Формула 1: решение FIA по скандальным тестам Mercedes и Pirelli задерживается

В четверг в Париже состоялось слушание по делу о легитимности майских тестов Pirelli и Mercedes F1 Team, которые прошли в Барселоне через неделю после проведения там Гран При Испании. Судьи не огласили свое решение, пообещав сделать это в пятницу.

Скандал разгорелся накануне Гран При Монако, когда представители Ferrari и Red Bull Racing подали протест FIA: команды напоминали о запрете на проведение тестов с использованием машины этого года, не предназначенной для тестирования, и, соответственно, испытания шин Pirelli на болидах Mercedes, которым не придавалась огласка, противоречили этому правилу. Начавшееся обсуждение инцидента привело к тому, что в деле решила разобраться Международная автомобильная федерация. Слушания были назначены на 20 июня.

Рассмотрением дела занимается комиссия во главе с Эдвином Глазго, президентом международного суда FIA. В ходе семичасового разбирательства были заслушаны аргументы трех сторон: FIA, Mercedes и Pirelli.

Первым на слушании выступил Чарли Уайтинг как представитель Международной автомобильной федераци. Следом за ним – Mercedes в лице главы команды Росса Брауна, главного гоночного инженера Эндрю Шовлина и тим-менеджера Рона Мидоуза. Последним ответчиком стала Pirelli, которую представлял Пол Хембри. Red Bull Racing, Ferrari, McLaren и Williams присутствовали в зале суда в качестве наблюдателей.

Претензии Red Bull Racing и Ferrari вполне понятны: Mercedes вполне могла получить на тестах дополнительные сведения о работе шин, а значит, конкурентное преимущество.

Основная позиция FIA по данному вопросу состоит в том, что официального разрешения на проведение тестов не давалось. «Разрешил Уайтинг или нет, все равно тесты незаконны, поскольку нарушают 22-й параграф регламента, за исключением случаев, определяемых Международным автоспортивным советом», - пояснил Марк Говард, официальный представитель FIA.

Как сообщают иностранные СМИ, на слушании Марк Говард отметил, что 2 мая за разрешением к Чарли Уайтингу обратились представители Mercedes Рон Мидоуз и Росс Браун. При этом они не уточнили конкретных дат и задали вопрос в целом – о возможности использовать на испытаниях болид 2013 года. Уайтинг ответил, что это может нарушить 22-й параграф спортивного регламента, но связался с адвокатом FIA Себастьяном Бернаром для уточнения вопроса. Бернар написал по электронной почте, что проведение тестов допустимо, но Pirelli должны пригласить остальные команды и проинформировать их о том, что такие тесты состоятся. Однако в итоге другие участники Формулы 1 приглашены не были. «Эти переговоры не были решением FIA, это не более, чем интерпретация 22-ого параграфа Чарли Уайтингом и Себастьяном Бернаром», - подчеркнул Говард.

Чарли Уайтинг постоянно контактирует с командами во время Гран При, поэтому к нему обращаются за решением в спорных вопросах. В этот раз ответ на вопрос оказался более сложным. 22-й параграф спортивного регламента говорит о том, что тесты, проводимые вне гоночных уикендов и на машинах текущего и предыдущего сезонов, не разрешены и должны обсуждаться отдельно. В то же время каждой команде разрешается восемь спонсорских мероприятий, на которых их автомобили могут проехать не более 100 км.

В свою очередь Mercedes утверждают, что данные тесты были всего лишь частью программы сотрудничества с Pirelli – испытывались шины производителя, и, как говорится в их заявлении, «в целом соответствовали» регламенту. Адвокат команды Пол Хэррис акцентирует внимание на том, что все организовывала, контролировала и оплачивала компания Pirelli, а Mercedes лишь выполняла то, о чем ее просили. И об этом Росс Браун и Пол Мидоуз сообщили Чарли Уайтингу. Более того, в переписке между Уайтингом и Бернаром присутствует обсуждение, кто именно организует тесты, и насколько это соответствует регламенту. В результате оба представителя FIA согласились, что если инициатором выступает не участник чемпионата, то спортивный регламент не нарушается. В то же время немецкая команда ссылается на тесты Ferrari, которая перед Гран При Испании также испытывала шины на своей машине 2011 года, и предлагает рассмотреть их правомерность.

В качестве еще одного доказательства того, что тесты никак не могли повлиять на получение преимущества над соперниками, Росс Браун заявил, что команда не собрала никакой полезной информации от проведенных испытаний. «Мы не знали, какой тип шин был установлен на наши машины, что именно делает Pirelli. Мы всегда руководствуемся принципом, что лучше никакой информации, чем плохая информация. И я не знаю, как можно было использовать полученные данные», - пояснил Браун.

Mercedes призналась, что жалеет о решении посадить за руль болидов Нико Росберга и Льюиса Хэмилтона в одинаковых черных шлемах. Как утверждает команда, сделано это было, чтобы не привлекать внимание болельщиков, однако в итоге такое решение способствовало созданию ореола секретности испытаний.

В свою очередь Pirelli выказали удивление, почему FIA так пристально рассматривает проведенные тесты, ведь они не нарушают утвержденный регламент. Как подчеркнул адвокат компании Доминик Дюма, Pirelli действовала в соответствии с полномочиями, определенными самой федерацией.

Заслушав все стороны, коллегия судей FIA обещала огласить решение на следующий день.

Подпишитесь на «За рулем» в