министра обороны СССР) при Минском автозаводе было организовано специальное конструкторское бюро. Посвященные знали его задачу в самом общем виде: создавать для армии большегрузную автомобильную технику высокой проходимости. Гораздо меньше было тех, кто ведал, что речь идет об артиллерийском тягаче. И уж совсем немногие, в круге третьем, были знакомы со странными требованиями заказчика к этому тягачу. Преодолеваемые подъемы — до 30 градусов, броды — до 1,3 метра, впечатляющий запас хода по топливу (в полтора раза больше, чем у легковой «Победы»).

Колесная формула 8х8 и полуметровый дорожный просвет укрепляли догадку, что «артиллерийский тягач» предназначается не для войны в Европе или же... не для артиллерии.

Мир еще не знал, что стоит на пороге эпохи межконтинентальных баллистических ракет (они же — будущие ракеты-носители в космонавтике). Для их буксировки по сибирской да заполярной глухомани и нужен был МАЗ-535. Его первые образцы выехали с завода в 1956 году — за год до запуска на орбиту первого спутника.

Для серийного выпуска буксировщиков ракет на МАЗе появилось «производство колесных тягачей» — по сути, завод в заводе. Атмосфера секретности вокруг него доходила до абсурда. В «Краткой хронологии Минского автозавода», составленной 30 лет спустя, отражен даже такой знаменательный факт, как «вступление в строй действующих заводской прачечной самообслуживания», а о производстве ракетовозов — ни слова. Готовые машины покидали цех только ночью, строго по графику, согласованному с «компетентными органами», чтобы не уследили космические и земные шпионы. Но при этом Кремль мог, грозя Западу «кузькиной матерью», показать новейшие тягачи и ракеты во время парада на Красной площади. А специалисту много не надо: сосчитав колеса, прикинул массу перевозимой ракеты, а там уж один шаг до ее мощности...

В увесистом «Советском энциклопедическом словаре», изданном в 1988 году, я обнаружил биографическую справку о доярке, получившей звание Героя Соцтруда еще при Сталине, но не нашел фамилии главного конструктора тех самых ракетовозов — Героя, лауреата высших премий СССР, заслуженного деятеля науки и техники.

Чтобы хоть чуть-чуть восстановить справедливость, назову его: Борис Львович Шапошник (1902–1985). (Подробнее о его творческом пути рассказано в очерке «Закрытый конструктор Борис Шапошник» на стр. 96 — ред.).

МАРС ПОЧТИ НЕ ВИДЕН

После многих лет противостояния двух систем на политическом небосводе нежданно взошла мирная звезда и Марс, покровитель ракет, стал почти не виден. Что уложить между кабинами «сороконожки» взамен уничтоженных СС-20? Стрелу подъемного крана? Такой автокран — все равно что танк с плугом.

В новых условиях производитель ракетовозов смог, наконец, легализоваться и получил собственное имя — МЗКТ (Минский завод колесных тягачей). Но заводчане вяло восприняли это знаменательное событие. Военные заказы составили в 1994 году всего полпроцента от уровня 1989-го, гражданских же заказчиков надо было где-то искать и чем-то соблазнять. Да еще растолковывать им, что МЗКТ — не какая-нибудь скороспелая фирма, а бывший секретный завод, более 30 лет прятавшийся под «крышей» МАЗа. К этой работе на предприятии не были готовы и ностальгически вздыхали (да и по сей день вздыхают) о временах, когда спрос заменяло постановление ЦК.

— Предлагали нам выпускать взамен тягачей то ли полуприцепы, то ли двигатели, то ли легковые автомобили, — сказал мне директор завода Владимир Волков. — Но мы решили не покидать свою нишу — специальных автомобильных шасси. В ней мы защищены от новоявленных конкурентов: осваивать мелкосерийное производство такой уникальной техники никто не возьмется. А уже существующие зарубежные аналоги серьезно уступают нашим машинам по проходимости и раза в полтора дороже.

ВОЕНПРЕДЫ ВОЗВРАЩАЮТСЯ

Одновременно со мной на МЗКТ приехала и, признаться, мешала мне общаться с главным конструктором Владимиром Чвялевым африканская делегация. На территории завода для нее выстроили целую колонну внушительных образцов продукции, в которой этаким отставным генералом смотрелся длиннющий ракетовоз: восемь ведущих осей, колеса трех первых и трех последних — управляемые.

