Санкции ЕС: Chery и Changan вместо Volkswagen и BMW

Brilliance, Changan, FAW, Dongfeng, BYD, Hawtai… Еще какие-то два года назад не каждый знаток автомобильной отрасли смог бы назвать вам эти китайские компании. Однако сегодня они уже строят далеко идущие планы на российский рынок. Эксперты предупреждают, что в случае экономических санкций Евросоюза и США они займут место, освобожденное европейским бизнесом.

Эксперты по-разному оценивают потенциал китайского автопрома в России. Есть мнение, что при условии сохранения статус-кво в нынешней внешнеполитической ситуации уже через три года 10% отечественного рынка перетянут на себя китайские компании. Этому способствует необычный всплеск их активности, пришедшейся на 2013 год и начало нынешнего года.

По мнению аналитиков, внезапная активность китайцев имеет вполне определенную подоплеку. «Некоторое время назад существовали довольно значительные ограничения на неформальном уровне для экспансии китайских брендов, —рассказывает Сергей Литвиненко, старший менеджер PwC по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли. — Это было связано с защитой отечественных производителей. В какой-то момент на высшем уровне между Россией и Китаем, опять же в неформальной форме, произошло понимание, что ситуация изменилась. И мы теперь взяли курс на сближение с восточным партнером».

Смягчение позиции российских властей в отношении китайских компаний во многом объясняется еще и тем, что АВТОВАЗ после многочисленных дотационных вливаний, наконец, смог обновить модельную линейку и перестроить свою бизнес-модель. К тому же сейчас уже нельзя назвать волжского гиганта по-настоящему отечественной компанией. Он принадлежит и управляется альянсом Renault-Nissan, а это означает, что его проблемы по большей части уже не головная боль Правительства РФ.

Китайский бизнес остро чувствует конъюнктуру рынка и упредительно реагирует на внешнеполитические события, сходятся во мнении эксперты. «Возможные санкции для России, безусловно, подстегнули китайскую активность», — реагирует Игорь Коровкин, исполнительный директор Объединения автопроизводителей России (ОАР). По его словам, сейчас около 65-70% российского автомобильного рынка поделено между автокомпаниями, являющимися налогоплательщиками Евросоюза.

«Большая часть средств от проданного автомобиля возвращается в Европу, фактически мы оплачиваем их рабочие места. Поэтому для них очень важно наш рынок сохранить», — продолжает Коровкин. В то же время, по его словам, китайцы готовы в любой момент занять место европейцев на рынке России. «Если вспомнить китайские автомобили на минувшем Женевском автосалоне, то это уже вполне современные автомобили, ничем не хуже европейских», — заметил исполнительный директор ОАР.

В премиум-сегменте автомобили из Поднебесной пока не могут конкурировать с японским и немецким автопромом, а в среднеценовой категории они уже достаточно сильные соперники, убежден Сергей Климов, генеральный директор «Долавто» (официальный дилер Geely, Brilliance Chery и ТагАЗ). «Освоение российского рынка китайскими компаниями напоминает волнообразное движение. После первых волн кто-то откатился обратно, а кому-то, как, например, Geely и Chery, удалось зацепиться. Но с каждой новой волной их прибывает все больше. Они просчитали ошибки прежних лет, расширили модельный ряд, налаживают поставки запчастей. И потом, нынешние китайские автомобили по качеству уже не сравнить даже с теми, что предлагались 3-5 лет назад», — комментирует бизнесмен.

Прототип будущего флагмана в линейке Dongfeng наступает на пятки европейским аналогам

Для дилеров работать с китайскими компаниями намного проще. По словам Климова, европейские представительства выдвигают более жесткие требования и не так охотно идут на уступки. В то же время китайцы более гибки в обращении со своими дилерами. «Они прекрасно понимают, что если они будут непреклонными в каких-то моментах, то дилеру будет трудно в следующий раз выкупить большее количество машин, а зачем им чтобы склады «распухали» от товара?» — объяснил собеседник.

Подпишитесь на «За рулем» в