Электронные полисы ОСАГО: «автогражданка» в обход брокеров

Страховые тарифы «автогражданки» уже в апреле могут подскочить в цене. Но есть и хорошие новости: россиянам дадут возможность оформить полис через Интернет в обход брокеров. Плюсы и минусы готовящейся страховой реформы оценил корреспондент «За рулем.РФ».

Полисы подорожают в апреле

Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) превратилось в убыточный бизнес. Этот тезис, оспариваемый противниками повышения страховых тарифов, подтвердил на вчерашней пресс-конференции руководитель департамента страхового надзора Центробанка (ЦБ) Игорь Жук. По его словам, базовая цена полиса не менялась с момента вступления в силу Закона об ОСАГО в 2003 году и давно уже не соответствует современным реалиям. Даже право регионов делать собственную надбавку к цене полиса не спасает ситуацию: по итогам 2013 года множество регионов показали убыточность более 100%.

«У нас впервые за несколько лет темпы роста выплат по ОСАГО и каско превышают темпы роста по премиям, — заявил руководитель департамента страхового надзора. — И, что ярко проявилось, это большое количество регионов, которые показывают коэффициент убыточности по ОСАГО заметно больше 100%. Цифры за 2013 год весьма красноречивы: начиная с Камчатского края, коэффициент убыточности по ОСАГО — 139%».

Так происходит потому, что мы опаздываем с тарифной политикой, заключил Игорь Жук. Но на сколько именно вырастут страховые тарифы? Это пока неизвестно. Возможная цифра — 40% — была озвучена зампредом ЦБ Владимиром Чистюхиным. Он подчеркнул, что она предложена Российским союзом автостраховщиков (РСА) и нуждается в тщательной проверке.

«Есть сторонники того, что тарифы должны повыситься на многие десятки процентов, а то и в разы. А кто-то, наоборот, говорит, что их вообще трогать не надо. Нам нужна собственная актуарная оценка той цифры, которую предоставил РСА», — отметил Чистюхин.

Чтобы провести такую оценку, ЦБ заключил договор с американской консалтинговой компанией Tower Watson. Верификация должна состояться до конца текущего месяца, а в апреле будут объявлены ее результаты. Однако даже если цифра 40% окажется верна, цена на полис не будет повышена одномоментно. «Если исследование покажет, что требуется значительное увеличение тарифов, мы постараемся разбить его на два-три года», — заверил собравшихся зампред ЦБ.

Оформить ОСАГО можно будет онлайн

Повышение цены полиса до определенной степени компенсируется тем, что купить его станет возможным без посредника — страхового брокера. А значит, автомобилистам не придется платить комиссию. Для этого в законопроект об ОСАГО вводится понятие «электронный полис». Оформить его можно будет на сайте страховой компании: для этого автовладельцу потребуется наличие простой электронной подписи.

«Один из важнейших законопроектов, который будет разработан в этом году Центробанком, — законопроект об ОСАГО, — заявил Владимир Чистюхин. — Проект уже принят в первом чтении, так что можно сказать, он находится в высокой степени готовности. Один из ключевых моментов, который мы постараемся проработать к весенней сессии Госдумы, касается введения электронного полиса».

По словам зампреда ЦБ, в настоящее время ведутся переговоры с удостоверяющими центрами, ведь полноценная электронная подпись — недешевое удовольствие. Но она и не нужна автовладельцам в полном объеме, достаточно ее упрощенного аналога.

Еще одним электронным новшеством, связанным с принятием нового закона, станет Бюро страховых историй — глобальный банк данных о владельцах полисов каско и ОСАГО. Как пояснил Чистюхин, бюро будет представлять собой вертикально интегрированную систему, созданную на базе одного из регуляторов страхового рынка, например РСА. В качестве примера для подражания возьмут существующее Бюро кредитных историй, но без его негативных черт, отметил зампред Центробанка.

Напомним, что законопроект об ОСАГО также предусматривает поэтапное увеличение страховых сумм, в пределах которых страховщик будет возмещать вред как жизни и здоровью потерпевшего (со 160 до 500 тыс. руб.), так и его имуществу (со 120 до 400 тыс. руб.). Кроме того, расширится лимит выплат по европротоколу — самостоятельному оформлению аварий без участия ГИБДД — с нынешних 25 тыс. до 400 тыс. руб. Пилотный вариант обновленного европротокола будет действовать в четырех регионах: Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Закон «О защите прав потребителей» скорректируют

Важным фактором, задерживающим принятие нового Закона об ОСАГО, являются плачевные взаимоотношения между страхователями и страховщиками. Прошедший год стал рекордным для страховых компаний по количеству тяжб с автомобилистами, недовольными размерами выплат. На фоне этого множатся конторы по оказанию юридических услуг, специализирующиеся на выбивании денег со страховщиков. Ситуацию необходимо изменить, например, обязав автомобилистов урегулировать претензии в досудебном порядке. Без консенсуса по этому вопросу эволюция ОСАГО невозможна, заявил Чистюхин.

Он пояснил, что в настоящий момент автомобилисты, попавшие в ДТП, обращаются в страховую компанию, а потом сразу идут в суд, так как объявленная сумма выплаты их не устраивает. В результате суды завалены исками, а страховщики вынуждены тратить деньги на ведение тяжб. Вместо этого автомобилистам будет предложено написать сначала претензию в страховую компанию, а уж потом принимать решение — судиться или нет.

«Нам бы хотелось, чтобы система досудебного регулирования была прямо установлена, — признался Чистюхин. — Это означает две важные стадии. Первая: при наличии страхового случая застрахованное лицо сперва обращается в страховую компанию. После этого, если по его мнению, вопрос с ним урегулирован не полностью, свои претензии он подает также в страховую компанию. Второе: сроки рассмотрения претензии должны быть минимальными — 10-15 рабочих дней».

Отметим, что над снижением количества судебных разбирательств трудится и Российский союз автостраховщиков, создавая в инициативном порядке свою единую методику подсчета ущерба при ДТП. Этот документ должен был подготовить Минтранс еще в 2003 году. Вместо него на сегодняшний день существует три подобных методики, что приводит к существенным расхождениям в суммах выплат, и является главной причиной всех тяжб автомобилистов со страховыми компаниями. Работу над единой методикой РСА планирует завершить к лету этого года.

Подпишитесь на «За рулем» в