Крымское противостояние: задняя скорость автопрома

Противостояние России и мировых держав из-за территориальной целостности Украины не убьет российский автопром и не вынудит иностранные компании свернуть свои заводы в России. Но определенно выльется для бизнеса в значительные проблемы. Мы попробовали разобраться, в какие именно.

Почти все крупнейшие мировые автокомпании имеют в России сборочные площадки. Уровень их инвестиций в нашу экономику исчисляется уже сотнями миллионов долларов. Сборочные заводы не перенести на новое место, поэтому бизнес до определенной степени стал заложником сложившейся ситуации в нашей стране. А именно: девальвация рубля по отношению к доллару и евро вынудила и без того уткнувшуюся в стагнацию промышленность поднять ценники на свою продукцию. Но на этом дело не ограничилось. К примеру, совсем недавно была речь о возможных проблемах для совместного проекта «Автотора» и канадской компании Magna. По данным газеты «Коммерсант», чрезвычайно жесткая позиция Канады по вопросу Украины вызвала недовольство Кремля, которое может в итоге отразиться и на канадском бизнесе в России. Кто может стать следующим?

Исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов убежден, что западные чиновники на самом деле не желают ссориться с Кремлем по-настоящему, в том числе из коммерческих соображений. «Пока мы видим довольно специфическую критику российской власти, та же Ангела Меркель делает громкие заявления, но на деле пока это не выливается в серьезные санкции. Совсем резко высказываются только Прибалтика и Польша, которые априори настроены на критику России», — пояснил корреспонденту «За рулем.РФ» исполнительный директор «Автостата».

По его словам, в Европе политики очень чутко прислушиваются к бизнесу. А тем же немцам, к примеру, крайне невыгодно потерять калининградский «Автотор» или, скажем, иные совместные проекты. Впрочем, очевидно и то, что автомобильные цены пока не отражают реальной картины произошедшего. «Те, кто это понимает, пошли в автомобильные салоны и приобрели автомобиль по старым расценкам», — продолжает аналитик. Именно с этим связано замедление спада продаж в феврале. «Но если санкции все же будут введены, то мы столкнемся с падением спроса. Автомобили попросту не будут покупать», — уверен Удалов. Логично, что и цены на импортируемые автомобили продолжат рост из-за снижения курса рубля.

При этом проблем с перепроизводством, как было во время кризиса 2008-2009 годов, уже не будет: автопроизводители стали гибче и чутче реагировать на малейшее снижение спроса – чуть что, сразу сокращают рабочие смены и объемы выпуска новых машин. В этой связи возникает вопрос о том, как компании будут удовлетворять требования 166-го постановления Правительства РФ о промышленной сборке. Ведь там среди прочего есть обязательства об увеличении объемов сборки новых машин, создании локальных научно-исследовательских центров и подразделений по производству двигателей и трансмиссий. Постановление постановлением, но какой с точки зрения коммерции смысл в затаривании складов машинами, если их не будут покупать, да и кто будет строить новые моторные или трансмиссионные заводы в такой ситуации?

«Вопрос привлечения производителей компонентов, которые так нужны автозаводам в соответствии с обязательствами по промышленной сборке, действительно очень сложный. Крупные игроки этого бизнеса уже здесь, но средние компании будет сложно убедить инвестировать в Россию. Особенно с учетом нестабильности рубля», — рассказывает старший менеджер практики PwC по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли Сергей Литвиненко.

Однако российский рынок покидать никто не будет. Совершенно очевидно, что он один из лидирующих в Европе, поэтому свои инвестиции у нас все компании постараются сохранить, ведь международные проблемы когда-нибудь закончатся. «В худшем случае некоторые производители, занятые в крупноузловой сборке, могут продать свои мощности», — полагает Удалов.

«Вероятнее всего, правительство России все же пойдет на уступки. Понятно, что те объемы, которые были затребованы изначально, невыполнимы. Тем более с учетом форс-мажорных обстоятельств», — объясняет Литвиненко. Хуже всего придется компаниям с небольшой долей локализации на отечественном рынке. Тем, у кого степень интеграции в российскую экономику высока, падение рубля даже поможет, потому что в этом случае снижается себестоимость собранного автомобиля.

В этом плане условно в более выгодном положении окажется АВТОВАЗ, поскольку у него наиболее высокая локализация. «Однако и новые «Лады» уже содержат большое количество импортных комплектующих, что в свою очередь увеличит их цену», — заметил Удалов. Российские компании такие, как тольяттинский автогигант, ГАЗ и КАМАЗ в свою очередь сильно проиграют, если Украина заключит соглашения об экономическом сообществе с Евросоюзом. «У нас значительные преференции в плане импорта на Украину, если все это отменят, то наши машины фактически сравняются в цене с иномарками, и тогда конкурировать будет сложно», — продолжает мысль исполнительный директор объединения автопроизводителей России (ОАР) Игорь Коровкин.

При самом негативном развитии внешнеполитического сценария исконно российские компании, тот же АВТОВАЗ, например, смогут заменить иностранные комплектующие отечественными аналогами. «Было 80% локализации, станет 90% или попросту откажутся от некоторых опций», — заключил представитель ОАР.

Подпишитесь на «За рулем» в