Авторынок-2013: эффект «Дастера», премиум и китайцы

На седьмой ежегодной пресс-конференции Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) назвали окончательную цифру продаж легковых и легких коммерческих автомобилей в России — 2,78 млн шт. Нельзя сказать, что она кого-то поразила, но все-таки ждали итогового результата с нетерпением, ведь рынок автомобилей — хороший индикатор происходящего в стране. Погрузится ли она в пучину кризиса или будет потихоньку выбираться к солнечным берегам?

Российский авторынок новых легковых и легких коммерческих автомобилей завершил год с результатом 2 777 447 (—5% к 2012 году) проданных автомобилей. Это чуть меньше ожидаемых АЕБ 2,95 млн, но тоже совсем неплохо. Кроме того, как подчеркнул на пресс-конференции глава Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер, важна даже не столько цифра, сколько перспектива, а она у России есть. Так, в Германии, которая занимает первое место по продажам в Европе, рынок новых авто практически достиг потолка: при 2,95 млн проданных в прошлом году автомобилей только 1,1 млн были зарегистрированы на частные лица, все остальное пришлось на корпоративные продажи. В России же в частное пользование приобретено не менее 2 млн автомобилей. Это говорит о том, что в нашей стране рынок лизинга просто мало развит, его созревание неизбежно приведет к резкому скачку автопродаж, в результате чего у страны есть шанс окончательно стать лидером на европейском рынке. То есть имеющийся потенциал нужно лишь грамотно раскрыть.

Как подчеркивают сами автопроизводители, этот год хотя и был для них непростым, однако плохим его назвать все же сложно. Рынок развивался очень неровно: сначала он демонстрировал подъем, а с мая и практически до конца года — спад. Стагнация наметилась лишь к декабрю: последний месяц зимы показал пусть несущественный, но все-таки плюс (+4%).

Сейчас все чаще идут разговоры о том, стоит или нет продлевать госпрограмму льготного автокредитования в России, но прошедший год, особенно последний его месяц, который ожидаемо стал завершающим для программы, показал, что этот инструмент господдержки действительно работает и небольшой плюс в копилку продаж все же внес.

«Бюджетники» и SUV

Среди бюджетных авто самыми востребованными в России по итогам 2013 года стали модели Granta (166 947 шт., +38%), Solaris (113 991 шт., +3%), New Rio (89 788 шт., + 6%), Duster (83 702 шт., +77%) и Polo (72 565 шт., +5%). В компании Renault отмечают, что в течение 2013 года произошло перераспределение сегментов рынка, и поскольку компания смогла переориентироваться в связи с увеличившимся спросом на бюджетные модели, ей удалось закончить год с результатом +11%. Кроме того, продажам способствовал так называемый феномен «Дастера». В 2014 году компания обещает вывести на наш рынок две новые модели, что должно еще упрочить положение марки. Конкретики пока нет, но очевидно, что это будут новые Logan и Sandero.

Любопытно, что 2013 год продемонстрировал перераспределение спроса по сегментам. Так, компактные автомобили, занимающие около 35% рынка, потеряли 4,7%. А вот сегмент компактных и среднеразмерных SUV (27% рынка), таких как все тот же Duster, Nissan Qashqai и Kia Sportage, вырос на 4,5%.

Вообще, на фоне общего падения рынка спрос на SUV растет. Россия продолжает превращаться в страну любителей псевдокроссоверов. Например, компания Mitsubishi сообщает, что продажи таких моделей, как Outlander и Mitsubishi ASX, выросли на 24 и 23% соответственно по сравнению с 2012 годом.

Топ-10 самых продаваемых в РФ автомобилей

Премиум-бренды и «китайцы»

Что касается премиума, то на фоне общего проседания именно этот сегмент чувствует себя на рынке наиболее комфортно. Здесь, как обычно, лидирует немецкая тройка: Mercedes-Benz (+19%), BMW (+12) и Audi (+8%). Land Rover прибавил к итогам прошлого года 10%, Lexus — всего 1%, и только Infiniti сбавил обороты на 6%. Лидер сегмента — Mercedes-Benz объясняет свой успех «мобильной линейкой, высоким имиджем бренда и достойным качеством». При этом отмечая, что российский клиент премиум-брендов существенно моложе, чем в остальной Европе: в среднем, это мужчина 40 лет. В последнее время здесь подросла и доля женской аудитории. Возможно, это связано с ростом социально-активных женщин на руководящих постах. Все больше интереса проявляют покупатели к дизельным автомобилям, особенно в классе дорогих внедорожников. Так, если еще 10 лет назад слово «дизель» ассоциировалось, в основном, с трактором, то теперь автомобили с такими двигателями технологически настолько продвинулись вперед, что в некоторых моделях мотор на «тяжелом топливе» даже предпочтительнее из-за довольно высокого крутящего момента. Audi заявляет, что 2013 год в России сложился для компании как никогда удачно. Самыми популярными в линейке компании, представленной на российском рынке, стали компактные SUV премиум-класса — Q3 и Q5. «Младший» кроссовер от Audi продемонстрировал значительный рост продаж (+45%), а Q5 прибавил 15% к 2012 году.

Несколько слов и о феномене «китайцев» на российском рынке. Ведущая четверка из Поднебесной чувствует себя в России совсем неплохо: Lifan прибавил 34% к результатам прошлого года, Geely — 55%, Great Wall – 39%, Chery – 4%. Эти автомобили становятся все качественнее, постепенно улучшается их сервисное обслуживание. Визуально заметно прибавилось количество китайских автомобилей на дорогах, причем выглядят они совсем не так убого, как еще лет пять назад. Так что у «восточного» сегмента рынка есть все предпосылки для роста, особенно при низком старте.

Что год текущий нам готовит?

Прогноз АЕБ на 2014 год составляет 2,73 млн авто, что лишь на 1,6% ниже показателя 2013 года. При самом пессимистичном сценарии эта цифра не должна упасть ниже 2,64 млн, при оптимистичном может достичь 2,85 млн шт., полагает Йорг Шрайбер, отмечая, что продажи автомобилей всегда тесно связаны с общим состоянием экономики, слишком много отраслей промышленности и торговли в этом задействовано. А сейчас нет причины говорить о том, что в стране ожидаются какие-то непреодолимые экономические проблемы. Каким будет нынешний год согласно автомобильному индикатору? На этот вопрос пока затрудняются ответить и в самом Комитете автопроизводителей. Но, по словам его главы, если нет причин ожидать худшего, нужно надеяться на лучшее.

«Автомобильный рынок стал зрелым, и в следующем году автопроизводителям будет еще сложнее, все основные изменения в его структуре скорее зависят от макроэкономических перемен. Так, например, в этом году отзыв лицензий у нескольких банков одновременно, заставил задуматься потенциальных покупателей о том, чтобы вложить свои сбережения в покупку автомобилей, благодаря чему доходы автодилеров и автопроизводителей ненамного, но выросли. А в целом, темп развития на российском авторынке останется прежним», - полагает Владимир Моженков, вице-президент ГК «АвтоСпецЦентр».

Однако пессимисты говорят, что рынок в текущем году все же может здорово просесть, так как мотиваторов роста практически не осталось: курс рубля падает, зарплаты при этом не увеличиваются, зато цены на топливо и ставки по кредитам ползут вверх. Премьер-министр Дмитрий Медведев поговаривает о возможной безработице, а драконовские меры, направление на вытеснение автомобилей из крупных городов, заставляют лишний раз задуматься перед покупкой авто. Чья точка зрения победит, покажет только время.

Подпишитесь на «За рулем» в