ЭРА-ГЛОНАСС: спасатели уложатся в «золотой» час

Система ЭРА-ГЛОНАСС (экстренного реагирования при авариях) сформирована, последние предпусковые испытания успешно завершились во всех субъектах РФ, сообщил на пресс-брифинге Александр Гурко, президент компании «Некоммерческое партнерство ГЛОНАСС». В декабре Госдума наметила принять закон о порядке функционирования системы в стране. Начало ее введения намечено на следующий год.

РА-ГЛОНАСС: спасатели уложатся в «золотой» час www.zr.ru

РА-ГЛОНАСС: спасатели уложатся в «золотой» час www.zr.ruСистема ЭРА-ГЛОНАСС (экстренного реагирования при авариях) сформирована, ее испытания успешно завершились во всех субъектах РФ, сообщил на пресс-брифинге Александр Гурко, президент компании «Некоммерческое партнерство ГЛОНАСС». В декабре Госдума наметила принять закон о порядке введения и функционирования системы в стране.
Система ЭРА-ГЛОНАСС (экстренного реагирования при авариях) сформирована, ее испытания успешно завершились во всех субъектах РФ, сообщил на пресс-брифинге Александр Гурко, президент компании «Некоммерческое партнерство ГЛОНАСС». В декабре Госдума наметила принять закон о порядке введения и функционирования системы в стране.

Минус 4 тысячи трупов

Президент НТ «ГЛОНАСС» Александр Гурко сообщил, что в тестах испытывалась готовность оборудования:

  • принимать сигналы о происшествии из автомобилей, оснащенных специальным устройством,
  • отсеивать ложные сообщения,
  • определять координаты ДТП (широта, долгота до секунды),
  • определять VIN машины,
  • формулировать оценку степени тяжести аварии,
  • передавать о случившемся в МЧС, скорую помощь, полицию, а также
  • проверялась техника и операторы основного, резервного и 72 периферийных узлов на слаженность выполнения регламентных действий,
  • готовность аппаратуры, адаптирующей к ЭРА-ГЛОНАСС региональные системы вызовов по номеру 112.

Журналистам продемонстрировали, насколько быстро и точно работает система: были инсценированы аварии в нескольких регионах страны. Время с момента выдачи информации с места происшествия до ее приема в обработанном виде — от 7 до 20 секунд. Секунды нужны для передачи данных спасательным командам.

Благодаря быстродействию комплекса и тотальному радиопокрытию ее аппаратурой территории страны время прибытия экстренных служб к месту аварии, по оценкам экспертов, сократится примерно на треть. Это даст возможность спасателям чаще укладываться в «золотой» час (время, за которое можно во многих случаях предотвратить смерти пострадавших в ДТП) и таким образом ежегодно спасать жизни около 4 тысяч человек.

Деньги — поровну

По словам Алексея Семенова, директора департамента программ развития Минтранса РФ, ЭРА-ГЛОНАСС сегодня работает в режиме опытной эксплуатации в 83 субъектах России, однако пока не абсолютно все автодороги охватывают ее радиосигналы. Дело поправимо. Елена Нечай, директор по маркетингу компании МТС, рассказала, что «большая тройка» мобильных операторов («Вымпелком», «МегаФон», МТС) и компания «Ростелеком» в нынешнем году уже приступили к строительству радиотрансляционных вышек вдоль автодорог на востоке страны — трасс «Байкал», «Каспий», «Урал» и «Уссури» на общей протяженности порядка 9 тыс. км. На что понадобятся, надо заметить, существенные капиталовложения. Сколько именно, можно представить: эти же фирмы — соисполнители проекта ЭРА-ГЛОНАСС, уже инвестировали около 2 млрд руб. в создание инфраструктуры радиопокрытия 2000-километрового участка автодороги «Амур».

Кроме прочего, это хороший пример частно-государственного партнерства при реализации значимых социальных программ: примерно столько же — 2 млрд руб. — для радиофикации и телефонизации трассы «Амур» выделено из госбюджета на строительство подъездных путей к объектам связи и их подключению к энергоснабжению. Кроме того, «МегаФон» предоставил свои площадки для стационарной установки аппаратуры ЭРА-ГЛОНАСС, вся «большая тройка» — собственные каналы связи. Во всех случаях — на условиях аренды. Что выгодно госказне: значительно дороже государству обошлось бы строительство и оснащение аналогичных новых объектов, как предполагалось первоначальным планом.

…А нашли в России

Приятно осознавать, что российская система экстренного реагирования при авариях опирается на российские компании и отечественные разработки. Скажем, «Цезарь-Сателлит» тестирует образцы автомобильных терминалов, в том числе собственного изготовления, проводит полевые испытания с десятками оборудованных автомобилей.

— Мы долго искали поставщика готовой платформы под систему, — поделился Александр Гурко. — Пересмотрели множество решений зарубежных фирм, но убедились, что наши требования к платформе выше и более масштабны, чем то оснащение, которое могут предложить за границей. Искали там, а нашли в своей стране — разработку российской компании «Люксофт». По сути, она предлагает то, что не имеет аналогов в мире.

Система SOS обязательна для всех

С 1 января 2015 года согласно Техрегламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» уже многие будут обязаны устанавливать в автомобили модули ЭРА-ГЛОНАСС — транспортные средства, которые впервые проходят в РФ процедуру одобрения типа ТС (по прикидкам, таких растиражированных машин будет сотни тысяч). А с 2017-го использование системы станет обязательным для всех новых автомобилей. Значит, к концу того года устройства экстренного оповещения будут примерно в 3 млн машин.

Это в России. То же обязательство ляжет на Казахстан и Белоруссию. Здесь развивают аналогичные совместимые системы.

И «выездной» вариант. ЭРА-ГЛОНАСС основана на европейском стандарте eCall, таким образом, попавший в дорожную неприятность в странах Старого Света российский автомобилист сможет рассчитывать на экстренную помощь местных спасательных служб. Как и иностранец в нашей стране.

Услуги вызова экстренных служб по системе ЭРА-ГЛОНАСС будут бесплатными в течение всего срока эксплуатации автомобиля.

Отметим, что именно российские специалисты предложили мировому автомобильному сообществу оснащать машины системами экстренного реагирования при авариях. Страны Женевского соглашения по безопасности автотранспорта его приняли. Возглавить рабочую группу подготовки технических нормативов поручили представителю РФ Денису Загарину, руководителю Научно-исследовательского центра НАМИ (Дмитровского полигона).

Подпишитесь на «За рулем» в