Если надо, завод вам сделает даже двенадцатиосник. На опытном спецшасси 7907 с колесной формулой 24х24 (!) ракеты поездить не успели, а вот речной катер массой 88 т перевезли на этом чуде-юде по дорогам общего пользования с Березины за 150 км на озеро Нарочь.

Все в мире относительно. После знакомства с такими исполинами мелковатым кажется полноприводный четырехосник семейства «Волат» (по-белорусски — «богатырь») грузоподъемностью 22 т. Он пошел в серию в 1993 году как грузовик с бортовой платформой, а затем на базе того же шасси завод начал выпускать седельный тягач и самосвал.

Основной покупатель внедорожных машин МЗКТ — РАО «Газпром», а в перспективе — также нефтяники России, Белоруссии, Румынии, для которых создаются шасси 6х6, 8х8 и 10х10 под агрегаты по ремонту скважин.

— Что такое трубопровод построить в пустыне? — рассуждает Волков. — Там же проедешь только на автомобиле такого класса. Наша техника работает в непролазных местах, где альтернатива ей — один лишь вертолет. Но, во-первых, вертолет дороже. Во-вторых, он доставит груз — и что дальше? А от двигателя автомобиля может работать буровая установка!

Военная тема в жизни МЗКТ ушла на задний план, но не заглохла: завод делает автопоезд для перевозки 60-тонных танков. (Кстати, многим кажется, что танки не идут своим ходом ради сохранности дорог, но это не совсем так. Просто у них небольшой ресурс, потому их и перевозят, где только возможно.)

Для строителей завод выпускает самосвал МЗКТ-6515 (8х4). Он может возить из карьеров на стройплощадки либо к местам дорожно-строительных работ до 21 т груза (скажем, щебня).

Читатель, у вас не закружилась голова от многообразия колесных формул? У меня закружилась — еще там, на заводе, когда хотел и не мог выстроить их в какую-то систему. А потом понял: никакой системы нет. МЗКТ по силам построить автомобиль с любой колесной формулой — от 6х6 до 24х24 и с двигателем — хоть отечественным, хоть импортным — по желанию заказчика. Учтет и другие его требования, причем уникальная машина, какой еще нигде нет, будет готова не позже чем через полгода. Это возможно благодаря модульному проектированию: новые автомобили как бы складывают из готовых узлов-"кубиков".

Многие узлы — от двигателей, кабин, мостов до подшипников и ступиц — унифицированы с мазовскими, что облегчает потребителю ремонт. А вообще задача эта не из простых: МЗКТ имеет на просторах СНГ, включая Сибирь и Среднюю Азию, всего 120 штатных ремонтников. В прежние времена их хватало: завод делал свои тягачи так, что смело давал гарантию на десять лет и потом обычно продлевал еще на пять. Нынче, конечно, качество уже не то.

— Поэтому, — рассказал мне Волков, — мы возобновили соглашение с военпредами. Подключаем их к контролю качества не только военных, но и народнохозяйственных машин.

Я спросил, выгодно ли устанавливать двигатели «Мерседеса» или, скажем, «Катерпиллера» с учетом их высокого ресурса и надежности. И попал директору в болевую точку: у него только что был трудный разговор с представителем отечественного моторного завода, предлагавшим новые двигатели по цене выше «мерседесовской». Скоро и традиционные воронежские шины обгонят по стоимости «Мишлен». Не потому, подчеркнул Волков, что производители российских комплектующих — зарвавшиеся нахалы, а потому, что их разоряет и вынуждает повышать цены «неразбериха с налогообложением».

А ведь умеренная цена — одна из главных конкурентных позиций «сороконожек» на мировом рынке! Палки, вставляемые в колеса своими же, страшны, даже если колес очень много...

МЗКТ-75165 — самосвал 8х8 грузоподъемностью 24 т.

Специальное большегрузное шасси под монтаж оборудования для бурения нефтегазовых скважин, а также большегрузных кранов.

МЗКТ-79097 — специальный автомобиль для транспортного и технологического обслуживания нефтегазовых разработок.

Цементовоз БЦМ-5642 Красногорского завода «Бецема» на шасси МЗКТ-751652 (8х8). Объем цистерны — 18 мз, грузоподъемность — 20 т.

Перейти в медиа раздел с популярными галереями автомобилей

Вы уже видели наши самые популярные новые видео? Они — здесь.
А здесь — наши самые популярные новые фотогалереи.

Автоновости на нашем канале в Яндекс.Дзен

Подпишитесь на автоновости на нашем канале в  Яндекс Дзен

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые