Топ-5 инициатив против беспредела на дорогах

Горячие политические новости последних недель переключили внимание общественности от внутренних проблем на международные события. Однако неравенство на дорогах, несправедливые налоги и глупые законы никуда не делись из нашей жизни. «За рулем.РФ» составил подборку лучших гражданских инициатив, которые нуждаются в вашем голосе.

Все перечисленные ниже предложения размещены на сайте Российской общественной инициативы (РОИ). Они затрагивают самые разные области — от дорожного ремонта до транспортного налога. Объединяет их одно — повышение роли самих автомобилистов в деле наведения порядка и справедливости на дорогах. По некоторым инициативам срок голосования истекает. И если они не успеют набрать нужного количества голосов для рассмотрения Госдумой, то совершенно неизвестно, когда что-то подобное предложат сами депутаты, да и предложат ли вообще.

1. Гарантийное обслуживание дорог вместо ежегодного ремонта

Кому не надоело постоянное перекладывание асфальта по весне, из-за чего весь город надолго встает в пробках? Так происходит потому, что в нашей стране сложилась порочная практика: строительная или ремонтная компания не несет ответственности за разрушение дорожного покрытия после того, как государство приняло работу. Вместо того чтобы каждый год тратить баснословные деньги на замену асфальта, лучше прописать гарантийный срок (3-5 лет), в течение которого компания обязана будет за свой счет устранять дефекты полотна — так считают авторы инициативы.

Владимир Карулин, главный редактор портала Roads.ru: «Без выполнения этих требований на наших дорогах так и будет процветать сезонный ремонт. Причем чем дальше, тем хуже. Тендеры на строительство дорог сегодня выигрывают агрессивные фирмы-однодневки, демпингующие и исчезающие сразу после того, как участок сдан. У них нет ни своей техники, ни опыта, ни имени — типичные шарашкины конторы.

При этом профессиональные строительные организации конкуренции с ними выдержать не могут, ведь кто предложил цену ниже, тот и выиграл конкурс. Без разницы, что за эти деньги ничего путного не сделаешь. Это привело к тому, что с рынка исчезло 20—25% серьезных компаний, существовавших более десятилетия. Результат налицо: верхний слой асфальта мы теперь меняем каждую весну».

2. Борьба с «мигалками» должна быть доведена до логического конца

Война российских автомобилистов против необоснованной привилегии чиновников — по совместительству атрибута воротил бизнеса и прочих «крутых» — продолжалась более четырех лет. Сейчас это уже представляется немыслимым, но в 2010 году количество автомобилей, не относящихся к оперативным службам, но имеющих спецсигналы, в одной только Москве превышало количество таких машин во всей Европе. Еще несколько лет назад хозяева «мигалок» и их охрана регулярно нападали на автомобилистов, если те отказывались уступать им дорогу. В ход шли кулаки, биты и даже огнестрельное оружие. Кажется, в этой войне простые граждане победили. Но Петр Шкуматов, координатор «Общества синих ведерок» — общественного движения, сформировавшегося непосредственно на «поле боя», — предупреждает: это действительно только так кажется.

Петр Шкуматов: «На сегодняшний день мы видим «замиренных» чиновников, которые по доброй воле отказались от использования спецсигналов. Но не потому, что им вдруг стало совестно, а потому, что они испугались общественного натиска. Эта тема стала для них слишком резонансной, компрометирующей. Однако «мигалки» у них никто не отбирал, не стоит обольщаться. Сейчас, когда накал страстей немного улегся, ничто не мешает им по-тихому вернуть все как было. Это рано или поздно произойдет, особо отъявленные уже так ездят. И тогда — на колу мочало, начинаем все сначала. Мы считаем необходимым довести дело до логического конца: законодательно отменить право приоритетного проезда для всех автомобилей, кроме машин оперативных служб. Это право должно остаться только у «скорой», МЧС и полиции. И это должно быть прописано в законе, а не зависеть от уступок чиновников».

3. Автоинспекция обязана штрафовать нарушителей на основании видеозаписи

Водители ставят видеорегистратор в машину ради собственной безопасности, но почему бы не расширить его использование, превратив в инструмент наведения порядка на дорогах? Сколько нарушителей ежедневно оказываются в кадре — и это сходит им с рук. На Западе дорожная полиция может выписать штраф или даже лишить прав за видео нарушения, неосторожно выложенного водителем на Youtube ради хвастовства. Вот и у нас каждый автомобилист, имеющий регистратор, мог бы внести свой вклад в обеспечение безопасности дорожного движения. Для этого достаточно обязать полицию возбуждать административное дело на основании представленной видеозаписи.

Дмитрий Гончаров, координатор движения «Стоп обочина»: «Реализация этой инициативы позволила бы гражданам самим обеспечивать свою безопасность и наказывать лихачей. В конечном счете, это бы снизило количество нарушений. Особенно тех, что не фиксируются камерами. Например, это бы точно сократило количество «обочечников», которые всех уже достали. А также число проездов перекрестков на красный свет и обгонов по встречной полосе в неположенном месте.

Существующий порядок рассмотрения видеоматериалов ГИБДД никуда не годится. Во-первых, инспекторы начинают якобы проверку, которая никогда ничем не заканчивается. А должны просто выписывать «письмо счастья», как это делает камера, не разбираясь, кто сидел за рулем. Во-вторых, передача видео должна быть анонимной — сейчас данные заявителя на раз оказываются у нарушителя. Сколько уже было случаев, когда к людям приезжали угрожать и даже жгли в отместку машины».

4. Долой транспортный налог

Семикратный обман автовладельцев — вот что представляет собой действующий в РФ транспортный налог, считает глава Федерации автомобилистов России (ФАР) Сергей Канаев. Отменить нелогичную, устаревшую подать предлагал даже Владимир Путин в 2012 году, но воз и ныне там. Еще бы, ведь это «лишние» 3 млрд руб. в год, идущие в бюджет. Между тем развитые страны давно перешли на систему подсчета «кто больше ездит, тот больше платит», включив сбор в топливный акциз. Может быть, и нам пора отказаться от прямого налога, который, по большому счету, не имеет отношения ни к транспорту, ни к содержанию дорог?

Сергей Канаев: «Мощность двигателя никак не отражает вреда, который автомобиль может нанести дороге или экологии. Какая-нибудь легковая Mazda может быть гораздо мощнее «Камаза», но ущерб, который последний наносит окружающей среде, несопоставим. Во-вторых, транспортный налог кажется нам несправедливым. По нашему мнению, исходить нужно из того, кто сколько ездит. От машины с целым табуном под капотом, но которая большую часть времени стоит в гараже, вреда меньше, чем от малолитражки из таксопарка. Именно поэтому транспортный налог должен быть включен в стоимость топлива, как в большинстве развитых стран, включая Китай.

Наконец, если сделать по-нашему, то деньги бы оставались в регионах, их можно было бы тратить на развитие дорожной инфраструктуры адресно. А не так, как сейчас: машина зарегистрирована в регионе с минимальной налоговой ставкой, но всю жизнь колесит по Москве, убивая дороги здесь, а не там. Автомобили на иностранных номерах вообще этого налога не платят, хотя амортизация от них такая же, как от местных».

5. Пешеходный переход на трассе должен быть подземным или регулируемым

Перебегающие дорогу пешеходы пугают и раздражают водителей. Но что делать людям, если власти не удосужились организовать удобный и безопасный переход? На многополосной дороге он должен быть только подземным или надземным — в крайнем случае регулируемым светофором. Простые «зебры» не гарантируют безопасности: водитель и пешеход просто не видят друг друга за соседними или припаркованными машинами. Ежегодно на российских дорогах погибает около 30 тыс. человек — население небольшого города. Не пора ли заставить государство думать о реальной безопасности вместо бесконечного поднятия штрафов?

Владимир Соколов, председатель межрегионального общественного движения «Союз пешеходов»: «Это совершенно правильная инициатива, которая, в совокупности с другими мерами, например, ношением фликера, даст пешеходам шанс выжить на российских дорогах. Особенно на загородных трассах, неосвещенных и с интенсивным движением. Теперь это уже не вопрос финансирования: дорожные фонды сегодня хорошо наполняются. И мы рассчитываем добиться того, чтобы не менее 15% средств при создании новой дороги тратилось на обеспечение безопасности пешеходов».

Напомним, в середине прошлого месяца ГИБДД опубликовала проект поправок в Правила дорожного движения. Среди предложений – обязать пешеходов носить светоотражающие элементы (фликеры) при переходе проезжей части в темное время суток. Подобное требование действует во многих странах мира. Согласно статистике, фликер снижает риск наезда в 6,5 раз.

Вместе с тем, «За рулем» выступил со своей инициативой, направленной на отказ от порочной практики требования медицинских справок с водителей. Подробнее об этом здесь.

[poll id="443"]

Подпишитесь на «За рулем» в